А.Бабушкин: Постоянная Комиссия № 10 СПЧ обсудила поправки в Закон и план...

А.Бабушкин: Постоянная Комиссия № 10 СПЧ обсудила поправки в Закон и план работы Комиссии

586

Отдельные решения Постоянной Комиссии № 10 Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека от 15 января 2020 года.

Участники: Члены Совета А.В. Бабушкин, Е.М. Меркачева, М.А. Большакова, И.А. Каляпин, Г.А. Осокина.
Ответственный секретарь Комиссии В.М.Гефтер
Эксперты Комиссии: В.В. Борщев, С.Н. Санников
Помощник председателя Комиссии: А.Е. Махаев
Ответственный секретарь Центрального штаба ОНК: А.Мельников

Время проведения: 15 января 2020 года,  12.00.

Повестка дня:

 

    1. О сотрудничестве ПК-10 СПЧ с Центральным штабом ОНК;

 

    1. О Заключении СПЧ на принятый в первом чтении законопроект о внесении поправок в закон о полиции (прилагается);

 

5.О плане работы ПК-10 в 1-м квартале (прилагается)
6.Разное.

Решение № 1 ПК-10 СПЧ

О сотрудничестве ПК-10 СПЧ с Центральным штабом ОНК
Комиссия решила:
Центральный штаб ОНК поддерживает отношения с 84 ОНК, кроме Чукотки.  Он является горизонтальной неформальной структурой председателей ОНК, созданной для координации и объединения усилий по работе Комиссий.
Постоянная Комиссия решила:
1.Приглашать представителя Центрального штаба ОНК (ЦШ ОНК) на заседание ПК № 10 СПЧ.
2.Поддерживать регулярный контакт с ЦШ ОНК.
3.Просить ЦШ ОНК приглашать представителей ПК-10 на их мероприятия.

Решение № 2 ПК-10 СПЧ

О Заключении на проект Федерального Закона
«О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"

Комиссия решила:
1.      Принять проект заключения за основу.
2.      Рабочей группе в составе Бабушкина, Меркачевой, Каляпина, Осокиной, Гефтера доработать проект заключения до 23.00 17 января 2021 года и направить его Председателю Совета.

Председатель ПК – 10 А. Бабушкин

Заключение на проект Федерального Закона
«О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"

Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"».
Данный  проект вызвал в обществе неоднозначную реакцию, в том числе сильную и обоснованную критику, связанную в первую очередь с тем, что ряд норм страдает правовой неопределенностью, содержит необоснованные отсылки  к полномочиям МВД РФ, создает предпосылки для дальнейших злоупотреблений.
Закон был принят Государственной Думой Федерального собрания РФ в первом чтении 8 декабря 2020 года срок подачи поправок ко второму чтению определен до 6 января 2020 года.

 

    1. Считаем необходимым отметить следующие положительные аспекты законопроекта:
        1. Так,  к п. 5, согласно  которому «сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса» добавляется часть 51 следующего содержания: « При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий."

 

Дополнение закона данной нормой позволяет конкретизировать обстоятельства, в которой сотрудник полиции представляется и объясняет основания своих действий, позволяет снизить опасности возникновения конфликтных ситуаций между гражданами и полицией, конкретизировать правовые рамки, в которых действия полицейского, пресекающего происходящее правонарушение, становится понятной для граждан,  как этого требует Федеральный Закон.

 

    1. Поправка к п. 9 ст. 12 Закона требует от сотрудника полиции задерживать лицо, оказывать содействие в производстве уголовно – процессуальных действий на основании поручения не только начальника органа дознания, но и дознавателя,  что простит производство по уголовным делам без нарушения прав подозреваемых и обвиняемых.

 

    1. П. 15 статьи 3 Закона при  определении оснований для отказ под документом, составленным сотрудником полиции, обоснованно, кроме такого основания, как "отказывается" дополнен словами "либо
      по объективным причинам не может", что разрешает правовую коллизию, когда гражданин не может подписать полицейский документ.

 

 

 

    1. Вместе с тем ряд положений законопроекта нуждаются в корректировке
        1. Так, в пункте 2 ст. 13 Закона слова "проверять документы" заменяется словами "требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы", что возлагает на гражданина дополнительные обязанности, включающие в противоречие со ст. 51 Конституции РФ, создает новые основания для привлечения граждан к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ.

 

Вместо этого предлагается записать «предлагать гражданам в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы…; по требованию граждан давать на месте устное разъяснение об основании для проверки документов, включая предъявление соответствующих письменных оснований; в течение 24 часов по требованию гражданина выдавать ему либо направлять на указанный почтовый эли электронный адрес письменную справку об основании для проверки  документов».

 

    1. В пункте 6 слова "и заслоны," предлагается заменить словами ", заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий,
      территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, а также осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов».

 

Слова «места проведения публичных и массовых мероприятий» предлагается дополнить словами «по просьбе и при участии организаторов указанных мероприятий», таком как в ином случае создается опасность правоохранительных злоупотреблений при проведении таких мероприятий, нарушения прав участников массовых мероприятий.

2.3. Из пункта 10 статьи 13 предлагается исключить слова "производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия"
Данная норма не понятна, ослабляет полномочия в борьбе с преступностью.
В пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" данная новелла не прокомментирована.
Предлагается данную поправку исключить.

2.4.В статье 15 ("Вхождение (проникновение)" в жилище) слова «вхождение "проникновение") предлагается заменить на слово «проникновение». Это, с одной  стороны сужает полномочия полиция, так как требует от них , чтобы они ломали дверь, запрыгивали в окно, пробивали стену, а не «заходили»,  с другой стороны ориентировали полицию на силовой сценарий
Предлагается данную норм исключить.

2.5. В части 7 предлагается после слов: «О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор» предлагается записать «за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления".
Из данной нормы не ясно, улучшает она соблюдение прав человека.
Предлагается норму уточнить или исключить.

2.6. В закон  предлагается внести новую статью 15«Вскрытие транспортного средства».
В соответствие с ней Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также еще в 8 случаях, предусмотренных данной поправкой, в том числе:
2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;
6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые
из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;
7) для проверки сообщения об угрозе террористического акта.
Данные основания носят недостаточно конкретный характер и создают условия для массовых злоупотреблений.
Предлагается:
- п. 2 исключить, как избыточный, так как описываемые им реальные ситуации содержатся в иных случаях либо изложить его в редакции «для эвакуации граждан с мест массовых беспорядках или чрезвычайных ситуациях, если это необходимо для защиты их жизни и здоровья»;
- внести в данные основания необходимы уточнения, в том числе:
а) распространив п. 5 только на водителя, УПРАВЛЯЮЩЕГО транспортным средством;
б) в п. 6 дополнить словом «достаточные»;
в) в п. 7 дополнить словами «если есть достаточные основания для этого».

2.7. Статья 15-1 (часть 3)  предусматривает, что «О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Предоставление права определить такой порядок МВД РФ создает опасность нарушения прав граждан, в связи с чем такой порядок должен быть либо  предусмотрен указанным законом либо передан Правительству РФ.

2.8. Пункт 5 стаьи 15-1 предусматривает, что «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.".
Данную норму представляется необходимым исключить, так как:
- действующее законодательство не предусматривает указанной ответственности;
- акцент внимание на отсутствие ответственности сотрудников полиции в условиях, когда такая ответственность и так не предусмотрена, создает  условия для дальнейшего снижения ответственности сотрудников полиции при действиях в рамках рассматриваемой статьи

2.9. Статью 16 предлагается дополнить пунктом 6 следующего содержания: "6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление».
Предлагается дополнить данный пункт словами «если изъятия таких предметов или пресечение преступления не может быть обеспечено иным способом», что позволит сузить масштабы полицейского принуждения до разумных пределов.

2.10. В части 2 статьи 24 слова "или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции" предлагается заменить словами "прикоснуться к его огнестрельному оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции, данный сотрудник полиции".
Данная норма обнаруживает признаки неопределенности и создает опасность для массового нарушения прав граждан, в том числе права на жизнь, так как не содержит разумного и исчерпывающего перечня таких действий. С учетом правоприменительной практики, при которой полиция, а затем прокуратура и органы СК, а затем и суд признал бросок пластикового стаканчика в сторону сотрудника полиции нападением,  отсутствие в законодательстве понятия «нападения» данная норма создает  опасного массового отстрела граждан, в том числе возмущенных неправомерными действиями полиции.

2.11. В статье 28 предлагается признать утратившим силу пункт 8 части 1, согласно которому полицейский имеет прав на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
В пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" значение данной новеллы не раскрывается.
Так как она явным нарушает права сотрудников полиции данную норму предлагается исключить.

2.12 В законопроекте предлагается признать утратившей силу статью 41 (Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления), согласно которой сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
Период осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, засчитывается сотруднику полиции в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания срока осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, сотрудник полиции не уведомит об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, он подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона.

В пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" значение данной новеллы не раскрывается.
Так как она явным нарушает права сотрудников полиции данную норму предлагается исключить.

Председатель Постоянной Комиссии СПЧ № 10
А.В. Бабушкин

Решение № 5 ПК-10 СПЧ

О Заключении на проект Федерального Закона
«О плане работы ПК № 10 на первый квартал 2021 года»

Комиссия решила:

 

    1. Принять план работы на 1-й квартал 2021 года.

 

Председатель ПК – 10 А. Бабушкин

Приложение
План работы ПК – 10 СПЧ на первый квартал 2020 года

Период времени Мероприятия
Январь,
Февраль,
Март
2021 года
1. Рассмотрение проекта Заключения СПЧ на принятый в первом чтении законопроект о внесении поправок в закон о полиции
3.         Рассмотрение проекта Концепции принятия поправочных коэффициента в связи с пандемией короновируса
4.         Рассмотрение проекта Концепции льготного зачета сроков, направленного на достижение целей наказания
5.         Рассмотрение проекта доклада «О помиловании»
6.         Посещение СИЗО УФСИН России по г. Москве
7. Проведение совещания по СИЗО № 2 ФСИН России
8. Проведение совещания по судебно-следственной волоките
7. Проведение встречи с начальником УОМСО ФСИН России
8. Проведение встречи с начальником ПУ ФСИН России
9. Проведение встречи с начальником Воспитательной работы ФСИН России;
10. Обсуждение на заседаниях ПК № 10 вопросов:
- обеспеченности телевизорами, холодильниками, вентиляторов камер СИЗО;
-  объявления поощрений и взысканий;
- применения мер профилактического учета;
- отбытия наказания в виде принудительных работ.
11. Общественный контроль за расследованием ситуации по Ангарску.
12. Воссоздание работы Рабочей группы Минюста по дальнейшей реформе УИС.
13. Содействие довыборам ОНК в Ставропольском крае и Калининградской области.
14. Посещение проблемных учреждений:
14.1. УФСИН России по Владимирской области;
14.2. УФСИН России по Кировской области;
14.3. ГУФСИН России по Иркутской области
15. Посещение других учреждений ФСИН России в регионах для изучения ситуации с правами человека.
16.  Посещение других учреждений МВД России в регионах для изучения ситуации с правами человека.
17. Проведение совместного заседания ПК-10 с профильной Комиссией Общественной Палаты России по вопросам сотрудничества в деле защиты прав человека.
18. Встреча представителей ПК-10  с представителями НИИ ФСИН по вопросам  прав человека в УИС
19. Подведение на заседании ПК- 10 итогов первого года общественного контроля за соблюдением прав человека в психиатрических больницах
20. Содействие в подготовке Абрамкинских чтений.
21. Провести совещание по проблеме расширения круга единственных поставщиков из числа ЦТАО тер органов УИС с приглашением регионов ()
22.  Провести совещание по проблеме негосударственных центров помощи освобожденным с использованием опыта приюта РКК в Вологодской области

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/1235970.html