Адвоката не пустили к заключенному в СИЗО из-за отказа получать разрешение следователя...

Адвоката не пустили к заключенному в СИЗО из-за отказа получать разрешение следователя на свидание

1034
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSqeviO79FOQKY9jyfq1J4gmXuWWAO0AqRt0nnTd1V6wgOXmzob
Адвокат АП Ростовской области Магомет Аушев обратился в прокуратуру с требованием провести проверку и внести представление об устранении нарушений закона в адрес начальника СИЗО-6 Владикавказа
В комментарии «АГ» Магомет Аушев пояснил, что первоначально прибыл в СИЗО по поручению Комитета против пыток опросить заключенного относительно предполагаемых пыток, о которых тот сообщал ранее, но в учреждении он встретил мать обвиняемого, которая просила его вступить в дело. Адвокат пока не стал обращаться в адвокатскую палату за защитой своих прав.

Как стало известно «АГ», 2 сентября адвокат АП Ростовской области Магомет Аушев направил жалобу (есть у «АГ») прокурору Иристонского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания по поводу недопуска к доверителю, содержащемуся в ФКУ СИЗО-6 ФСИН России, расположенном в республиканской столице.

24 августа адвокат попытался встретиться с Багаудином Евлоевым, содержащимся под стражей в СИЗО-6 Владикавказ, чтобы получить его согласие на участие в качестве защитника в уголовном деле. Однако после того, как адвокат предъявил удостоверение и ордер, сотрудники изолятора сообщили, что ему помимо этого необходимо разрешение на посещение от старшего следователя Второго следственного отдела Управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и государственной безопасности Главного следственного управления СК РФ Алексея Северилова, в производстве которого находится уголовное дело.

По словам адвоката, он пояснил сотрудникам СИЗО, что намерен получить согласие обвиняемого перед вступлением в уголовное дело – в таком случае свидание заключенного предоставляется защитнику при предъявлении ордера и удостоверения адвоката согласно требованиям УПК. «Законодательство РФ не предусматривает получение разрешения от следователя для пропуска на свидание с обвиняемым в порядке ч. 4 ст. 49 УПК РФ», – отметил защитник в своей жалобе.

Магомет Аушев также сообщил в жалобе о телефонном разговоре со следователем Севериловым, который настаивал на составлении защитником ходатайства на его имя о вступлении в дело с приложением копии удостоверения адвоката и ордера. «Я пояснил ему, что мне не требуется разрешение от него, так как УПК РФ предусмотрена возможность посещения обвиняемого адвокатом при предъявлении только удостоверения адвоката и ордера. Следователь ответил, что в таком случае он ничем не может помочь. После телефонного разговора со следователем я вновь обратился к сотрудникам СИЗО, они спросили, что мне сказал следователь. Я ответил, что это не имеет значения, и они обязаны меня пропустить. После еще некоторого ожидания сотрудники СИЗО окончательно отказали мне в возможности посетить обвиняемого Багаудина Евлоева без объяснения причин», – сообщается в жалобе.

Со ссылкой на Обзор Президиума ВС РФ от 22 июля 2020 г. № 2 и п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре Магомет Аушев подчеркнул, что никто не вправе требовать от защитника, вступающего в уголовное дело, иных документов, кроме ордера или удостоверения адвоката. «Вопреки требованию вышеприведенных положений законодательства РФ, сотрудники следственного изолятора ФКУ СИЗО-6 ФСИН России установили иной порядок, в силу которого адвокату отказывают в допуске в СИЗО к обвиняемому без разрешения следователя. Такие неправомерные действия сотрудников следственного изолятора нарушают мои права и ограничивают мою возможность осуществлять адвокатскую деятельность, а также нарушают конституционное право на юридическую помощь обвиняемого по уголовному делу Багаудина Евлоева», – отмечено в жалобе. Защитник добавил, что такая ситуация противоречит принципу состязательности сторон в уголовном процессе.

Таким образом, адвокат просил провести проверку изложенных в жалобе доводов и внести представление об устранении нарушений закона в адрес начальника владикавказского СИЗО-6.

В комментарии «АГ» Магомет Аушев пояснил, что первоначально он прибыл в СИЗО по поручению Комитета против пыток, чтобы опросить заключенного относительно предполагаемых пыток, о которых тот сообщал ранее. «В СИЗО я встретил мать Евлоева, которая стала упрашивать меня быть защитником ее сына, на что я сказал, что в любом случае для этого мне необходимо встретиться с самим обвиняемым и получить его согласие. В итоге сотрудники СИЗО-6 не пропустили меня к заключенному со словами “можете жаловаться куда хотите”. Тем самым они грубейшим образом нарушили мои профессиональные права адвоката, полагаю, что в их действиях налицо состав административного правонарушения», – отметил он.

Адвокат АП Республики Северная Осетия – Алания Цезарь Пухаев, который в настоящий момент защищает Багаудина Евлоева, стал очевидцем недопуска коллеги к заключенному. «Мы стояли в очереди в СИЗО-6 г. Владикавказа, которое подконтрольно ФСБ России. Там всего два кабинета, и в них всегда большая очередь. На тот момент в следственном изоляторе также находилась мать моего подзащитного. В СИЗО-6 защитников не пускают по ордерам, помимо них также требуются и распоряжения следователей. Магомет Аушев не был защитником заключенного, он хотел опросить его по факту пыток по распоряжению Комитета против пыток. А следователь сказал ему: раз не будете писать ходатайство, то к заключенному не попадете. Конечно, действия сотрудников СИЗО незаконны, так как адвокатам не нужно получать разрешение следователя на свидания с заключенными СИЗО», – полагает он.

По словам защитника, ранее Евлоев сообщал ему о пытках со стороны сотрудников правоохранительных органов. «После задержания его сначала направили в СИЗО-1, потом перевели в СИЗО-6, а затем вновь вернули в СИЗО-1, там я встретился с ним, и он мне рассказал о том, что силовики ворвались к нему в жилище и провели обыск в отсутствие понятых и жильцов дома. После задержания его пытали током, вынуждая дать признательные показания по делу. Сейчас ему предъявлены обвинения по ст. 205.5 УК РФ (“Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации”)», – рассказал Цезарь Пухаев.

Магомет Аушев также сообщил «АГ», что пока не намерен обращаться в адвокатскую палату за помощью в защите своих профессиональных прав.