Охрана не гарантирует жизнь. Почему в СИЗО гибнут арестанты

Охрана не гарантирует жизнь. Почему в СИЗО гибнут арестанты

1374
Несмотря на круглосуточную охрану, в тюрьмах России происходят самоубийства и инциденты между арестантами, которые заканчиваются их смертью. Эксперты связывают эту ситуацию с кадровым голодом в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) и особенностями компоновки камер в СИЗО.

 

Московский СИЗО-5 "Водник" продолжают преследовать неприятности: в одной из камер опять нашли мёртвого арестанта. По предварительным данным, в туалете камеры повесился 32-летний Евгений Дыль. Теперь следователи выясняют, сам он повесился или его довели до этого, как это уже произошло в марте 2017 года в этом же СИЗО с исполнительным директором госкорпорации "Роскосмос" Владимиром Евдокимовым. Первоначально следствие считало, что топ-менеджер наложил на себя руки. Однако позже эксперты пришли к выводу, что Евдокимова зарезали.

 

 

По данным Лайфа, в СИЗО "Водник" работает специальная комиссия, которую возглавляет начальник УФСИН по Москве генерал-майор Сергей Мороз, и следственно-оперативная группа УСК РФ по Москве.

 

 

— Наши коллеги и следователи СК допрашивают сотрудников СИЗО, в смену которых произошёл суицид, — рассказал Лайфу источник во ФСИН РФ. — По предварительным данным, 32-летний Евгений Дыль, подозреваемый в убийстве своей знакомой, покончил жизнь самоубийством, повесившись в туалете камеры, — рассказывает офицер.

По словам собеседника Лайфа, Евгений Дыль был доставлен в СИЗО после того, как Кузьминский районный суд Москвы санкционировал его арест до 20 мая 2018 года.

 

 

Дыль подозревался в убийстве 18 марта 2018 года в квартире дома № 9 на Ташкентской улице своей 31-летней знакомой Натальи. Там он устроил настоящую бойню — весь пол и стены квартиры были залиты кровью.

— Дыль в состоянии сильного алкогольного опьянения во время ссоры схватил кухонный нож и зарезал свою знакомую, — рассказали Лайфу в следственных органах Москвы.

 

 

Во ФСИН Лайфу рассказали, что Евгения Дыля поместили в 15-местную камеру СИЗО, оборудованную видеокамерами. Кроме того, подозреваемый общался с психологом, которая отметила, что Дыль склонен к суициду и за ним требуется усиленное наблюдение.

Несмотря на камеры и охрану, арестант нашёл возможность и время, чтобы повеситься.

 

 

Подобные случаи происходят в СИЗО регулярно. Столичный омбудсмен Татьяна Потяева осенью 2017 года сообщала, что в 2015 и 2016 годах в столичных изоляторах произошло шесть и семь случаев самоубийств соответственно. По данным Лайфа, в 2017 году в СИЗО Москвы произошло четыре самоубийства и одно убийство. В 2018 году — одно самоубийство, потому что следователи не сомневаются, что Евгений Дыль добровольно ушёл из жизни.

 

 

— Выводы следствия подтвердила и судебно-медицинская экспертиза, — заявили Лайфу собеседники в СК РФ.

 

 

Вроде бы в СИЗО есть охрана, наблюдение, контроль, психологи, оперативники. Однако одни арестанты успешно сводят счёты с жизнью, в том числе и с использованием запрещённых предметов и препаратов, а другие гибнут во время внутрикамерных разборок и драк.

 

 

Сейчас в СИЗО-1 "Матросская Тишина" идёт расследование вопиющего случая, когда 2 февраля 2018 года один из арестантов умер после передоза наркотиков — несмотря на содержание в охраняемой камере. Судмедэксперты нашли у него в организме гремучий коктейль из разных наркотиков: он скончался от отравления метадоном, а в печени, желудке, крови и моче у него также был обнаружен димедрол, в моче — кокаин и каннабиоиды. Следователи считают, что персонал СИЗО не только не предотвратил эту смерть, но и помог в этом, передав арестанту наркотики. Против сотрудников СИЗО возбуждено уголовное дело о халатности.

Ранее в "Матросской Тишине" повесился гражданин Таджикистана, арестованный по подозрению в убийстве семи человек, в том числе семьи на Нагатинской улице. В состоянии комы его увезли в больницу, где он скончался. Охрана СИЗО также ничего не знала.

 

 

3 мая 2018 года в столичном СИЗО "Медведь" чуть не погиб ещё один арестант. В камере № 211 был жестоко избит мужчина, подозреваемый в грабеже. Ему переломали рёбра и повредили лёгкое. Сейчас с этим инцидентом разбираются следователи. В ноябре 2016 года в этом же СИЗО "Медведь" обнаружили 52-летнего мёртвого арестанта.

 

 

9 ноября 2017 года в СИЗО-2 "Бутырка" в общей камере повесился арестант. Его срочно госпитализировали в НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского, однако врачи оказались бессильны.

 

 

В том же СИЗО "Водник" в прошлом году при загадочных обстоятельствах скончался топ-менеджер из ГК "Роскосмос" Владимир Евдокимов. Его нашли с многочисленными ножевыми ранами. Рядом с телом лежал запрещённый в СИЗО керамический нож.

Следствие выясняет, как в камеру, где сидел Евдокимов, попал этот нож и почему незадолго до гибели его перевели из камеры с видеонаблюдением в другую, где таких систем не было.

 

 

Служебные проверки в СИЗО идут до сих пор. А после убийства Евдокимова одна из таких проверок закончилась увольнением начальника тюрьмы Алексея Горбачёва, ещё 14 сотрудников изолятора привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Часть из них понизили в должности, а часть уволили.

 

 

Что касается причин, по которым охрана и персонал СИЗО не могут полноценно контролировать ситуацию в камерах, то они давно известны. Собеседник Лайфа во ФСИН признался, что во всех СИЗО Москвы наблюдается некомплект контролёров, поэтому у надзирателей просто не хватает сил и времени, чтобы часто заглядывать в дверной глазок арестантской камеры, а тем более заходить внутрь и проверять обстановку.

 

 

— Особо нет желающих добровольно проводить по 12 часов в тюрьме за 30 тысяч рублей, — жалуется в разговоре с Лайфом офицер столичного УФСИН.

 

 

СИЗО-5 после смерти Евдокимова стал считаться в системе ФСИН учреждением со сложной оперативной обстановкой.

 

 

В столичных СИЗО также остро не хватает систем видеонаблюдения, которые бы помогли надзирателям контролировать ситуацию в камерах. Столичный омбудсмен Татьяна Потяева неоднократно поднимала этот вопрос перед УФСИН по Москве.

 

 

Помимо человеческого и технического факторов сам персонал московских тюрем называет ещё одну причину — особенная конфигурация камер в старых зданиях.

 

 

— Как правило, все эти суициды и убийства в СИЗО происходят в так называемых мёртвых зонах, которые не просматриваются из коридора. Например, в туалетах, — рассказывает источник Лайфа в СК РФ по Москве. — В туалетах нельзя ставить камеры наблюдения, а дежурный по этажу, который наблюдает в дверной глазок камер за обстановкой, также не видит происходящее в туалете.

 

 

Во ФСИН говорят, что, к сожалению, регулярные проверки работы личного состава не смогут остановить самоубийства арестантов.

— К каждому арестанту сторожа не приставишь, — жалуются Лайфу во ФСИН РФ.

Источник:
https://life.ru/