В прошлом году Минюст разработал и сопроводил более 140 законопроектов, рассказал глава министерства Александр Коновалов, выступая на расширенной коллегии по итогам работы в 2016 году. В текущем году ведомство планирует разработать на 17% больше — 192 документа.
По словам главы ведомства, особое внимание уделялось совершенствованию уголовного, процессуального, административного законодательства, а также усилению мер ответственности за коррупционные преступления. В прошлом году в Госдуме на рассмотрении находилось 83 законопроекта, подготовленных Минюстом, из них 41 документ был принят. В текущем году планируется разработать 192 законопроекта, из которых 43 направлены на исполнение поручений Владимира Путина и правительства, 13 — на реализацию постановлений ЕСПЧ и Конституционного суда РФ, а еще 36 документов — на совершенствование деятельности Минюста. Кроме того, Коновалов отметил, что согласно концепции «Развитие уголовно-исполнительной системы», в 2017 году предусматривается строительство 812 объектов.
Рассказал глава министерства и о работе в сфере исполнения судебных актов. По его словам, в прошлом году на исполнении в ФССП находилось 79 млн исполнительных производств, возбуждено свыше 54 млн исполнительных производств, что на 8,5 млн больше, чем в 2015 году. ФССП также прекратила более 54 млн производств.
Коновал затронул и тему борьбы с экстремизмом. Он рассказал, что Минюст в 2016 году выявил 16 граждан среди учредителей и руководителей 20 некоммерческих организаций, причастных к экстремизму. В связи с осуществлением экстремистской деятельности, по решению суда были ликвидированы четыре религиозные организации. «Цифры небольшие, но за каждой из этих цифр стоят очевидные и потенциально очень большие и существенные угрозы для безопасности наших граждан», — отметил министр.
Кроме того, по словам Коновалова, Минюст в прошлом году включил в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, 43 организации, а на 1 января текущего года в этом реестре было 154 таких организации. Всего же в прошлом году Минюста провел более 5 500 проверок НКО, по итогам которых было вынесено свыше 50 000 «мер правового реагирования», в частности, предупреждений, решений о приостановке деятельности, протоколов об административных нарушениях или исков в суд о ликвидации организации. Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, в свою очередь, отметил, что одним из основных направлений совместной деятельности Минюста и ОП является появление социально-ориентированных НКО. Кроме того, Бречалов рассказал и о сотрудничестве в формате «нулевых чтений» законопроектов.
В своем выступлении министр юстиции отметил и работу ЕСПЧ. По словам Коновалова Страсбургский суд стал гораздо пристальнее обращать внимание на проблемы правоприменения в России. Коновалов считает, что в практике взаимодействия с ЕСПЧ есть моменты, внушающие оптимизм, а есть и те, которые тревожат. «Из тех, что обнадеживают, можно отметить то, что в прошлом году в судебные составы ЕСПЧ поступило 5 591 жалоб от России. Это на 7% меньше, чем в 2015 году. Однако при этом властям РФ поступило 1 766 коммуницированных жалоб, а это уже более чем на 400 больше, чем в позапрошлом году», — рассказал министр.
Он также добавил, что «особенно тревожит то, что по делам против России в прошлом году было вынесено 238 постановлений, в то время как в позапрошлом году всего 116. «Это можно объяснить и какими-то бюрократическими циклами в работе аппарата ЕСПЧ, тем не менее это должно наводить на размышления о том, что Европейский суд снова стал гораздо пристальнее адресовывать к тем проблемам, которые существуют в сфере правоприменения в РФ», — подчеркнул Коновалов.
Взаимодействию с ЕСПЧ свое выступление посвятил и глава КС Валерий Зорькин, который отметил, что в процессе работы со Страсбургом нет «той степени политизированности, о которой говорят». «Малая доля тех случаев, когда КС не соглашается с постановлениями ЕСПЧ, но есть сотник решений КС, в которых суд ссылается на постановления Страсбурга, чтобы подтвердить правовую позицию в своих решениях», — заметил Зорькин.
Глава КС подчеркнул, что граждан должен прежде всего находить защиту внутри своей страны. «Это все ступени прохождение судебных инстанций до Верховного суда. Почему в ЕСПЧ поступают обращения после того, как принял решение суд в Магадане, в Тамбове и т. д. У меня это никак не укладывается в голове. Но ЕСПЧ сам считает, когда исчерпаны эти средства, почему бы Страсбургу не сделать шаг навстречу», — отметил Зорькин.