
Впервые Пленум ВС представил законопроект об уголовном проступке в октябре 2017 года, а в Госдуму он попал в конце 2018 года (законопроект № 612292-7). Инициатива не прошла ни одного чтения. Против документа тогда высказалось правительство: министры отметили, что предложенные поправки не учитывают интересы потерпевших, которым причинят вред уголовным проступком.
В 2020 году ВС разработал новую версию законопроекта, которая предложила отнести к уголовным проступкам также и экономические преступления. В общей сложности уголовный проступок предлагают распространить на 112 составов УК, включая семь составов преступлений против собственности (глава 21 УК), которые наказываются лишением свободы, если их совершают впервые и они не связаны с применением насилия. К уголовным проступкам предлагают отнести нетяжкие преступления в сфере экономической деятельности, совершенные впервые, без применения насилия и вне преступной группы — это еще 29 составов (глава 22 УК).
Уголовный проступок не будет применяться по преступлениям с административной преюдицией, а также преступлениям с заведомо высокой общественной опасностью: побоям, преступлениям против военной службы, заведомо ложным сообщениям о терроризме и другим.
Наказывать за совершение уголовного проступка планируют штрафами и общественными работами, а для несовершеннолетних предусмотрели меры «воспитательного характера». Если лицо не возместит причиненный проступком ущерб, то его привлекут к уголовной ответственности в общем порядке.
Председатель ВС Вячеслав Лебедев подчеркивал, что из-за совершения нетяжких преступлений на осужденных сейчас возлагают порядка 80 запретов и ограничений, что противоречит принципам справедливости и гуманизма. При этом институт уголовного проступка позволит соблюсти гарантии справедливости и повысит эффективность предупреждения преступлений.