Вводится разрешительный порядок, который полностью переводит баланс в пользу ФСИН. Правильная конструкция нормы была бы, если бы при запрете использовать личную технику ОНК у ФСИН была бы обязанность снимать все, что требует ОНК. Такая система в Норвегии — проносить нельзя ничего, но снимается все, на что указывает адвокат/посетитель и пр. Отметим, что Комитет против пыток ООН после рассмотрения официального доклада РФ в этот Комитет указал в своих рекомендациях на то, что России необходимо обеспечить эффективное и независимое функционирование ОНК.
В предлагаемой редакции и пояснительной записке нет ни слова об ответственности должностных лиц. Поэтому предлагаемый порядок становится полностью разбалансированным.
- Вводили бы ответственность за неисправность техники ФСИН;
- Устанавливали стандарты техники для обеспечения съемки, которая позволяла бы получать изображения надлежащего для официальных разбирательств качества;
- Вводили бы ответственность за несохранность записей;
- Вводили бы ответственность за непредоставление записей видеорегистратора сопровождающего.
Кроме того, не установлены сроки хранения записи с видеорегистратора сопровождающего, хотя срок хранения снятого для ОНК материала предлагается установить в 2 года (поправка в п. 15,6). Логично хранить записи видеорегистратора столько же по времени. А также не установлена обязанность предоставлять записи видеорегистратора по требованию членов ОНК.
Самое важное: в проекте закона нет не только прямой обязанности ФСИН все снимать (за исключением каких-то специфически секретных объектов безопасности), но ФСИН вручается полномочие определять относимость события к правам человека и место, в котором возможна съемка.
Поэтому проблема этого проекта Положения не в том, что ФСИН требует снимать на свою технику, а в том, что ФСИН принимает решение разрешать или нет в каждом требуемом случае сам факт съемки и будет определять, что такое нарушение и место, которое допустимо для съемки. То есть устанавливается два барьера, которые выхолащивают саму идею независимого наблюдения. Заинтересованные лица — то есть, учреждения — не должны принимать решения о возможности или невозможности осуществления членами ОНК съемки. ОНК не могут зависеть от решений администраций/сотрудников в тех местах, которые они должны контролировать. Это противоречит целям и задачам общественного контроля.
Кроме того, предлагаемыми правилами создается, по сути, инструмент, с помощью которого ФСИН сможет создавать нужную картинку силами ОНК.
Далее дается оценка предлагаемым поправкам ФСИН.
Новая редакция п. 13 следующая: В случае обсуждения членами комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, …, беседа прерывается.
Действующая редакция: 13. Кино-, фото- и видеосъемка подозреваемых и обвиняемых, их интервьюирование осуществляются с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых.
Предложенными изменениями фактически вводится презумпция недобросовестности членов ОНК.
Полностью проигнорирован вопрос об обеспечении конфиденциальности общения членов ОНК и заключенных. В частности, предложенные изменения создают коллизию с ч. 2 ст. 23 УИК РФ, когда члены ОНК вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений видеть их, но не слышать. Теперь, если записи будут просматриваться, администрации сразу будет известно о содержании беседы с осужденными.
Не уточняется, в течение какого периода времени должна храниться эта видеозапись.
В этом пункте нет оговорки, что решение администрации должно быть подчинено обоснованному требованию обеспечить секретность/безопасность, и запрет может быть связан только с этим. Отсутствие такого условия дает администрации широкие разрешительные возможности.
Неясно, кто будет осуществлять съемку: члены ОНК с помощью техники учреждения или сами сотрудники учреждения.
Неясно, почему предлагается исключить п. 2. Этот пункт сейчас звучит так:
2. При осуществлении своей деятельности комиссии руководствуются Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 153; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1 (ч. I), ст. 1; N 30, ст. 3745), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2001, N 26, ст. 2589; 2003, N 50, ст. 4847), Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831; N 24, ст. 2834; N 26, ст. 3077), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; 2007, N 7, ст. 830, 831; N 30, ст. 3808; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418), Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2789), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189 (зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2005 г., регистрационный N 7139), Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2005 г., регистрационный N 7161; 17 марта 2008 г., регистрационный N 11 348), Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311 (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2006 г., регистрационный N 8375), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Даже если этот пункт убрать, все эти нормы не перестают быть относимыми и актуальными.
2. Запись должна позволять установить дату и время съемки;
3. Определить, кто будет осуществлять съемку: члены ОНК или сотрудники учреждения. Если сотрудники учреждения, то необходимо закрепить, что они не могут отказать членам ОНК снимать те или иные обстоятельства;
4. Установить, что записи посещения членов ОНК с видеорегистраторов также должны храниться два года и беспрепятственно предоставляться по запросу членов ОНК;
5. Определить, что члены ОНК беспрепятственно могут снимать условия содержания;
6. Установить, что в случае беседы членов ОНК с осужденными и съемки, администрация не может слышать содержания беседы и не может просматривать записи;
7. Установить ответственность за неисправность техники ФСИН;
8. Установить стандарты техники для обеспечения съемки, которая позволяла бы получать изображения в качестве, надлежащем для официальных разбирательств;
9. Установить ответственность за несохранность записей и их монтирование/редакцию;
10. Установить ответственность за непредоставление записей видеорегистратора сопровождающего;
11. Установить, что если в ходе съёмки поступило сообщение о пытках, уголовное дело должно быть возбуждено немедленно, а сотрудники, подозреваемые в применении пыток, должны быть отстранены от работы.