- В описательной части проекта Концепции привести общую численность осужденных, отбывающих лишение свободы, так как дана только разбивка по категориям учреждений.
- Отнести к числу вызовов, с которыми столкнулась УИС:
- углубляющиеся недостатки нормативно-правового регулирования деятельности УИС (пробелы и противоречия в законодательстве);
- ухудшение криминогенной обстановки в местах лишения свободы;
- слабость проводимой воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, в то время, как данное направление исправительного воздействия должно носить приоритетный характер по сравнению с другими направлениями уголовно-исполнительной деятельности;
- сохранение в УИС стратификации осужденных, основанной на тюремной субкультуре; превуалирование в отдельных учреждениях норм данной субкультуры над принятыми в обществе ценностями и нормами поведения;
- слабая адаптация производства в УИС к условиям рыночной экономики;
- низкий престиж службы в УИС.
- То, что в проекте именуется «вызовами» переименовать в «системные проблемы и недостатки».
Дополнить:
- невозможность для родных и близких подозреваемых, обвиняемых и осужденных воспользоваться в полном объеме предусмотренными законами свиданиями, посылками, передачами, телефонными переговорами;
- слабое использование в деятельности УИС достижений пенитенциарной научной мысли.
- Предусмотреть, что «целью Концепции является нейтрализация указанных выше вызовов, проблем и недостатков, обеспечение устойчивого развития УИС в аспекте соблюдения прав человека, общепризнанных норм и стандартов международного права».
- Там, где говорится о «повышение эффективности» добавить критерий, как «оценка работы учреждения через достижения целей наказания», так как кроме внутренней эффективности необходимо учитывать внешнюю эффективность учреждений УИС для общества и государства.
- В основных направлениях совершенствования деятельности УИС:
- предусмотреть развитие отечественной пенитенциарной науки и внедрение ее достижений в практическую деятельность;
- предусмотреть повышения уровня взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и бизнес-структурами, в т.ч. для ресоциализации осужденных;
- добавить после слова «гуманизации» слова «повышения стандартов соблюдения человека».
- Добавить в раздел 4 «Совершенствование и гуманизация уголовно-исполнительной политики»:
- совершенствование мер пресечения, не связанных с заключения под стражу, в части исполнения установленных для подозреваемых и обвиняемых ограничений»;
- создание условий для успешной адаптации в обществе после освобождения.
- В разделе 6:
- в пункте о месте выбора для строительства новых учреждений добавить слова «в местности с благоприятной экологической обстановкой»;
- применить вместо названия «объединенное учреждение УИС» название «многофункциональное исправительное учреждение» (МИУ);
- в разделе о ликвидации ветхих учреждений добавить слова «при сохранении объектов, имеющих культурную и историческую ценность».
- В разделе 7:
- раскрыть смысл понятие «клиентоцентричного подхода»;
- предусмотреть в системе МИУ гостиницу для родственников и прикомандированных сотрудников;
- изложить в редакции «а также помещений судов…»
- в случае, если МИУ становится градообразующим предприятием, предусмотреть применение к поселению, где расположено МИУ, законодательства о моногородах.
- В разделе 8 «Особенности содержания в СИЗО»:
- абзац «Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах УИС подозреваемых и обвиняемых является отсутствие вины в совершении преступления, установленной вступившим в законную силу приговором суда» изложить в редакции «Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах УИС подозреваемых и обвиняемых является презумпция невиновности»;
- вместо расширения разрешенных предметов, предусмотреть перечень запрещенных предметов;
- написать, что целью содержания под стражей является достижение баланса между целями правосудия и обеспечением прав человека;
- предусмотреть в качестве из средств обеспечения прав человека в СИЗО «устранение неоправданных ограничений и препятствий при оказании юридической подозреваемым и обвиняемым и поддержания социально-полезных связей»;
- после слова «платных», записать слова «в том числе медицинских».
- В разделе 9:
- записать «создание улучшенных санитарно-гигиенических условий для беременных женщин и женщин, имеющих присебе малолетних детей»;
- предусмотреть процедуру временной передачи ребенка близким родственникам;
13. В разделе 10:
- вместо слов «увеличение количества телефонных разговоров осужденных с родственниками» записать «создание гарантий на осуществление телефонных разговоров осужденных с родственниками»;
- дополнить «снятие временных ограничений на получение положенного количества посылок, передач, бандеролей и свиданий»;
- дополнить словами «замена бандеролей на маловесные посылки весом до 10 кг»;
- изложить соответствующий пункт в редакции «реализацию права осужденных, подозреваемых и обвиняемых на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к Уполномоченным по правам человека, ОНК, надзирающие и контролирующие органы».
14. В разделе 11:
- обеспечить беспрепятственное получение лекарств в соответствие с назначением врача;
- распространить на осужденных обязательное медицинское страхование;
- предусмотреть допуск к осужденным лечащего врача, который оказывал помощь до ареста;
- разработать алгоритм действий при попадании в УИС лица, страдающего орфанным заболеванием.
15. В разделе 12:
- изменить порядок исчисления срока для условно-досрочно освобождения лиц, которым лишение свободы заменено на принудительные работы, предусмотрев исчисление срока, необходимого для УДО, со дня ареста.
16. В разделе 13 об обеспечении трудовой занятости осужденных записать:
- создание Госкорпорации для привлечения осужденных к труду;
- ввести льготный зачет срока для всех добросовестно работающих осужденных во время отбытия наказания, а для работающих в Арктической – предусматривающий особые льготы;
- предоставить возможность повышения профессиональной квалификации осужденных, в том числе путем доступа в сеть «Интернет» и иные сети по белому списку;
- поднять гарантированный минимум средств, зачисляемый на лицевой счет работающих осужденных до 40 %;
- использовать знания и навыки осужденных с высоким уровнем образования и опытом успешной профессиональной деятельности для повышения профессионального уровня других осужденных, работы в той сфере, где осужденный достиг успехов.
17. В разделе 14 предусмотреть:
- активизировать научное изучение личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе путем проведения специальных переписей;
- создать статистическую систему учета постпенитенциарного и постпробационного рецидива;
- обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на предоставление свиданий с родственниками, проведение встреч с уполномоченными по правам человека и членами общественных наблюдательных комиссий, а также участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференц-связи; указанные свидания проводить либо сверх предусмотренных в законе либо в порядке замены краткосрочных; применять для развития социально-полезных связей режим видеосообщений;
- разработать Концепцию развития сети Интернета в УИС, включающий нормативную, учебную, новостную и литературную базу, обращение в органы государственной власти через систему «гос услуг»;
- для снижения нагрузки на личный состав использовать передовые технологии с искусственным интеллектом для идентификации личности по антропометрическим параметрам при передвижении по территории учреждения.
17. В разделе 15:
- предусмотреть такой показатель оценки, как постпенитенциарный и постпробационный рецидив;
- предусмотреть такой показатель, как заключения УПЧ и ОНК, а также общественное мнение о деятельности УИС.
18. В разделе 18:
- предусмотреть системы профессиональной реабилитации сотрудников.
19. В разделе 19:
- обеспечить социальную защищенность сотрудников ликвидируемых учреждений УИС.
20. В разделе 20 упомянуть Уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также Уполномоченных по защите прав КМНС субъектов РФ.
21. В разделе 21:
- изложить в редакции «в сфере прав человека, в том числе иностранных граждан…»
- записать «включая упрощение передачи осужденных в страну проживания».