Выступление Татьяны Москальковой на Корсовете уполномоченных по правам человека СФО

Выступление Татьяны Москальковой на Корсовете уполномоченных по правам человека СФО

826

4 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова приняла участие в заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека Сибирского федерального округа. Темой мероприятия стала «Реализация прав граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Уполномоченный приветствовала коллег:

«Сегодня мы обсуждаем актуальную тему — вопросы защиты прав осужденных к лишению свободы.

Бесспорно, осужденные обладают всеми правами и свободами человека, за исключением тех, в которых они ограничены в связи с осуждением. Поэтому защита общечеловеческих прав лиц, находящихся в учреждениях УИС, является задачей большой государственной важности.

На 1 января 2019 г. в колониях, тюрьмах и СИЗО находилось 563 тыс. человек.  Среди них, к сожалению, есть инвалиды и женщины.

Отмечу, что по сравнению с 2002 годом количество осужденных к лишению свободы уменьшилось в 2 раза. Устойчивая тенденция к снижению их числа прослеживается последние четыре года.

С удовлетворением отмечаю, что государством взят курс на либерализацию уголовной и уголовно-исполнительной политики. Приведу 2 примера 2018 года.

Летом вступили в силу изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в зачет тюремного срока идет в кратном размере время содержания в СИЗО. Такая мера коснулась 100 тыс. лиц. В прошлом году по этому основанию в связи с отбытием срока наказания было освобождено из мест лишения свободы 10,3 тыс. лиц, 84,1 тыс. осужденным снижен срок наказания.

В июле прошлого года принят федеральный закон, который позволяет членам общественной наблюдательной комиссии осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в целях фиксации нарушения прав подозреваемых и обвиняемых.

Законы принимались при активной поддержке и участии Уполномоченного.

В 2018 году в результате совместной работы Уполномоченного с Минюстом России приняты также правовые акты, улучшающие санитарно-гигиеническиеи бытовые условия содержания заключенных, устанавливающие повышенные нормы питания для женщин, кормящих матерей, инвалидов, несовершеннолетних и больных граждан.

Вместе с тем жалобы граждан на практику содержания в СИЗО и колониях остаются непреходящей проблемой, болезненной темой в практике Уполномоченного.

За последние годы наблюдаются „качели“ в количестве жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного. Как видим, в 2018 году таких обращений поступило меньше, чем в 2017 году (уменьшилось на 22,3% с 5 063 до 3 933). Одна из причин — общее уменьшение числа лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Другая — реконструкция и строительство учреждений УИС, т. е. улучшение бытовых условий. Снижение жалоб на медицинское обеспечение (на 16,3%) свидетельствует о результативности соответствующих мероприятий ФСИН России.

Вместе с тем проблемы до конца не разрешены и об устойчивой тенденции к снижению жалоб говорить пока преждевременно. За I полугодие 2019 года поступило на 731 жалобу больше, чем за аналогичный период 2018.

В 2018 году первое место, как видно из диаграммы, по своему удельному весу занимали жалобы на неправомерные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
На втором — обращения по вопросам медицинского обеспечения.

Далеко не всегда соответствуют требованиям уголовно-исполнительногозаконодательства и международным стандартам условия содержания в учреждениях УИС.

Много просьб поступало по вопросу перевода в иное учреждение, ближе к месту жительства, по вопросам освобождения от наказания, в том числе в связи с болезнью.
По каждому обращению проводилась соответствующая работа, принимались все возможные меры.

В общей сложности при поддержке ФСИН России, органов прокуратуры и правозащитных организаций Российской Федерации оказано содействие в защите прав 6307 осужденных по 83 индивидуальным случаям и по 21 жалобе восстановлены права неопределенного круга лиц.

Работа с обращениями позволяет выделить ряд системных проблем в работе УИС. Назову некоторые из них.

В 2018 году на фоне снижения общего числа обращений резко возросло количество жалоб на применение сотрудниками УИС физической силы и специальных средств (в 2 раза по сравнению с 2017 годом: с 83 до 152 жалоб).

В I полугодии этого года зарегистрировано 114 жалоб данной категории (в АППГ — 31 жалобы).

Из учреждений УИС, дислоцированных в Сибирском федеральном округе, на незаконное применение физической силы и специальных средств поступило 5 жалоб. По ним ведутся проверки.

Негативная тенденция подтверждается статистикой прокурорских и следственных органов.

В органах Следственного комитета России сообщений о фактах неправомерного применения физической силы и специальных средств увеличилось в 1,3 раза (2680 сообщений).

Возросло количество возбужденных уголовных дел по части 3 статьи 286 УК РФ, привлеченных к уголовной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Этой проблеме были посвящены коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минюста России и ФСИН России.

23 апреля 2019 г. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Президент Российской Федерации обязал органы прокуратуры обеспечить соблюдение современных стандартов содержания и медицинского обеспечения в пенитенциарных учреждениях, привлекая для этого сотрудников ФСИН России, уполномоченных по правам человека в регионах и представителей правозащитных организаций.

В таком контексте уполномоченные по правам человека названы впервые.
Надеюсь, сегодня мы услышим, как выполняется это требование главы государства, какие формы применяются.

Отсутствие эффективного контроля и надзора за соблюдением законов в местах принудительного содержания убеждают меня в необходимости поиска новых механизмов предотвращения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

На мой взгляд, им может стать учреждение Национального превентивного механизма.
Основой его создания на международном уровне выступают Конвенция ООНпротив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В настоящее время 89 стран ратифицировали данный Факультативный протокол. (Россия не ратифицировала). Из них 65 стран уже учредили Национальный превентивный механизм.

Возможно создание Национального превентивного механизма и без ратификации Факультативного протокола.

В нашей стране предлагается возложить обязанности Национального превентивного механизма на подразделение Аппарата Уполномоченного по модели „Омбудсман+“, которое должно осуществлять возложенные на него обязанности в тесном контакте с общественными организациями и общественными наблюдательными комиссиями.

Еще одна проблема, которая существует с 90-х годов, является трудоустройство осужденных.

К сожалению, в настоящее время уголовно-исполнительная система располагает рабочими местами для трудоустройства только 40% осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (170260 человек).

Их средняя зарплата (без начислений) в 2018 году составляла 5 тыс. рублей в месяц, что не позволяет осужденным даже при наличии необходимого стажа оформить страховую пенсию по старости из-за низкого индивидуального пенсионного коэффициента.

Как уже было отмечено, улучшение бытовых и медицинских условий повлияло на уменьшение обращений в 2018 году. Вместе с тем, проблема до конца не исчерпана.
Недостаточность 
материально-технической базы учреждений ФСИН приводит к нарушениям прав осужденных.

Так в Кемеровской области в 2018 году были выявлены факты необеспечения в полном объеме осужденных вещевым довольствием с учетом времени года.

Из-за отсутствия на территории Ненецкого автономного округа собственного СИЗО обвиняемых и подозреваемых возят в Архангельск.

В 2018 году каждое пятое обращение в мой адрес (20,5%) содержало претензии к своевременности и качеству оказания медицинской помощи в учреждениях УИС. Заявители часто указывают на отсутствие возможности получить специализированную медицинскую помощь (стоматолога, кардиолога, эндокринолога). По-моему, если такой возможности нет в учреждениях уголовно-исполнительной системы, необходимо шире привлекать специалистов гражданского здравоохранения.

Вместе с тем, данные проблемы должны найти разрешение при дальнейшем развитии уголовно-исполнительной системы России. Как и вопрос внедрения новых информационных технологий, позволяющих устранить трудности посещения обвиняемых, подозреваемых или осужденных адвокатами.

В настоящее время Уполномоченным продолжается работа над рядом законопроектов, имеющих целью защиту прав осужденных.

Законопроект „О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации“ направлен на урегулирование вопроса освобождения от отбывания наказания осужденных в связи с тяжелой болезнью. Находится на согласовании в ведомствах.

Требует скорейшего принятия и законопроект „О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации“. Законопроект регламентирует вопросы перевода для отбывания наказания в виде лишения свободы вблизи от места проживания (осуждения). Направлен в Правительство РФ для рассмотрения и последующего внесения в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы.

Целям гуманизации наказания, интересам охраны здоровья служит законопроект об установлении перерыва в одни сутки между двумя последовательными водворениями осужденного в штрафной изолятор. Находится на согласовании в Минюсте России.

Мною создана специальная рабочая группа с участием представителей Экспертного совета, где прорабатываются предложения правозащитных организаций, направленные на изменение порядка привлечения к уголовной ответственности за применение пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В связи с многочисленными просьбами осужденных Президент Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 11 декабря 2018 г. дал поручение усовершенствовать процедуру формирования комиссий о вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотрев включение в состав этих комиссий уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Данная инициатива, безусловно, мною поддержана. Ее реализация позволит более внимательно подходить к решению судеб осужденных, не представляющих опасность для общества.

Надеюсь, что разработанные и на нашем Координационном совете предложения будут способствовать скорейшему решению проблем, стоящих перед отечественной уголовно-исполнительной системой».

источник