Матросская Тишина: когда следствие бесконечно

Матросская Тишина: когда следствие бесконечно

1579

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих 13 февраля посетила следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, более известный под неформальным названием «Матросская Тишина». Во время визита общественницу сопровождали начальник УФСИН России по Москве Сергей Мороз, его помощник Анна Артеменко и руководство СИЗО № 1.

Посещение включало в себя целый ряд объектов: камеры общего содержания, здание размещения хозотряда, пищеблок, больницу и др. Во время посещения СИЗО общественница ознакомилась с условиями содержания подследственных, посетила приемное отделение и палаты интенсивной терапии спецбольницы, осмотрела место строительства православного храма. Особое внимание Мария Каннабих уделила вопросам организации питания и медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Также член ОП РФ посетила комнату духовно-нравственного воспитания и столовую отряда хозяйственного обслуживания, который обеспечивает функционирование всех объектов учреждения. Отряд состоит из числа осужденных, впервые отбывающих наказание за нетяжкие преступления, имеющих небольшой срок лишения свободы.
В режимном корпусе правозащитник пообщалась с подследственными, выслушала их просьбы и отзывы на условия содержания. Претензий по содержанию у подследственных не было. Однако член ОП РФ зафиксировала две жалобы, связанные с работой следственных органов, которые не являются к подследственным по нескольку месяцев, а иногда и более полугода. Подследственные задаются вопросом, почему при таком низком интересе к ним со стороны следователей их не переведут под домашний арест?
С работой следственных органов также связана голодовка одного из подследственных, с которым Мария Каннабих пообщалась в отделении интенсивной терапии больницы СИЗО № 1.
Итоги общественной проверки Матросской Тишины были подведены на круглом столе с участием руководства следственного изолятора и столичного ФСИН. Мария Каннабих дала высокую оценку работе сотрудников СИЗО по созданию надлежащих условий содержания арестованных, отметила конструктивное взаимодействие УФСИН России по городу Москве с ОНК.
Справка
В 1775 году на том месте, где сегодня располагается Матросская Тишина, Екатериной II был основан Смирительный дом для предерзостных, без малого через 100 лет переименованный в Московскую исправительную тюрьму. После Октябрьской революции в здании был организован первый в Советской России реформаторий «в целях обучения, воспитания и подготовления к трудовой жизни молодых людей от 17 до 21 года путем преподавания практических знаний, могущих приспособить их к честному труду, и путем расширения общего их интеллектуального развития».
История собственно Матросской Тишины, значащейся в архивных документах как тюрьма № 14, начинается с конца 1946 года. Она состояла из двух режимных корпусов вместимостью более двух тысяч человек. В 1949–1950 годах в отдельных камерах содержались военные преступники — нацисты, которые ждали военного трибунала. Во время сталинских репрессий в спецтюрьме содержались инженеры, изобретатели-ракетчики.
В 1950–1951 годах силами осужденных, отбывавших наказание в следственном изоляторе, были проведены надстройки режимных корпусов — расширение было обусловлено прекращением существования других тюрем города. А в 1956 году в связи с разделением тюрем на областные и городские Матросская Тишина — тюрьма № 14 — переименована в тюрьму № 1.
После смерти Лаврентия Берии вплоть до 1997 года в третьем режимном корпусе вновь содержали малолетних преступников. Здесь несовершеннолетние заключенные получали среднее образование и одновременно зарабатывали деньги на личные нужды.
В настоящее время изолятор состоит из семи режимных корпусов и рассчитан на содержание 1639 человек. По состоянию на 13 февраля 2019 года фактическая численность содержащихся в СИЗО составила 1773 человека. В одном из корпусов размещается больница на 706 коек, в которой получают квалифицированное лечение заключенные, привозимые на лечение со всех следственных изоляторов города Москвы.

источник