Попытка как пытка: восемь саратовских заключенных отказались от заявлений в СК

Попытка как пытка: восемь саратовских заключенных отказались от заявлений в СК

415
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Заключенные колоний начали отказываться от идеи подать заявление в СК относительно пыток в ОТБ-1, сообщила «Известиям» их адвокат Снежана Мунтян. Из 14 предполагаемых пострадавших, которым она помогала составить заявления, в компетентные органы в ближайшие дни обратятся только шесть человек, сообщила адвокат. По ее словам, остальные отказались от своих планов из-за давления администраций колоний, в которых они отбывают наказание. В результате проверок, начатых в регионе после скандала из-за публикации видеосвидетельств пыток, своих мест могут лишиться три местных прокурора, отвечающие за порядок в подразделениях ФСИН, не исключает собеседник «Известий», знакомый с ходом дела. Один из задержанных ранее предполагаемых садистов тюремной больницы дает показания — по данным источника «Известий», он пошел на сделку со следствием.

Писать или молчать

Восемь заключенных саратовских колоний, которые ранее, как предполагается, подвергались психическому, физическому и сексуальному насилию в тюремной больнице ОТБ-1 Саратова, отказались от заявлений о пытках. Об этом «Известиям» сообщила их адвокат Снежана Мунтян. С ее слов, из 14 пострадавших, которым она помогала составить заявления в следственные органы и прокуратуру, сейчас только шесть намерены это сделать — те, кто из мест заключения уже освободился.

— Этим людям уже нечего бояться, они не опасаются за свою жизнь и здоровье. Все рабочие моменты мы обсудили, заявления составили, и в ближайшие дни они их подадут, — рассказала Снежана Мунтян.

Те же, кто продолжает отбывать наказание в колониях области, сообщили адвокату о давлении на них со стороны администраций этих учреждений, под влиянием чего они изменили планы, утверждает юрист.

Со слов адвоката, на фоне разразившегося скандала с пытками сотрудники колоний по громкой связи стали приглашать заключенных, побывавших в ОТБ-1, приходить в оперативную или дежурную части и писать заявления о преступлении. Адвокат полагает, что из центрального аппарата ФСИН поступило распоряжение помогать заключенным с заявлениями. Однако на деле колонии саботируют его исполнение, утверждает Снежана Мунтян.

— Те заключенные, которые обрадовались и пошли, были встречены недовольными лицами сотрудников. Им ясно дали понять, что не надо этого делать, потому что могут быть последствия. А люди и так настрадались и не хотят получать новую порцию проблем, — сказала адвокат.

По ее словам, у администраций колоний есть много вполне законных методов повлиять на судьбу заключенных.

— Это могут быть замечания за нарушение дисциплины или неподчинение. После ряда таких взысканий заключенного могут на 15 суток посадить в штрафной изолятор или на полгода в помещение камерного типа, где жизнь протекает совсем иначе, чем в отряде, и где условия гораздо жестче. Шансов обжаловать эти действия очень мало. Кроме того, взыскания могут повлиять на УДО, о котором тоже ходатайствует администрация колоний, — объяснила Снежана Мунтян.

Несмотря на это, есть заключенные, которые заявление все-таки написали, поведала она. По словам адвоката, эти заявления администрация официально не зарегистрировала: в журнале учета корреспонденции не было исходящих номеров. Фактически они не вышли за пределы колоний и вряд ли поступят в следственный комитет, считает Снежана Мунтян.

Вместо регистрации сотрудники выписывают заключенным квитки с придуманными номерами, утверждает адвокат со ссылкой на слова самих заключенных. Номера колоний и фамилии сообщивших об этом она называть не стала из соображений их безопасности.

Увольнения и признания

По мнению Снежаны Мунтян, попытки сотрудников колоний минимизировать поток заявлений от заключенных связаны с отъездом из региона представителей федеральных ведомств — СК, Генпрокуратуры и ФСИН, которые по факту опубликованного в Сети видео с пытками проводили в регионе проверку. На кадрах, предположительно, из саратовской туберкулезной больницы заключенных связывают, бьют и насилуют.

Сейчас трое из, вероятно, участвовавших в пытках садистов — Сергей Ананьев, Виталий Янин и Радик Гимадеев — задержаны и дают показания, сообщил «Известиям» источник в следственных органах. По данным другого близкого к следствию источника, Виталий Янин написал явку с повинной и дал признательные показания в убийстве заключенного Адельбека Ахмедова 1982 года рождения, этапированного из Астрахани в одну из саратовских колоний. Преступление произошло три года назад, тогда смерть заключенного была расценена как самоубийство.

— Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Убийство», — отметил источник.

По некоторым данным, Генпрокуратура сейчас решает вопрос об увольнении трех высокопоставленных саратовских прокуроров. Это зампрокурора области Павел Мельник, в полномочия которого входит в том числе и надзор за уголовно-исполнительной системой, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Алексей Тарадин и старший помощник прокурора области по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях Вячеслав Дианов.

— В области была проверка из Генпрокуратуры, и по ее итогам такое решение принято, — заявил «Известиям» бывший зампредседателя ОНК и Общественной палаты региона Николай Скворцов со ссылкой на собственный источник в прокуратуре области.

В разговоре с корреспондентом «Известий» Алексей Тарадин не опроверг, но и не подтвердил свое вероятное увольнение и направил за разъяснениями в пресс-службу. До Павла Мельника и Вячеслава Дианова дозвониться не удалось.

«Известия» направили запрос в Генпрокуратуру.

Многолетняя история

В распоряжении «Известий» оказался ряд документальных свидетельств того, что о пытках и насилии в ОТБ-1 и ряде колоний области руководство саратовского УФСИН и местные надзорные органы могли знать еще в 2012 году.

В апреле 2012-го сотрудниками ИК-13 Саратовской области был насмерть забит заключенный Артем Сотников. Участники избиения получили реальные сроки, но вышестоящие начальники остались на своих местах, рассказала «Известиям» мама убитого Лариса Сотникова.

—- Все эта история с пытками происходит сейчас потому, что, когда мой сын погиб, эту тему не дожали, спустили на тормозах, — считает она.

После смерти сына Лариса Сотникова занялась правозащитной деятельностью. Она предоставила «Известиям» архив переписки с правоохранительными органами региона, в которой неоднократно сообщала о пытках в колониях и, в частности, в ОТБ-1, но, по ее словам, получала отписки.

Примерно с 2012 года бывший депутат Государственной думы от Саратовской области Антон Ищенко неоднократно писал запросы в правоохранительные органы насчет пыток в саратовской тюремной больнице и других колониях области.

— Одним из поводов стала громкая история с гибелью в ОТБ-1 37-летнего Алексея Степанова. Родственники были уверены, что он погиб от побоев, но уголовное дело так и не возбудили, — рассказал он «Известиям».

Его переписка и отказные материалы также есть в распоряжении редакции.

Адвокат других вернувшихся из ОТБ-1 заключенных Андрей Жуган в 2013 году заявлял местным СМИ, что в ее стенах «пациентов вместо лечения душили, били, топили, неделями держали привязанными к кровати». Тогда же пресса писала о странной смерти заключенных Андрея Акульшина и Евгения Ладыгина, которые внезапно умерли «от сердечного приступа». Хотя родственники говорили о многочисленных следах пыток на их телах, следствие дальше версии о больном сердце не пошло.

Бывший заключенный саратовской ИК-13 Олег Аржанухин, который отбывал наказание вместе с Артемом Сотниковым, рассказал «Известиям», что в 2015 году писал жалобы в следственные органы о «массовом нарушении прав заключенных», но результата не было.

Сотрудник столовой ОТБ-1 Дмитрий Шадрин приехал в 2013 году на заседание рабочей группы Госдумы по развитию общественного контроля в местах принудительного содержания, где заявил, что «это концлагерь». Он говорил о «физическом воздействии на осужденных со стороны исполняющего обязанности начальника больницы Павла Гаценко» — тот самого, который был уволен только сейчас, на фоне разразившегося скандала.

В феврале 2015 года в письме в Генпрокуратуру, СК РФ и ФСИН (есть у «Известий») Лариса Сотникова жаловалась, что «проверки местными надзирающими органами по факту многочисленных нарушений проводятся халатно, уголовные дела не заводятся, что приводит к убийствам осужденных, вымогательствам у них денежных средств и круговой поруке». Ее жалобы были спущены в область для проведения проверки, которая ничем не закончилась (ответы есть у «Известий»).

«Проверка закончилась ничем»

В декабре 2012 года ситуацией в саратовских колониях заинтересовался «Комитет за гражданские права», его председатель Андрей Бабушкин направил в компетентные органы ряд писем (есть у «Известий»). В них, в частности, говорится о том, что «в ОТБ-1 Саратова применяются пытки на здоровых людях по указанию и.о. начальника больницы Гаценко, который лично присутствует при этом: осужденным вокруг головы обвязывают мокрую простынь, затягивают ее и после этого льют на голову воду, либо одевают противогаз».

Как указано в одном из писем, августе 2012 года таким пыткам был подвергнут ряд заключенных за жалобы на плохие условия содержания (фамилии указаны в документе). Кроме того, в ОТБ-1 «применяются психотропные препараты, после которых происходит зомбирование, осужденные становятся безвольными существами, которые ничего не хотят, кроме выполнения приказов со стороны администрации», говорится в письме за подписью Бабушкина. Правозащитник просил местный УФСИН провести служебную проверку, а ОНК, которую на тот момент возглавляла бывший прокурор Таисия Якименко, посетить ряд колоний для проверки всех сообщенных сведений.

В области был громкий случай, связанный с уголовным делом балашовского спортсмена Максима Бурбина, которого осудили на 15 лет за распространение наркотиков, отметил Николай Скворцов.

— В 2020 году двое заключенных-наркодилеров заявили на камеру и в присутствии прокуроров, что оговорили Бурбина под давлением и пытками. Их били, растягивали «звездочкой», не давали есть и ходить в туалет, грозились изнасиловать. Они сломались и пошли на сделку со следствием. Под давлением общественников и журналистов областная прокуратура инициировала проверку их доводов, но она закончилась ничем, — рассказал Николай Скворцов «Известиям».

Сейчас в соцсетях активно обсуждается видео, датированное декабрем 2020 года, на котором заключенный ОТБ-1 жалуется прибывшему с проверкой председателю ОНК Денису Соболеву и зампрокурора области Павлу Мельникову на то, что заключенных в больнице бьют.

— Считаю, что и весь состав ОНК в Саратовской области и вся Общественная палата во главе с главным имитатором работы Борисом Шинучком должна быть распущена. Должны состояться новые выборы, которые позволят организовать действительно эффективный общественный контроль, — сказал «Известиям» Антон Ищенко.

На фоне скандала с пытками бывший уполномоченный по правам человека в Саратовской области Александр Ландо призвал прокурора области Сергея Филипенко уйти в отставку.

Источник: https://iz.ru/