А.Бабушкин: Оказание психиатрической помощи и права человека

А.Бабушкин: Оказание психиатрической помощи и права человека

1340

Москва, Комитет за гражданские права, 
30 июля 2018 года, 25 февраля 2019 года

 

Рекомендации круглого стола
«Актуальные проблемы соблюдения прав человека в сфере психиатрии»

Количество лиц, страдающих психическими заболеваниями и расстройствами, составляет в Российской Федерации около 14 млн. счел, в т.ч. 2 млн. человек – расстройствами непсихопатического характера.

В настоящее время лица, страдающие психическими заболеваниями, лечатся в 200 психиатрических больницах и 531 психо-неврологическом диспансере,  проживают в 500 ПНИ.

В качестве основных проблем участники круглого стола выделили:
- оптимизация здравоохранения привела к закрытию ряда психиатрических больниц. Так, например, больница № 7, 10, 12 и 15 г. Москвы были перепрофилированы в психо-неврлогические интернаты; первоначальный смысл реформы был направлен на то, чтобы оказывать стационарную психиатрическую помощь только при наличии острых состояний, а основное лечение проводить в амбулаторных условиях. Однако на практике это привело к тому, что срок лечения сократился с 90 до 30 суток, а интернатное обслуживание оказывается в помещениях, не приспособленных для этого, коллективами,  не имеющими соответствующих навыков. Между тем, при ряже заболеваний полный курс лечения не может быть ниже 90 суток;
- в г. Москве после проведенной реформы осталось 4 психиатрические больницы.
- складывается опасная практика, когда судебное рассмотрения вопросов о недееспособности происходит в отсутствие самого гражданина;
- противоречия между Кодексом административного судопроизводства, который позволяет решать вопрос о недобровольной госпитализации гражданина в  психиатрический стационар в отсутствие гражданина, и Законом «О психиатрической помощи…», который предусматривает  решение вопроса о недобровольной госпитализации только в присутствии самого пациента, решаются правоприменителем в пользу практики, наиболее неблагоприяитной для реализации прав граждан;
- из-за переполнения психиатрической больницы № 2 Московской области лица, направленные на принудительное лечение, по несколько месяцев после вступления постановления суда в законную силу вынуждены содержаться в камерах СИЗО, где необходимая медицинская помощь им не оказывается; при этом данный срок в период принудительного лечения не засчитывается;  проблема переполнения ПБ № 2 Московской области им. Яковенко не решается уже в течение более четверти века;
- крайне неэффективны механизмы защиты одиноких граждан, граждан, конфликтующих с родственниками, либо  обладающих дорогостоящим имуществом, от необоснованного признания страдающего тяжким психическим заболеванием, направления на недобровольное лечение, признания недееспособным;
- предоставление прокурору права на обращение в суд о применении принудительной госпитализации создает опасность сговора между прокурором, недобросовестным медработником и недобросовестными родственниками;
- выявляются многочисленные случаи необоснованной госпитализации граждан, прибывших в приемные государственных органов, у которых возникли конфликтные ситуации по вине сотрудников приемных;
- ПНИ чаще всего не нацелены на работу, направленную на восстановление дееспособности их клиентов; так, невысоким является удельный вес лиц, которым восстанавливается дееспособность; в известных участником круглого стола обычно их количество не превышает 2-3 человек в год на интернат; в то же время в ПНИ имеет место высокая смертность среди проживающих.

По итогам обсуждения участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

    1. Органам судебной власти:
        1. при рассмотрении обращения о недобровольной госпитализации гражданина, решая вопрос о личном участии такого гражданина в судебном заседании, применять норму профильного закона – Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании»;
        1. При решении вопросов о принудительной госпитализации гражданина по требованию стороны для проверки выводов врачебной комиссии назначать психолого- психиатрическую экспертизу.
    1. Правозащитным организациям:
        1. Совместно с Уполномоченным по правам человека в г. Москве провести проверку соблюдения прав человека в психо-неврологических интернатах, в первую очередь ПНИ № 34, а также психиатрических больницах;
        1. Продолжить мониторинг применения прокурорами полномочий по обращению в суд о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическим заболеваниями;
        1. Обеспечить усиленный общественный контроль за соблюдением прав человека в психосоматических отделениях в рамках реализации Федерального Закона 212-ФЗ.
    1. Органам социальной защиты населения:
        1. При наличии у лиц, признанных недееспособными, родственников, готовых принять на себя функции опекунов, не допускать назначения опекунами интернатных учреждений.
        1. Обеспечить в ПНИ проживание клиентов в комнатах, рассчитанных не более, чем на 3 человек.

 

    1. Уполномоченному по правам человека в России обратиться к Министру здравоохранения России с просьбой о проведении представителями правозащитных организаций мониторинга соблюдения прав человека в психиатрических больницах.

 

    1. Государственной Думе ФС РФ:

-  принять закон о Независимой службе защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах , процесс принятия которого растянулся более, чем на 25 лет, создание которой предусмотрено статьей 38 закона РФ 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
- внести изменение в Федеральный закон, снизив удельный вес средств, удерживаемых при проживании из пенсии при проживании в психо-неврологических интернатах, с 75 до 50 %.

    1. Органам здравоохранения:

6.1. Выдавать пациентам психиатрических учреждений памятки о правах пациентов;
6.2. Удобных для родственниках местах в медицинских учреждениях и на сайтах медицинских учреждений  размещать информацию о  правах родственников пациентов и порядке их реализации;
6.3. Предусмотреть в качестве одного из прав пациентов психиатрического профиля поддержание социально-полезных связей со своими родными, близкими, коллегами по работе, иными людьми, которые положительно влияют на пациента;
6.4. Обеспечить применение критерии МКБ – 10 при выставлении диагноза по психиатрическим заболеваниям;
6.5. При экспертизе лица для решения вопроса о лишении его дееспособности, по требованию пациента, его защитника, родственника, общественного объединения, получать второе мнение другого врача-психиатра. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание в каждом субъекте РФ общежития для лиц, выписываемых из психиатрических больниц, где они проходили принудительное лечение, не имеющих своего жилья;
6.6. Обеспечить раздельное содержание в экспертных учреждениях лиц, поступивших в экспертное учреждение за совершение общественно опасного деяния, носящего

    1. Органам опеки и попечительства при решении вопроса об общении родителей с ребенком, который проживает с другим родителем,  исходить из того, что наличие у родителя психического заболевания  не лишает его права на общение с ребенком.

Администрации Московской области и Минздраву построить новый корпус психбольницы № 2 увеличить коечный фонд в больницах общего и специального типа.

 

  1. Прокуратуре принимать меры прокурорского реагирования при отказе в приеме пациентов для принудительного лечения в психиатрические стационары.

источник