Совет поддерживает внесенный в Госдуму законопроект о запрете помещать подсудимых в «клетки»...

Совет поддерживает внесенный в Госдуму законопроект о запрете помещать подсудимых в «клетки» и «аквариумы»

894

В Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подготовлено экспертное заключение на проект федерального закона № 587542-7, который сегодня внесен в Государственную думу членами Совета Федерации А.А.Клишасом, А.И.Александровым, А.Д.Башкиным, Л.Н.Боковой и А.А.Салпагаровым.

Данный законопроект вносит изменения в статью 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ, дополнив ее частью третьей следующего содержания:

"3. Запрещается помещать подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в защитные кабины в процессуальной зоне залов судебных заседаний, а также использовать иные конструкции, препятствующие общению указанных лиц с адвокатом (защитником)."

Фактически документом вводятся дополнительные гарантии для подозреваемых, обвиняемых или подсудимых на получение ими квалифицированной юридической помощи (защиты) по уголовным делам в период разрешения судами общей юрисдикции вопросов, связанных с привлечением первых к уголовной ответственности в порядке, определяемом положениями УПК РФ.

Прежде чем дать оценку предлагаемым новациям, члены Совета считают важным обратиться к существу вопроса с точки зрения описания нынешних условий содержания подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в так называемых ограждающих конструкциях, установленных в судах общей юрисдикции.

До 2013 года проектирование вновь сооружаемых и реконструированных зданий Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, городских и районных судов, размещаемых в населенных пунктах, осуществлялось в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции (СП 31-104-2000).

Правила предусматривали наличие подзоны для подсудимых в залах судебных заседаний по уголовным делам, огороженной с четырех сторон металлической заградительной решеткой, состоящей из металлических прутьев диаметром не менее 14 мм., высотой 120 см. с потолком из стальной проволоки или распространяющихся до потолка зала судебных заседаний, имеющей дверь (пункты 5.4, 5.9 и 8.3 Правил СП 31-104-2000).

С 01 июля 2013 года проекты и планировка зданий судов общей юрисдикции регулируются Сводом правил СП 152.13330.2012, подготовленным группой специалистов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, архитектурных и строительных организаций и утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 25 декабря 2012 года.

Правила СП 152.13330.2012 распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом для реконструируемых зданий настоящий Свод правил следует использовать по возможности (пункт 1.2 Правил СП 152.13330.2012).

Правила СП 152.13330.2012 предусматривают два вида "защитных кабин" в залах судебных заседаний для лиц, содержащихся под стражей, а именно: "защитная кабина" из металлических прутьев с теми же характеристиками, которые были установлены Правилами СП 31-104-2000, и "изолирующая прозрачная защитная кабина", выполненная из стального каркаса и стен из пуленепробиваемого стекла. Обе кабины оборудуются дверьми, запираемыми снаружи.

Поскольку здания судов в основном в стране построены до 2013 года, в настоящее время защитные кабины представлены преимущественно металлическими кабинами. Стеклянные встречаются значительно реже.

По мнению Совета, содержание в таких кабинах де-юре невиновных граждан вызывает обеспокоенность в плане охраны их прав и свобод, закрепленных как в нормах национального законодательства, так и в международных нормативных правовых актах и в первую очередь — в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, а потому Совет поддерживает внесение соответствующих изменений, в том числе и по нижеследующим основаниям.

Во-первых, в действительности на практике у адвокатов и их подзащитных возникает целых ряд проблем в общении друг с другом в условиях нахождения последних в любом из двух перечисленных выше типов защитных кабин. В первую очередь речь зачастую идет о невозможности получения юридических консультаций доверителями от адвокатов без нарушения конфиденциальности. Кроме того, также ограничен обмен между ними документами и записками, имеющими прямое отношение к тактике защиты по делу.

Во-вторых, если перенести фокус зрения в другую плоскость, а именно - создание условий для соблюдения принципа презумпции невиновности, то сам по себе факт того, что лицо, в отношении которого судом рассматривается, по сути, вопрос о его виновности в совершении уголовно наказуемого деяния и которое при этом вынуждено находиться в условиях кабины, автоматически способствует формированию мнения участников процесса, слушателей (а среди них могут быть и представители средств массовой информации) и, что немаловажно — суда, о наличии достаточных оснований считать, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый действительно причастен к совершению преступления и боле того — виновен во вменяемом ему нарушении закона.

В этом вопросе Совет, безусловно, солидарен с позицией Европейского Суда по правам человека, отраженной в его многочисленных постановлениях,2 суть которой сводится к тому, что "обвиняемый не должен иметь на себе никаких внешних признаков его виновности во время судебного процесса", что могло бы повлиять на презумпцию невиновности. К этим признакам может относиться содержание обвиняемого в клетке в зале суда.

В-третьих, нам представляется, что само по себе содержание лица, в отношении которого обвинительный приговор не вступил в законную силу, не рядом со своим защитником (на одной, так сказать, скамейке), а за его спиной и в клетке или в будке из пуленепробиваемого стекла порождают у первого чувства беспомощности и собственной неполноценности, неразрывно связанные с нарушением его права не подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.

Учитывая изложенные выше соображения, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендует Федеральному Собранию Российской Федерации принять данный законопроект.

источникhttp://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5041/