Почасовая оплата труда заключенных в размере двух евро и менее противоречит конституции. Днями Федеральный конституционный суд вынес решение в пользу двух работающих арестантов из Баварии и Северного Рейна–Вестфалии, которые подали иск против уровня оплаты их труда. Федеральные земли должны пересмотреть соответствующие законы не позднее конца июня 2025 года, заявила председатель Второго сената Дорис Кёниг в Карлсруэ.
В большинстве федеральных земель работа является обязательной для заключенных. Предполагается, что это служит целям ресоциализации. Именно поэтому для осужденных не существует минимальной заработной платы. В 2020 году, по данным Кёнига, они получали от 1,37 евро до 2,30 евро в час.
Где работают?
Осужденные в Германии работают в различных местах — на собственных предприятиях исправительных учреждений, во внешних компаниях или непосредственно в тюрьмах, где они выполняют более простые задачи, такие как стирка белья и уборка. В большинстве земель, включая Баварию и Северный Рейн–Вестфалию, заключенные обязаны трудиться. В каждой из земель действуют свои правила, касающиеся исполнения наказаний. До реформы федерализма, проведенной в 2006 году, тюремная система регулировалась единообразно по всей Германии.
9% от средней зарплаты
Конституционные судьи в Карлсруэ уже однажды выносили решение, касающееся оплаты труда заключенных. В 1998 году осужденные пожаловались на ее слишком малый размер. После этого база для расчета была повышена с пяти до девяти процентов от средней заработной платы всех тех, кто имеет обязательное пенсионное страхование. В этом отношении ничего не менялось около двадцати лет. По словам заместителя председателя суда Дорис Кёниг, в 2020 году почасовая ставка для заключенных составляла максимум 2,30 евро.
Заключенные в долгах
Проблема для заключенных, по мнению истцов, заключается в том, что, находясь в тюрьме и получая так мало денег, они не в состоянии ни уменьшить свои долги, ни даже содержать собственные семьи. Кроме того, арестанты не включены в пенсионную программу и поэтому столкнутся с финансовыми проблемами в старости.
Мануэль Матцке из Союза заключенных/Федеральной организации (GG/BO), ранее сам сидевший, потребовал оплаты труда в соответствии с минимальной заработной платой. По его словам, заключенные хотят, чтобы им платили адекватно и при этом не эксплуатировали. Он обвинил внешние компании в том, что они открыли для себя тюрьмы как «экономическую зону». На слушаниях в апреле прошлого года руководители исправительных учреждений также высказались за повышение оплаты труда.
Содержание под стражей — высокие расходы
Представители земель выступили в Карлсруэ в защиту низкой зарплаты. Труд заключенных неэкономичен: один день пребывания в тюрьме влечет за собой большие расходы, а заключенные часто не имеют должной подготовки. Представитель Министерства юстиции Баварии заявил, что возможности для повышения заработной платы отсутствуют, и сослался на низкую производительность труда осужденных.
На устных слушаниях также обсуждалась важность работы в концепциях ресоциализации отдельных земель, а также возможность введения не денежных компонентов вознаграждения. В двенадцати землях, где работа является обязательной, заключенные имеют возможность зарабатывать выходные дни, которые также могут быть сохранены для более раннего освобождения. Кроме того, предусмотрен своеобразный отпуск. Однако, по мнению адвокатов заключенных, ценность этих дней для них ограничена.