Президент рассмотрит возможность закрепить пытки в виде отдельного состава преступления

Президент рассмотрит возможность закрепить пытки в виде отдельного состава преступления

696
https://i.ytimg.com/vi/mv8JgctopJk/maxresdefault.jpg
Кроме того, было внесено предложение о расширении штата сотрудников СК РФ, занимающихся расследованием пыток, – на данный момент количество таких следователей в стране составляет 36 человек.

11 декабря Владимир Путин провел первое после плановой ротации заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Ранее «АГ» писала о том, что 3 декабря он подписал Указ об утверждении состава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Теперь в его состав входит 51 человек, 7 из этого числа являются адвокатами.

На мероприятии председатель СПЧ Михаил Федотов поднял проблему пыток. По его мнению, необходимо наладить реальный общественный контроль и в более широких масштабах внедрить системы видеофиксации с обеспечением доступа членов ОНК к видеозаписям. «Требуется искоренить неуместную цеховую солидарность, когда правоохранительные надзорные органы фактически закрывают глаза на преступления коллег», – добавил он.

Член СПЧ Игорь Каляпин отметил, что почти все уголовные дела о пытках начинались с того, что органы Следственного комитета многократно отказывали в возбуждении дела. Он напомнил, что в 2012 г. в Казани во время допроса был насмерть замучен Сергей Назаров, задержанный за мелкую кражу. Тогда с проверкой в Казань выехал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Были выявлены многочисленные укрывательства следователями преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. В связи с этим Александр Бастрыкин подписал Приказ № 20, которым в структуре СК РФ было создано подразделение, специализирующееся на раскрытии именно таких преступлений.

По мнению Игоря Каляпина, создание спецподразделения устранило конфликт интересов, с которым обычно сталкиваются следователи низового звена при проверке и расследовании сообщений о преступлениях, связанных с пытками в полиции и в местах лишения свободы. Он указал, что в этом подразделении работают всего 36 следователей, а в их производстве находится менее 1% от общего количества уголовных дел этой категории –остальные расследуются «следователями на местах».

В связи с этим член СПЧ предложил увеличить численность штата подразделения. По его мнению, оно способно существенно помочь противодействию пыткам, которые, по его словам, уже начали применяться сотрудниками ФСБ.

Игорь Каляпин также указал, что запрет пыток в России носит декларативный характер, поэтому назрела необходимость их криминализации через введение самостоятельного состава преступления в УК.

Он напомнил, что Комитет против пыток ООН критикует Россию за то, что статистика по таким делам размыта, поскольку ответственность предусматривается тремя статьями Уголовного кодекса. И это несмотря на то, что Россия давно ратифицировала Конвенцию против пыток, предусматривающую криминализацию пыток именно в качестве самостоятельного состава преступления.

Член СПЧ считает, что предложение по установке видеокамер – правильное, однако важно понимать, кто просматривает записи. По его мнению, «ярославская история» в этом плане показательная, так как видеозапись была. «Другое дело, что ни прокурор по надзору, ни начальник учреждения, ни следователь, который ее просматривал, законного решения не приняли, дело своевременно не возбудили... Наверное, нам нужно вернуться к вопросу о восстановлении правозащитных функций общественных наблюдательных комиссий», – заметил Игорь Каляпин. Он пояснил, что сейчас в ОНК правозащитников почти не осталось, а Совет Общественной палаты «не интересуется проблемой соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, не знает ситуации там, не знает правозащитного сообщества, не понимает, кто и как там работает».

Игорь Каляпин предложил внести изменения в Закон об ОНК, предусмотрев формирование общественных наблюдательных комиссий совместно с омбудсменом, отметив, что данной проблемой занимается Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. По его мнению, в России должен быть создан национальный превентивный механизм во главе с омбудсменом, чтобы он координировал ОНК, которые, в свою очередь, информировали бы его о своей деятельности.

Владимир Путин пообещал проработать вопрос о возможной криминализации пыток и введении специального состава преступления. Отвечая на просьбу расширить численность спецподразделения, занимающегося пытками, он сообщил, что сейчас, напротив, происходит сокращение его состава; однако отметил, что подумает и над этим вопросом.

Между тем исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков в своей недавней публикации на сайте «АГ» указал, что миссию по ликвидации пыток должны взять на себя гражданское общество и его институты, в том числе адвокатура. Он обозначил ряд мер, которые должны быть приняты адвокатским сообществом для предотвращения пыток, в частности указав на необходимость разработки законопроекта об уголовной ответственности за пытки и методики расследования данного вида преступлений.

Источник: Адвокатская газета