БЛОГИ: А.Бабушкин: Способы воспрепятствования общественному контролю и противодействия данной практике

БЛОГИ: А.Бабушкин: Способы воспрепятствования общественному контролю и противодействия данной практике

793

Публикую отрывок из книжки "Настольная книжка общественного инспектора", написанного мною вместе с Андреем Маяковым и Александром Махаевым.
Буду признатеден за поправки, подсказки, дополнения.
Отрывок содержит попытку систематизации способов  воспрепяитствования общественному контролю.
Книжка вскоре прибудет из издательства. Распространяется бесплатно.

 

Этапы осуществления общественного контроля Способы воспрепятствования Каким образом следует действовать субъектам общественного контроля
Формирование   ОНК 1.Предъявление к кандидатам в  ОНК  избыточных требований  включить в комплект документов рекомендации Общественной палаты региона или  УПЧ  региона Разъяснить автору данных требований, что такие рекомендации не носят обязательного характера
  2.Отклонение кандидатуры в члены  ОНК  под предлогом того, что в комплекте  документов для выдвижения они представили  оригинал, а не копию документа Согласовать данный вопрос с Аппаратом  АП РФ
  3.Отклонение кандидатуры в члены ОНК под предлогом сокращения численности  ОНК Поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ  и  УПЧ РФ
  4.Отклонение кандидатуры в члены  ОНК  под предлогом наличия компрометирующих материалов, не известных самому кандидату Поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ  и  УПЧ РФ
  5.Несвоевременное вручение мандатов Проинформировать об этом Аппарат  ОП РФ
  6.Невручение мандатов по надуманным основаниям Проинформировать об этом Аппарат  ОП РФ
  7.Принятие регламента  Комиссии, ущемляющего права  членов  ОНК,  как субъектов общественного контроля - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ   и  УПЧ РФ;
- подготовить собственные предложения по нормам Регламента;
- изучить Регламенты наиболее успешно действующих комиссий 
  8.Принятие регламента ОНК,  содержащего избыточно широкие полномочия председателя Комиссии и его заместителей - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ;
- подготовить собственные предложения по нормам Регламента;
- изучить Регламенты наиболее успешно действующих комиссий 
  9.Избрание председателя ОНК  на заседании в отсутствие  кворума - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
Начало работы  ОНК 10.Неполучение Комиссией от территориальных органов ведомств списка мест принудительного содержания либо неполного списка таких мест - направить об этом письмо руководителю ведомства;  
- поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
  11.Отсутствие достоверных адресов мест принудительного содержания на сайтах ведомств Направить запрос в тер органов соответствующего ведомства
  12.Недопуск членов Комиссии в места принудительного содержания, находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - Направление письма главе  ЗАТО  о пропуске в  МПС; 
-если вопрос не решился, то информировать об этом  ПК-10  СПЧ
  13.Отсутствие списка членов ОНК  в проверяемых учреждениях Направить письмо в тер орган ведомства с приложением списка членов  НК  с контактами
  14.Непредоставление  ОНК  помещения - Направить  письмо главе региона; 
Обратиться за содействием в ОП и  к УПЧ  региона;
- если вопрос не решился, то поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
Текущая работа ОНК 15.Требование о том, чтобы уведомление о посещении  направлялось за несколько дней Обратить внимание тер органа на то, что ст. 15 ФЗ-76 ограничений по времени направления уведомления  не содержит
  16.Требование о том, чтобы  уведомление всегда направлялось только  в письменной форме Обратить внимание тер органа на то, что ст. 15 ФЗ-76 ограничений по форме оформления уведомления не содержит
  17.Задержка  в допуске членов ОНК в проверяемое учреждение Если задержка не обоснована (например, задержка в начале и конце рабочей смены происходит по объективной причине), оставить жалобу на телефоне доверия или по телефону дежурной  части тер. органа
  18.Недопуск членов ОНК в проверяемое учреждение при отсутствии объективных предусмотренных законом причин (такой причиной, например, может быть режим особых условий в СИЗО - оставить жалобу на телефоне доверия или по телефону дежурной  части тер. Органа;
- сообщить прокурору, УПЧ региона, ПК – 10 СПЧ 
  19.Досмотр членов ОНК при  проходе в  СИЗО и ИК Пригласить на КПП ответственного от руководства (ДПНСИ, ДПНК)
  20.Воспрепятствование членам ОНК в проносе и использовании фототехники, приборов для измерения параметров микросреды (гигрометр, термометр, анимометр и т.д.) Потребовать выдать письменный запрет, обжаловать его в  прокуратуру, в суд,  проинформировать УПЧ, ОП РФ, ПК-10 СПЧ
  21.Сокрытие информации о месте нахождения конкретного лица, содержащегося в СИЗО Обратиться к начальнику СИЗО,  если это не поможет – связаться с помощником начальника УФСИН  по правам человека, проинформировать ПК-10 СПЧ, ОП РФ, УПЧ
  22.Привлечение члена ОНК  в качестве свидетеля на основании сведений, изложенных  им в отчете о посещении - при наличии оснований: отказаться от допроса в качестве свидетеля 
- паллиативно: получить согласие следователя на посещение учреждения, в котором содержится фигурант, по которому  велся допрос;
- окончательно  вопрос может быть решен только путем  изменения законодательства
  23.Воспрепятствование беседе с подозреваемым или обвиняемым,  находящимся  в СИЗО, под предлогом того, что  обсуждаемые вопросы  не касаются условий  содержания - разъяснить, что права человека в МЛС не сводятся к условиям содержания;
- в случае, если данное  нарушение носит системный характер , проинформировать  прокуратуру, УПЧ, ПК-10 СПЧ
  24. Вмешательство в беседу члена ОНК с заключенным с целью  оказать давление на заключенного, подавить его волю  - замечание должностному лицу;
- если это не повлияет на его поведение, то указанное нарушение следует отразить в отчете,  а копию отчета направить прокурору и ПК-10 СПЧ
  25. Навязчивое «разъяснение»  представителем  администрации заключенному, что он имеет право не отвечать на вопросы члена ОНК и даже отказаться от беседы с ним -потребовать заменить представителя администрации, сопровождающего  членов ОНК; 
- отразить  данный фак в акте;
- вызвать указанных лиц для беседы  присутствии начальника учреждения или помощника начальника тер органа по правам  человека    
  26. Непредоставление членам ОНК необходимой для осуществления общественного контроля документации - пригласить руководителя учреждения, а при  необходимости-ответственного представителя тер органа; 
-отразить факт непредоставления в отчете о проверке; 
-направить информацию прокурору, УПЧ, ПК-10 СПЧ
СИЗО, ИВС 27.Воспрепятствование входа в камеру  под предлогом «обеспечения безопасности» члена ОНК - разъяснить, что в соответствие с 76-ФЗ член ОНК вправе входить в камеру;
- при  необходимости – отразить данный факт в акте проверки 
  28.Запрет общаться  с подозреваемым или обвиняемым под предлогом того, что  свидание с данными лицами предоставляется только с разрешения следователя или суда  Разъяснить, что беседа  с подозреваемым или обвиняемым  сотрудника МПС, прокурора, священника, члена Общественного Совета, члена ОНК свиданием  не является
  29.Требование прекратить осуществление общественного  контроля под предлогом того,  что надо раздавать пищу или строить заключенных для проверки - разъяснить,  что  соблюдение прав  человека при раздаче пищи, и проведении  построения также являются  предметом общественного контроля; 
- при  необходимости отразить данное нарушение в акте  
  30.Запрет на осуществление общественного контроля в МПС в ночное время,  после отбоя или во время подготовки ко сну

- разъяснить, что соблюдение прав заключенных после отбоя,  входит в предмет  общественного контроля; 
- отразить данное нарушение в акте проверки;  
- обсудить данное нарушение на встрече с участием начальника тер органа

 

ИСТОЧНИК http://an-babushkin.livejournal.com/371906.html