«ОНК не хватает системности и поддержки государства»

«ОНК не хватает системности и поддержки государства»

645

В 44 субъектах Российской Федерации начался процесс обновления составов ОНК. С чем сталкиваются общественники, на что жалуются заключенные, как бороться за справедливость в колониях — на эти и другие вопросы пресс-службы ОП РФ ответил общественник председатель ОНК Томской области Иван Шевелев.

— Какими качествами должен обладать кандидат в ОНК? С какими людьми вы бы хотели работать бок о бок?
— «Делай что должен, и будь что будет» — такой должен быть девиз у этого человека. А качества? В первую очередь терпение, честность и, конечно, доброта.
— Что движет вами и теми людьми, которые идут в ОНК? Какая у вас мотивация? 
— Для меня это желание улучшить жизнь вокруг, улучшить атмосферу в обществе, помочь людям.
— Когда вы приходите в СИЗО или в колонию, заключенные не боятся говорить о нарушениях своих прав? 
— Да, они боятся. Смелых мало. Они знают, на что они идут, и мы знаем, на что они идут.
— Выходит, есть опасность того, что после вашего ухода им станет еще хуже?
— Бывает и такое, мы это фиксируем, отслеживаем ситуацию, а также берем ее на контроль. Проблема в том, что есть вещи, которые трудно доказать, и нам приходится ориентироваться только на свои внутренние ощущения.
— А на что обычно жалуются те смелые, которые решаются вам рассказать об этом?
— Много на что. Есть люди, которые особенно остро чувствуют несправедливость. Им хочется, чтобы все было по правде, по справедливости. Но чтобы все было так, надо работать с сотрудниками учреждения, да и с самими сидельцами тоже. Когда в отряде около 80 человек, а начальник этого отряда — один, он же и воспитатель, он же и командир, он же и завхоз, это невозможно. Кроме этого, ему постоянно нужно заниматься отчетностью — это две-три бумаги в день. Поэтому и складывается такая атмосфера. Он хотел бы что-то изменить, но не может физически.
— То есть проблема в кадрах?
— Да, ситуация с кадрами патовая. Нужны мудрые, опытные и авторитетные кадры — им всем лет за 45, но они все уже на пенсии. У системы ФСИН есть два вектора работы: с одной стороны, это режим, а с другой — воспитание. И так получается, что крен всегда идет в сторону режима. Воспитанием нужно заниматься, это очень сложно. А режим нужно просто поставить, и все будет работать. А чтобы залезть внутрь человека, нужно, по моему мнению, менять имеющуюся воспитательную систему.
— А на бытовые условия бывают жалобы?
— Сейчас условия не то чтобы идеальные, но более-менее все с этим в порядке. Денег на какие-то косметические ремонты и все такое прочее хватает.
Иногда что-то фиксируем — когда освещения (в основном в СИЗО) не хватает, например. Лампочек, например, к концу года не хватает. У нас же конкурсная система, и в итоге закупают у тех, кто предлагает самую низкую цену. А дешевые лампочки быстро перегорают, и проблема плохого освещения возвращается.
— А расскажите примеры, когда удалось помочь заключенному?
— Например, в прошлом году одного парня освободили, в колонии ему купили билет домой (он из другого города, с севера, две тысячи километров от Томска), выдали 750 рублей.
Но тут у него начался аппендицит, его кладут в городскую больницу, через неделю выписывают. И он попадает на улицу — почти без денег, а билет уже пропал. Поменять его было нельзя — видимо, им покупают самые дешевые, невозвратные билеты.
Мы кинули клич, быстренько собрали денег и купили ему билет. Парень уехал домой. А так бы просто пошел бомжом, наверное.
— Бывают ли разногласия среди членов ОНК? Или все всегда выступают единым фронтом? 
— У нас, к счастью, все нормально. Мы смотрим в одну сторону, передаем друг другу информацию и работаем по мере своего свободного от работы времени — вы же знаете, денег нам за это не дают. Чувствуется, что люди не сачкуют, но, к сожалению, многое не успеваем, потому что нас мало и нет системности в работе.
— Говоря о системе работы ОНК, что бы вы поменяли в ней? Чего ей явно не хватает?
— Могу сказать конкретно по ОНК Томской области: у нас в области 18 районов, в самый северный город можно улететь только самолетом, до самого западного можно доехать на ГАЗ-66 за 10 часов. Раньше администрация области помогала нам с логистикой, но сейчас не участвует вообще никак.
Поэтому просто хочется, чтобы в каждом райцентре работали хотя бы два человека в ОНК. Тогда было намного проще наладить системную работу. Но, к сожалению, пока это только мечты.
Полный список регионов, где происходит обновление составов ОНК, общие требования к кандидатам и к выдвигающим их общественным объединениям, а также перечень необходимых документов для выдвижения кандидатур доступны на нашем сайте.