Обращение в Министерство Юстиции по результатам проведения конференции «Оптимальная модель обеспечения учреждений...

Обращение в Министерство Юстиции по результатам проведения конференции «Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН правовой информацией»

1132

Уважаемый Александр Владимирович!

 

Обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть выводы и предложения участников проведенной 21 мая конференции «Оптимальная модель обеспечения учреждений ФСИН правовой информацией», проведенную в рамках проекта, осуществляемого при поддержке Фонда Президентских грантов.  Предложения основаны на практике работы региональных уполномоченных по правам человека, общественных наблюдательных комиссий, неправительственных организаций и других институтов гражданского общества.

В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, предусматривающих предоставление осужденным и лицам, содержащихся под стражей, правовой и юридической информации со стороны администрации учреждений ФСИН России. Заключенным в обязательном порядке представляются только сведения об их правах и обязанностях в соответствии с их правовым статусом. При этом отсутствуют и нормативные правовые акты, на основании которых выделялись бы бюджетные средства с целью реализации указанных задач, в том числе на пополнение библиотечных фондов и развитие иных информационных ресурсов, которыми могли бы пользоваться заключенные.

Наиболее уязвимыми с точки зрения доступа к актуальной правовой информации, оказываются те категории граждан в местах принудительного содержания, которые не имеют возможности получать информационные услуги на платной основе.  В результате, значительная часть заключенных вынуждена полагаться на помощь государственных правозащитных структур, общественных организаций и родственников, которые обладают еще меньшими ресурсами и полномочиями по предоставлению информации и правовому консультированию.

Таким образом, право на доступ к получению актуальной правовой информации, и, соответственно, право на доступ к правосудию реализуется в учреждениях ФСИН далеко не в полной мере и не в равной степени. Соответственно, это негативно сказывается и на решении задач уголовно-исполнительной системы – исправлению осужденных и их социальной реабилитации.

 

По мнению участников конференции, для того, чтобы преодолеть существующее ограничение на равный доступ граждан в УИС к информации и правосудию, следует активизировать реализацию положения Концепции развития УИС до 2020 года (раздел «Обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей»), которое предусматривает

 

«проработку возможностей расширения способов получения общедоступной информации и поддержания социальных связей, в том числе посредством использования теле- и радиоприемников, иных электронных устройств, а также исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и телефонной связи».

 

Помимо проработки нормативно-правового обеспечения, необходимого для реализации данного положения, предлагается разработать и внедрить в практику работы ФСИН России и МВД РФ нормативный документ, вводящий «минимальные стандарты» обеспечения правовой и иной информацией граждан, содержащихся в закрытых учреждениях этим ведомств.

 

В случае создания на базе Министерства юстиции РФ соответствующей рабочей группы, просим включить в ее состав представителей Уполномоченного по правам человека в РФ, специалистов и правозащитников.

 

Прилагаемые ниже выводы и рекомендации конференции могли бы быть использованы при рассмотрении комплекса вопросов, связанных с информационно-правовым обеспечением учреждений закрытого типа и содержащихся в них лиц.

 

 

С уважением,

 

Директор                               Дзядко Наталия Михайловна

 

Приложение

Информационно-правовое обеспечение

осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Выводы и предложения участников конференции

 

В конференции «Оптимальная модель информационно-правового обеспечения учреждений ФСИН» приняли участие представители 30 организаций из 13 регионов, которые в рамках своих функциональных обязанностей отвечают на информационно-правовые запросы лиц, содержащихся в уголовно-исполнительной системе, проводят групповые и индивидуальные мероприятия по правовому консультированию осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

После заслушивания и обсуждения докладов и сообщений об опыте работы применительно к затронутых проблемам участники пришли к следующим выводам:

  • полноценное обеспечение доступа осужденных к правовой и социально значимой информации соответствует статье 9, ч.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Исправление осужденных и его основные средства»;
  • возможность беспрепятственно пользоваться источниками правовой информации в местах принудительного содержания является необходимым условием эффективного правового воспитания и способствует преодолению правового нигилизма в среде заключенных, профилактике конфликтов и недоверия между ними, стимулируют их законопослушное поведение и осознание ценностей права на основе уважения достоинства каждого человека;
  • в условиях длительной изоляции от общества для ресоциализации осужденных особенно значима информация общедоступного характера;
  • спрос на информацию, в том числе правовую, в настоящее время удовлетворяется далеко не полностью, во многих библиотеках учреждений ФСИН полностью отсутствует актуальная юридическая литература);
  • потребности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в основном, удовлетворяется за счет сторонних организаций - об этом свидетельствуют десятки тысяч обращений, поступающих в адрес уполномоченных по правам человека и в некоммерческие организации;
  • информационно-правовой вакуум усиливает недоверие заключенных к органам государственной власти, омрачает психологическую обстановку в местах содержания, негативно сказывается на достижении целей наказания и задач, указанных в ст. 1, ч.2 УИК РФ: «охрана … прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации»;
  • современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности получения правовой и иной информации в закрытых учреждениях;
  • организация ограниченного и контролируемого доступа к сети «Интернет», использование электронных устройств для получения и хранения информации в учреждениях ФСИН без ущерба для безопасности и обеспечения законных интересов заключенных, по мнению IT-экспертов, не представляют сложности с технической точки зрения.

 

В связи с этим считаем необходимым предложить Рабочей группе Министерства юстиции рассмотреть некоторые меры конкретного и более общего характера.

 

  1. Конкретные меры организационного характера

(для реализации в краткосрочный период)

  • Изыскать возможность материально-технического обеспечения учреждений ФСИН в целях их подключения к бесплатному официальному правовому порталу http://pravo.gov.ru/, к системе ГАС «Правосудие», Национальной Электронной Библиотеке (нэб.рф) и т.п., разрешив контролируемый доступ к ним заключенных;
  • Распространить право пользования электронными книгами не только на осужденных, содержащихся в облегченных условиях, но и на другие категории лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, ограничив их контент правовой информацией и установив порядок их хранения и выдачи по согласованию с должностными лицами УИС;
  • Разрешить заключенным без ограничений получать юридическую литературу, издания и материалы правового характера от любых физических и юридических лиц - в зависимости от типа учреждения ФСИН и условий их работы;
  • Согласовать организацию подписки на «Российскую газету» за счет средств федерального бюджета из расчета один экземпляр на каждые 50 осужденных, находящихся в исправительной колонии, или 10 экз. Для каждой библиотеки СИЗО;
  • Разрешить использование оргсредств и расходных материалов учреждения для копирования и вывода на печать выдержек из необходимых заключенным нормативных правовых актов и комментариев к ним - по льготной цене или безвозмездно при согласовании с ответственным должностным лицом и в оговоренном нормативно объеме;
  • Урегулировать порядок пополнения фондов библиотек учреждений ФСИН России, ввести штатную должность гражданского персонала по специальности «библиотекарь» - путем внесения изменений и дополнений в УИК РФ, Федеральный закон № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приведя их в соответствие с требованиями ФЗ «О библиотечном деле»;
  • Установить нормативные требования к наличию и размещению на территории учреждения ФСИН информационных терминалов, обеспечить отвечающий спросу порядок доступа к ним и получения при работе с ними печатных копий;
  • Закрепить нормативно возможность, порядок и материально-техническое обеспечение централизованного распространения по учреждениям ФСИН актуальной правовой информацией на внешних носителях (CD-дисках, флешкартах и т.д.);
  • Предоставить возможность иметь при себе юридическую литературу и канцелярские принадлежности лицам, содержащимся в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа;
  • Обеспечить финансирование и осуществление переводов на иностранные языки, а также на азбуку Брайля, основных нормативных правовых актов, прежде всего Правил внутреннего распорядка ИУ и СИЗО, в количестве, соответствующем минимальной потребности в них для граждан иностранных государств и лиц без гражданства, начиная с содержащихся в СИЗО и ЦВСИГ.
  1. Меры более общего характера
    • Сформулировать понятие «малоимущие граждане из числа осужденных и лиц, содержащихся под стражей» и распространить на них действие Федерального закона об оказании бесплатной юридической помощи;
    • Закрепить в Уголовно-исполнительном кодексе РФ обязанность руководства органов и учреждений ФСИН предоставлять доступ государственным органам и организациями гражданского общества с целью проведения групповых мероприятий по правовому просвещению и индивидуальных правовых консультаций;
    • Разработать нормативные положения, регулирующие полноценный доступ к публичной информации правового характера в учреждениях ФСИН, в целях создания благоприятных условий для ресоциализации и адаптации осужденных;
    • Включить в ежегодные показатели деятельности территориальных органов ФСИН количественные показатели оснащенности учреждений юридической литературой, техническими средствами доступа к правовой информации и пользования ею, в том числе в электронном и печатном виде;
    • Рекомендовать территориальным органам ФСИН проработать меры эффективного информационно-правового обеспечения заключенных и сотрудников учреждений с использованием региональных ресурсов, в том числе, создать рабочие группы, в состав которых включить представителей уполномоченных правам человека и ОНК в субъектах РФ, общественных советов при территориальных управлениях ФСИН и региональных органов государственной власти, специалистов данного профиля.

 

Москва, 21 мая 2018 г.