В зонах уверенного приема

В зонах уверенного приема

1353

«Кто Главный» первым взял интервью у председателя ОНК Ростовской области V созыва Игоря Омельченко – о зарплатах зеков и об арестованном начальнике УФСИН Даххаеве, о рыбных котлетах и крокодиле Гене.

О первых впечатлениях
чувак-2.jpg

- В этом году на Дону сменился состав ОНК. Из 32 участников нашей комиссии подавляющее большинство – те, кто впервые занялся этой общественной работой. И я, в том числе. Образование у меня юридическое, но до того с пеницитарной системой не сталкивался. А это – отдельный свод законов. Поэтому для участников ОНК проводим обучающие семинары. И сам я прохожу курс дополнительного обучения. Пригласил специалиста по уголовно-исполнительному праву в качестве репетитора и по два раза в неделю разбираем с ним примеры из практики.
А практика у нас за два месяца работы такая: побывали во всех колониях Дона – в некоторых по нескольку раз, во всех СИЗО, во многих изоляторах временного содержания… Сейчас собираемся на север области – в Вешенский и соседние с ним районы. Там за 9 лет, с тех пор как в России ввели институт общественного контроля, участники ОНК еще ни разу не были.
В двух словах: жизнь на нарах лично мне представлялась куда страшнее. В большинстве учреждений питание сносное, сам пробовал. Есть в меню и мясо, и рыба, и овощи. В последние пару лет в донских колониях открылись участки по выращиванию овощей и их переработке. В Ростовской ИК-2 запустили линию по производству рыбных котлет.
Образцово-показательной можно назвать Азовскую женскую колонию ИК-18. И по трудоустройству – практически весь контингент, примерно тысяча осужденных, - работает на швейном производстве. И по условиям содержания. Здесь в Доме ребенка живут вместе с осужденными мамами их дети до трех лет. Поверьте, тюрьмой там не пахнет.
Из забавного: в Каменск-Шахтинской колонии ИК-12 есть подворье, на котором живет ослик. А в Батайской ИК-15 – настоящий крокодил по имени Гена. Точнее, кайман. Ему уже восемь лет, попал в качестве подарка от родственников в живой уголок. У Гены есть свой бассейн и кормят его мясом.

Статистика ГУФСИН РО
На Дону действуют 17 исправительных учреждений, в которых содержится примерно 17 тысяч человек. Примерно 14 тысяч из них отбывают наказания в 10 колониях общего и строго режима. В системе ГУФСИН РО есть также 5 следственных изоляторов и 2 лечебных учреждения.

О генерале Даххаеве

- Первым обращением в ОНК V созыва с просьбой проверить условия содержания была жалоба сына учредителя Аксайской строительной компании «Сигма». Его отец страдал от хронического заболевания, на суд из СИЗО его вывозили на матрасе. А я как раз готовился пойти на личный прием к начальнику ГУФСИН Даххаеву, познакомиться. Пришел. Познакомился. Показал видео, на котором больного человека таскали на матрасах по судебным коридорам. По-моему, генерал Даххаев тоже был несколько шокирован. Тут же куда-то позвонил. Но при этом сказал мне, чтобы впредь с персональными делами не приходил. Сказал, что готов решать проблему в целом, а не по отдельным личностям. Мы договорились взять под контроль медицинское обслуживание в учреждениях ФСИНа. А вскоре генерала Даххаева арестовали.
Через несколько дней после ареста мы пришли к нему в СИЗО-4, что на Садовой. Конечно, обстановка специфическая. Перед тем как открыть дверь, дежурный громко произнес: «Встать! ОНК с посещением. Отошел к окну!». Перед тем как зайти, я спросил у сопровождающих: можно ли мне поздороваться за руку? Сказали, так не принято. Жалоб у генерала не было.

80094991_473878296661852_2522377071091515392_n.jpg
Участники ОНК Ростовской области V созыва.

Статистика ГУФСИН РО
В 2018 году уровень смертности в донских учреждениях УФСИН снизился: с 150 случаев (2017 год) до 117 случаев (2018 год). Освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью получил 51 человек (на треть больше, чем в 2017 году).

О жалобах и доверии

- Мы приезжаем в колонию и просим начальство оповестить контингент: у кого есть жалобы – ждем на прием. В первое время, как правило, жалоб не было. Быстро поняли, что, во-первых, о наших визитах сообщают заключенным далеко не везде. Во-вторых, заключенные нам либо не доверяют, либо опасаются. Оно понятно: кто рискнет жаловаться на виду у всех?
Стали сами ходить по отрядам. В Ростовской ИК-10 обнаружили, что один из зеков живет в особых условиях: из двух кроватей оборудовано широкое ложе, огороженное пледами, тут тебе и отдельная тумбочка, и телевизор… Это еще что такое? Явно, что на привилегированном положении человек находится – но за что? Сопровождающий нас сотрудник молчит и смотрит в сторону, а зек пледики-то сам поснимал.
Как-то в ИК-5, что в Константиновске, подошел парень и сказал, что теплую одежду ему до сих пор не выдали. И белья у него нет. В это время подбегает тип из осужденных и набрасывается на парня: «Да ты чо, да все нормально!» Явно, из блатных. Пошли к начальнику колонии, проблему удалось решить на месте. А мы не уехали, пока не удостоверились: все ли получили теплые вещи. Иначе как?
Как-то шли по двору в Ростовской ИК-2, подбегает заключенный. И тут сотрудник колонии чуть ли не валит его на землю, грозит ШИЗО – типа он с работы сбежал. Стали разбираться. Никаких нарушений человек не совершил, жалоба у него обоснованная. Окончательный разговор состоялся у начальника колонии, вроде бы проблема урегулирована. Но на днях мы снова туда поедем и проверим: не наказан ли этот заключенный за обращение в ОНК?
Мы вот что решили: в каждом учреждений повесили почтовые ящики на замках для обращений. И в каждой колонии повесили расписание личных приемов.
И вот после этого в Шахтинской ИК-9 на прием пришло сразу 22 человека. Проблемы разные. Например, осужденный – украинец, родственников нет. Хочет написать кассацию, денег на адвокатов нет. Помогли в этом. Еще один попросил найти брата в Питере… Пусть эта помощь кому-то покажется незначительной, но человеку на зоне и это важно. А нам важно, чтобы осужденные стали нам доверять.
А в Новочеркасской колонии ИК-14 обратился весь отряд №9 – там содержатся те, кто пошел на сотрудничество со следствием. Таких на зоне не жалуют. И осужденные – из-за мести, особенно блатные лютуют. И начальство, которое заставляет работать. А зарплаты - то 10 рублей в месяц, то сотня. Мы эти зарплатные «квиточки» сами видели.
Про зарплаты, кстати, отдельный разговор.
Один из осужденных накануне уже дошел до того, что залез на 30-метровую трубу и хотел сброситься. С трубы его сняли, на всякий случай замотали трубу колючей проволокой. Но проблема-то осталась. Начальство внятного ответа не дало. Значит, будем обращаться в прокуратуру Ростовской области, в отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
За 2 месяца к нам поступило больше 50 обращений – и от арестованных, и от заключенных. Обращаются и родственники. Конечно, есть и вполне обоснованные жалобы. Но, поверьте, есть и случаи откровенного вранья.

Статистика ГУФСИН РО
По данным 2018 года, из 17 тысяч человек почти 5 тысяч отбывают наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. За кражи сидят 2,3 тыс. человек, 1,7 тыс. – за разбой и грабеж, 1,4 тыс. – за убийство, 1,3 тыс. – за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

О зарплатах

- Пожалуй, одна из самых главных проблем – трудоустройство и зарплата осужденных. В 2017 году лишь 20 процентов из них имели возможность работать. За два года рабочих мест стало значительно больше, однако оплата труда вызывает вопросы.
Например. В Батайской ИК-15 обратился осужденный: в прошлом месяце он получил 5 тысяч, в этом - за тот же объем работы всего 1 тысячу рублей. Стали разбираться с руководством. Оказалось, что в ИК оплата труда рассчитана по методу бригадного подряда: человек отвечает рублем за конечный результат всего коллектива. А коллектив, сами понимаете, не каждый день желает выйти на работу в полном составе. Поэтому все это как-то не очень справедливо, по-моему. Опять же попробую прояснить этот вопрос в областной прокуратуре.
Те же, кто имеет желание и возможность нормально работать, содержатся в отрядах с облегченными условиями. Там можно и спортом заниматься, и телевидение смотреть, и досуг с пользой проводить. Кстати, в ИК-1 наблюдал удивительную картину. Представьте себе: камера ШИЗО, человек помещен туда за нарушение дисциплины. И он попросил принести ему в камеру швейную машинку. Так вот: и человек - при деле, и тюремный срок быстрее идет.

Статистика ГУФСИН РО
В ассортименте донских колоний - продукция машиностроения и деревообработки, производство мебели, швейных и обувных изделий, строительных материалов, армированной колючей проволоки, светодиодных светильников, стиральных порошков, сувенирной продукции и продуктов питания. В ИТК-1 под Зверево действует участок по выработке угля. Среднедневной заработок осужденных сегодня - 254 рубля 51 копейка в день.

Источник:https://kg-rostov.ru/questions/v-zonakh-uverennogo-priema/