Соколова И.- Мигранты и ЛБГ

Соколова И.- Мигранты и ЛБГ

7354
  1. Лица без гражданства бывшие граждане СССР.

К лицам без гражданства в РФ большей частью относятся граждане бывшего СССР, которые по ряду причин до настоящего времени не смогли урегулировать свой правовой статус в РФ, то тесть получить гражданство РФ либо вид на жительство, либо разрешение на временное проживание.

На мой взгляд, в этом не только вина самих этих лиц, но и государства. Государство не предусматривает в национальном законодательстве особый порядок урегулирования их правового статуса, распространяя на них общие правила для иностранных граждан, которые явно не подходят для них.

К тому же миграционные органы не только не оказывают содействие таким лицам в урегулировании их правового статуса, но и прямо противодействуют любым попыткам этим лицам урегулировать свое правовое положение, усугубляя их положение привлечением к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ, принятием заведомо неисполнимых решений, как, например, о нежелательности пребывания в РФ, о депортации, реадмиссии, административном выдворении и неразрешении въезда. Перечисленные мною решения не исполняются, поскольку никакое иностранное государство не принимает таких лиц на свою территорию, но они (решения), в свою очередь, не позволяют этим лицам получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство, разрешение на осуществление трудовой деятельности.

К сожалению, но суды поддерживают такую практику государственных органов также по формальным основаниям. Не важно, что решения не могут быть исполнены в будущем, главное для них, что формальная процедура их вынесения соблюдена.

С момента распада Союза СС прошла четверть века, а проблема так и не решена до настоящего времени. По-прежнему остается большое количество лиц, чье положение так и не урегулировано, то есть «они для государства остаются никем».

  1. Понятие лица без гражданства и ограничение прав и свобод ЛБГ

В статье 1 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержится понятие лица без гражданства

«лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Если проанализировать весь закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, то окажется, что никаких особых правил для ЛБГ в нем не имеется.

На лиц без гражданства распространяются те же ограничения, что и на иностранных граждан, в частности,

1/ пребывание на территории РФ девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. По истечении данного срока ЛБГ обязаны покинуть территорию РФ, в противном случае к ним применяется наказание в виде штрафов и административного выдворения. Соответственно, возникает вопрос, куда, в какое государство может выехать такое лицо без документов, чтобы выполнить данное требование закона и не нарушить правила пребывания в РФ? Ответ: Никуда.

2/ЛБГ не могут свободно передвигаться по территории РФ. Любой полицейский имеет возможность и вправе задерживать таких лиц, особенно, если эти лица «неславянской» внешности, поскольку у него нет документа, удостоверяющего его личность и право пребывания в РФ. Эти лица рискуют подвергнуться лишению свободы и стараются не выезжать из того региона РФ, в котором миграционный орган хоть в малейшей степени владеет информацией о его неопределенном правовом положении.

3/Как иностранные граждане, ЛБГ обязаны получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в РФ. Осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения влечет административную ответственность, как его самого, так и работодателя, предоставившего ему работу. Из-за чрезмерно высоких штрафов работодатель не возьмет такое лицо на работу. Соответственно, ЛБГ остается без источника существования. Отсутствие собственных доходов от трудовой деятельности вынуждает его жить за чужой счет: либо «подаянием», либо преступным путем. Получить разрешение на осуществление трудовой деятельности он не может, так как опять же не имеет документа, удостоверяющего его личность и законность пребывания в РФ, а также из-за наличия либо административных правонарушений за пребывание в РФ без документов, либо судимости, либо решений о нежелательности пребывания, депортации, реадмиссии, административного выдворения.

4/ ЛБГ не могут совершать никакие гражданско-правовые сделки, приобретать на свое имя, например, транспортные средства, недвижимое имущество, принять и оформить на себя наследство, распорядиться своим имуществом, оформить доверенность у нотариуса на представление своих интересов, в том числе в суде. Все по той же самой причине – отсутствия документов, удостоверяющих личность и право пребывать в РФ.

5/ Для него крайне затруднительно получение медицинских услуг в РФ, невозможно заключить договор страхования.

6/ То же самое складывается в сфере образования, он не может поступить в учебные заведения без документов.

7/ Не может открыть счет в банке. Даже уплатить госпошлину, так как отсутствует ИНН, СНИЛС или паспорт.

8/ Не может получить корреспонденцию на почте, в том числе судебную повестку.

9/ Создать семью, заключить брак, установить отцовство в отношении своего ребенка.

И многое другое, из чего складывается жизнь человека.

На мой взгляд, нормально жить в РФ без документов нельзя. Потому мы и наблюдаем преступный образ жизни таких людей, его рецидивы. Человек загнан в такую ситуацию, которую по своей воле он изменить не может, но может ее изменить государство. Однако последнее ничего за 25 лет существования РФ в этом направлении ничего не сделало. Есть пробелы, как в самом законодательстве, но в большей степени этому препятствует правоприменительная деятельность государственных органов в сфере миграции.

  1. Документы, удостоверяющие личность ЛБГ

Как документируются лица без гражданства в Российской Федерации?

Из определения ЛБГ следует, что у таких лиц не имеется доказательств наличия гражданства (подданства) какого-либо иностранного государства. То есть, у него нет и не может быть документов, удостоверяющих личность, выданных иностранным государством.

Следуя логике, РФ обязана выдать таким лицам документ, удостоверяющих их личность на территории РФ.

В статье 10 закона о правовом положении иностранных граждан в РФ перечислены виды документов, которые являются удостоверяющими личность:

«2. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

«1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства».

У граждан бывшего СССР нет какого-либо документа, удостоверяющего его личность и перечисленного в указанной статье. Иногда они имеют паспорт гражданина СССР образца 1974 года. Разрешения на временное проживание и вида на жительство тоже нет, так как им только предстоит их получить для урегулирования правового положения в РФ.

В мае 2013 года в закон внесли статью 10.1 «Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность»

Казалось бы, теперь все встанет на свои места, ЛБГ получат какой-то признаваемый официальными властями РФ, документ. Отнюдь, процедура установления личности подробно расписана, в частности, как подается заявление, какие документы могут быть приложены, как осуществляется проверка сведений, как проводятся опросы свидетелей и составляется протокол опознания, но не предусматривается самое главное - выдачу ЛБГ унифицированного документа, который бы имел правовые последствия, в том числе для обращения за РВП в миграционный орган.

По итогам процедуры установления личности составляется заключение, но, как правило, на руки ЛБГ выдается его копия, удостоверенная, например, начальником структурного подразделения миграционного органа. Мне представлялось увидеть такой документ за подписью начальника отдела иммиграционного контроля.

Опять же такое заключение не внесено законодателем в вышеуказанную статью закона в качестве унифицированного документа, удостоверяющего личность ЛБГ.

На период установления личности миграционный орган выдает таким лицам справку с фотографией, где указаны его ФИО и дата рождения. Такую справку выдает районное отделение, и она ограничена сроком действия 3 месяцами. И у ЛБГ возникает необходимость периодически ее продлевать. После составления заключения об установления личности, справка теряет какую-либо силу.

То есть личность установили, но без надлежащего оформления этого обстоятельства каким-либо признаваемым государством и третьими лицами документа.

  1. Законность нахождения на территории РФ

Для урегулирования своего правового статуса помимо документа, удостоверяющего личность, необходим документ, подтверждающий законность нахождения этого лица в РФ.

В той же статье 2 закона о правовом положении иностранных граждан в РФ дается понятие законности нахождения:

«законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации».

То есть, чтобы считаться законно находящимся необходимо получить РВП, ВЖ, визу или миграционную карту, а для получения этих документов надо быть законно находящимся. Круг замкнулся. Поэтому ЛБГ считаются незаконно находящимися на территории РФ.

  1. Обращение за разрешением на временное проживание в РФ

Известно, чтобы получить гражданство РФ, необходимо сначала получить разрешение на временное проживание в РФ, затем получить вид на жительство в РФ.

Но ЛБГ не могут пройти этот путь, так как не могут получить разрешение на временное проживание все по той же самой причине отсутствия документа, удостоверяющего его личность и законности нахождения в РФ.

А в чем причина: я вижу препятствия исключительно в правоприменительной деятельности государственных органов в сфере миграции.

Миграционный орган не принимает у ЛБГ заявление на выдачу РВП, так как, по мнению, должностных лиц государственного органа, он должен сначала выехать из РФ и получить документ, удостоверяющий его личность в каком-либо иностранном государстве, въехать на территорию РФ, чтобы его нахождение на ее территории стало законным.

Вопрос: А как и куда он может выехать в статусе лица без гражданства, без документов, удостоверяющих его личность? Это обстоятельство никого уже не заботит.

Частью 8 статьи 6 закона о правовом положении иностранных граждан в РФ миграционному органу делегировано право установить порядок подачи заявления, перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

«8. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Вот ФМС России в своих Приказах его и установила, сделав для ЛБГ эту процедуру недоступной.

ФМС России издала Приказ "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации" от 22.04.2013 N 214 и в пункте 19 предусмотрела следующее:

«19. Для получения разрешения иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России...:

19.3. Документ, удостоверяющий личность.

Ранее я указывала, что ЛБГ не имеет таких документов.

Пунктом 19.4 указанного Приказа предусмотрено, что вместе с заявлением необходимо предоставить:

«Документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя».

Из какого иностранного государства они должны получить документ об отсутствии судимости, если ЛБГ постоянно проживают на территории РФ?

Далее в пункте 34 Приказа указаны основания для отказа в принятии документов:

«34. Заявление и документы к рассмотрению не принимаются:

если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом;

... если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания);

если иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не предъявил документ, удостоверяющий личность».

Таким образом, у ЛБГ нет возможности даже попасть в процедуру рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание по существу. Уже на стадии подачи заявления ему отказывают в его принятии из-за отсутствия документов, перечисленных в Приказе ФМС. К великому сожалению, но судебные органы демонстрирует именно такой же подход к данной ситуации и по формальным основаниям признают действия государственного органа по отказу в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание по данному основанию законными.

И ЛБГ продолжают проживать в РФ без документов, удостоверяющих их личность и законность пребывания.

  1. Правовое положение ЛБГ, осужденных за совершение уголовных преступлений и имеющие непогашенную судимость. Помещение в СУВСИГ для обеспечения неисполнимой высылки.

Есть еще одна не менее интересная подкатегория ЛБГ, это лица, которые осуждены или имеют непогашенную судимость за совершение уголовного преступления.

И как показывает статистика таких лиц, которые находятся в исправительных учреждениях, немало.

Так из данных УФСИН по Ивановской области следует, что в учреждениях, подведомственных УФСИН России по Ивановской области бывших граждан СССР, у которых не решен вопрос о гражданстве, -33 человека: в ИК -2 находится таких 8 человек, ИК-4 – 5 человек, ИК-5 – 13 человек, ИК-7 – 4, ЛИУ-8 -1.

Их правовой статус в РФ урегулировать вовсе не представляется возможным. Осуждение и наличие непогашенной судимости не дают им права даже близко подходить к миграционному органу за какой – либо государственной услугой в сфере урегулирования их правового положения.

Так, в статье 7 закона о правовом положении иностранных граждан в РФ перечислены основания для отказа в выдаче РВП, в частности, основаниями для отказа являются:

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления ...;

- 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом...

...1.2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина».

Как я уже ранее отмечала, миграционная служба, зная о проблемах граждан бывшего СССР, тем не менее, привлекает их и к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, принимает в отношении них решения о неразрешении въезда, нежелательности пребвания, депортации и т.д., что препятствует им в дальнейшем получить все тоже разрешение на временное проживание.

Так по сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области в 2014 году 5 решений о депортации граждан бывшего СССР не исполнены, однако все эти лица были помещены в СУВСИГ.

В 2015 году не исполнены 18 решений о депортации, но эти лица также находились в СУВСИГ.

За 8 месяцев 2016 года не исполнены 14 решений о депортации, люди тоже помещены в СУВСИГ.

Эту статистику подтвердил Ивановский областной суд.

По сведениям миграционного органа Ивановской области следует, что в 2014 году по решению судебных органов было прекращено исполнение постановлений в части административного выдворения в отношении 4 лиц в связи с тем, что государства предполагаемой высылки не признали их своими гражданами.

В 2015 году таких случае прекращения административного выдворения было тоже 4, за 8 месяцев 2016 года – 5.

Попытки их высылки за пределы РФ не достигают результата, то есть, ни одно иностранное государство не принимает их на свою территорию, и они продолжают оставаться на территории РФ без документов, удостоверяющих личность, без документа, легализующих их положение в РФ.

Миграционный орган винит в этом иностранные государства, но, на мой взгляд, это дело не в иностранных государствах, а в неисполнении российским государственными органами своих обязанностей по собиранию достаточной информации и доказательств исполнения таких решений в будущем.

Этого можно было избежать, если бы учреждения ФСИН и миграционные органы надлежащим образом исполнялся свой совместный Приказ (Минюста РФ N 225, ФМС РФ N 240) "Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" от 07.10.2008, который предписывает следующее:

«В случае прибытия в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, ... не имеющего документов, удостоверяющих личность, ... администрация учреждения, ..., в течение месяца со дня прибытия направляет информацию о таком иностранном гражданине или лице без гражданства в соответствующий территориальный орган ФМС России для организации оформления документов, включая свидетельство на возвращение...».

То есть, решать вопрос об оформлении свидетельства о возвращении нужно было не после того, как в отношении данного лица уже приняты решения о депортации и нежелательности пребывания и оно помещено в СУВСИГ, а в период пребывания его в колонии, в течение месяца с момента его поступления туда. Как правило, люди лишаются свободы на длительный период времени, которого вполне достаточно, чтобы за период его пребывания собрать все необходимые сведения и документы, в том числе от иностранных государств, о его возможной высылке из страны.

Согласно указанному Приказу:

«Руководитель территориального органа ФМС России в течение десяти дней с момента получения информации о прибытии в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, ... не имеющего документов, удостоверяющих личность, ... направляет ответственного сотрудника ... в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления с личным делом осужденного..., а в случае отсутствия в его личном деле документов, подтверждающих гражданство, - проведения с ним беседы.

...9. После получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган ФМС России направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (предполагаемой гражданской принадлежности) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов на указанную категорию лиц, включая свидетельство на возвращение.

... При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок».

К сожалению, но все делается не так. Пока лицо находится в колонии никакие мероприятия по установлению постоянного (преимущественного) проживания лица не проводится. После освобождения из колонии, его тут же помещают в СУВСИГ, и в течение 2-6 месяцев нахождения в СУВСИГ, миграционный орган начинает направлять в дипломатические учреждения государств соответствующие запросы и просьбы об оформлении свидетельства о возвращении. В дальнейшем оказывается, что иностранное государство отказывается признать их своими подданными и не выдает им документ на возвращение.

Хотелось бы надеяться на то, что в отношении 33 ЛБГ, граждан бывшего СССР, которые в настоящее время продолжают отбывать наказание в исправительных учреждениях Ивановской области, эта процедура будет начата уже сейчас, своевременно, а не после их освобождения из колонии и помещения в СУВСИГ.

Миграционный орган вправе поместить лицо в СУВСИГ на 2 суток на основании собственного решения, более длительное содержание в СУВСИГ возможно только на основании решения суда. СУВСИГ в Ивановской области располагается в г. Фурманове. Соответственно все подобные дела рассматриваются Фурмановским городским судом. Как правило, суд удовлетворяет все просьбы миграционного органа и помещает ЛБГ в СУВСИГ сначала на 2 месяца. В дальнейшем этот срок продлевается до 4 месяцев и до 6 месяцев. Следует отметить, что по сравнению с другими регионами Российской Федерации (столичными), где таких лиц могут содержать в СУВСИГах до 2 лет, суды Ивановской области ограничивают его 6-тью месяцами.

На мой взгляд, нахождение таких лиц в СУВСИГ, что равно лишению свободы, становится незаконной мерой накахзания. Хочу отметить, что законодательством РФ помещения лица в СУВСИГ в целях высылки является не мерой наказания, а временной обеспечительной мерой депортации, выдворения. А когда высылка стала неосуществимой, то нахождение лица в изоляции становится неоправданным, она превращается из обеспечительной меры в меру наказания.

Так, в 2015 и 2016 годах имели место 4 таких случая, где я участвовала в качестве представителя таких лиц.

В 2015 году Суслов Д.В., уроженец Киргизской СССР, русский по национальности, в феврале 2015 года освободился из колонии и немедленно был задержан сотрудниками УФМС Ивановской области и помещен Фурмановским городским судом в СУВСИГ для депортации в Киргизию, как лицо без гражданства. За несколько месяцев до освобождения Заместитель министра юстиции РФ принял распоряжение о нежелательности его пребывания в РФ. На основании данного распоряжения за несколько дней до освобождения УФМС Ивановской области вынесло решение о его депортации за пределы РФ.

В 2008 году находясь в колонии, С. активно вел переписку с УФМС по Ивановкой области, прокуратурой Ивановской области и Уполномоченным по правам человека в Ивановкой области об урегулировании своего правового статуса в РФ. В ответе начальника УФМС Максимова в 2008 году ему было рекомендовано после освобождения обратиться в УФМС за разрешением на временное проживание.

Однако настал день освобождения, он был задержан сотрудниками УФМС Ивановской области прямо у стен колонии и доставлен в Фурмановский городской суд, где судья вынесла решение о помещении его в СУВСИГ на 2 месяца. Затем этот срок был продлен судом еще на 2 месяца. В итоге он был лишен свободы на 4 месяца. Киргизия отказала в оформлении свидетельства о возвращении. По истечении срока (4 месяцев) был освобожден из СУВСИГ. До настоящего времени не имеет никаких документов, удостоверяющих личность и законность пребывания в РФ.

Ч., уроженец Грузии. В 2011 году представил в УФМС Ивановской области заключении компетентных органов Грузии о том, что не является гражданином Грузии. В 20011 и 2012 году УФМС по Ивановской области продлевали ему срок временного пребывания в течение года как лицу без гражданства до погашения судимости, потом предполагалось, что он подаст заявление на РВП. Совершил преступление. В мае 2015 года освобождается из колонии, снова задерживается сотрудниками УФМС и помещается в СУВСИГ на 2 месяца для депортации. В дальнейшем срок содержания в СУВСИГ дважды продлевался и составил 6 месяцев. Снова Минюст вынес распоряжение о нежелательности пребывания, а УФМС решение о депортации. Грузия и Абхазия отказались выдать ему свидетельство о возвращении, не признав его своим гражданином и подданным. По истечение срока был освобожден из СУВСИГ.

В 2016 году в аналогичных ситуациях оказались К.., армянин по национальности и Я., цыганка, уроженка Литовской ССР.

Хотелось бы отметить, что должностные лица миграционного органа сами говорят, что, скорее всего, депортировать таких лиц не удастся, но продолжают практику принятия решений о депортации и лишения их свободы.

К сожалению, но в данных случаях судебные органы принимают сторону государственного органа и идут у него на поводу, лишая свободы человека без достаточных доказательств возможной высылки в будущем. Суд вовсе не требует от административного истца – миграционного органа – представления каких либо доказательств возможного исполнения высылки. А доказательства, представляемые ЛБГ о попытках урегулировать свое положение еще в колонии или представлении документов о непризнании иностранными государствами их своими подданными, судами игнорируются.

Но уже радует то, что судьи Фурмановкого городского суда понимают эту проблему, и, со своей стороны, ее решение видят таким способом, как создание нормативно-правовых актов, регулирующих компетенцию миграционных органов по «досрочному» освобождению ЛБГ из СУВСИГ без решения суда на основании решений миграционного органа.

Также судьи отмечают, что законодательно не закреплены основания отказа в удовлетворении ходатайств о помещении в СУВСИГ иностранных граждан и ЛБГ. С этим я согласиться не могу. КАС РФ (кодекс административного судопроизводства) рассматривает данные дела в порядке искового производства, где на государственном органе лежит обязанность доказать обоснованность и законность своих требований о лишении свободы. Если государственный орган не представил доказательств исполнения высылки, то суд вправе отказывать в удовлетворении иска. На суды возложен контроль за законностью помещения лиц в СУВСИГ, и суд несет ответственность за принимаемые им решения о лишении человека свободы.

Гражданам причиняется ущерб, нарушено их основное право, конституционное право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод за незаконное лишение свободы лицо имеет право на денежную компенсацию.

Более того, во время пребывания лица в СУВСИГ, в какой-то период времени становится известно, что высылка невозможна из-за отказа иностранных государств о принятии их на свою территорию. То есть с момента получения ответов от иностранных государств, меры по высылке ЛБГ более не предпринимаются. Однако лицо продолжает оставаться в СУВСИГ до указанного в судебном решении срока. ЛБГ обращается в суд с административным иском о немедленном его освобождении из СУВСИГ, а суд отказывает в принятии данного заявления к рассмотрению, так как, по мнению суда, в законодательстве РФ отсутствует такая процедура, и он не может отменить ранее принятое и вступившее в законную силу решение суда.

То есть лицо продолжает оставаться в СУВСИГ до истечения срока содержания, установленного судебным решением, хотя меры по высылке его с территории РФ более не предпринимаются.

Такое содержание в СУВСИГ явно не отвечает обеспечительной цели.

Двое из указанных лиц в настоящее время обратились в Октябрьский районный суд г. Иваново с административными исками о взыскании денежной компенсации с казны РФ за незаконное лишение свободы. По одному иску Октябрьским районным судом г. Иваново принято решение об отказе в его удовлетворении. Рассмотрение другого иска состоится 29.09.2016.

Все четверо ЛБГ имеют намерение обратиться за защитой нарушенного права в Европейский Суд по правам человека.

В 2014 году Европейский Суд по правам человека по жалобе лица без гражданства Романа Ким признал нарушением длительное содержание лица в СУВСИГ без осуществления мер по высылке, отсутствие контроля со стороны судов за содержанием таких лиц в СУВСИГах, отсутствие в законодательстве РФ норм, позволяющих оспорить незаконность содержания в СУВСИГ и об их немедленном освобождении. Европейский Суд потребовал от Российской Федерации в целях исполнения данного постановления принять меры общего характера, предусмотреть соответствующие правовые механизмы, но за 2 года никаких изменений так и не произошло.

  1. Признание ЛБГ бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации или упрощенный прием в гражданство РФ

После распада Союза ССР принимались два закона о гражданстве:

1. Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28.11.1991 N 1948-1. В июне 1993 года в закон были внесены изменения. В связи с изменением наименования государства в названии и тексте Закона слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и "РСФСР" заменены словами "Российская Федерация".

2. Ныне действующий закон о гражданстве РФ от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Я полагаю, что ЛБГ, постоянно проживающие в РФ, бывшие граждане СССР, должны быть признаны гражданами РФ без каких либо условий и ограничений, без процедур получения разрешения на временное проживание и вида на жительство. Я полагаю, что законодательство о гражданстве дает такие полномочия миграционному органу, только практика их применения диаметрально противоположная.

Положениями статьи 43 действующего закона о гражданстве 2002 года предусмотрено, что:

«2. В случае если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации».

Итак, действующий закон о гражданстве прямо предписывает органам исполнительной власти в сфере миграции применять порядок приобретения гражданства, предусмотренный законом о гражданстве 1991 года.

В части 1 статьи 12 закона 1991 были перечислены основания приобретения гражданства РСФСР, в том числе в:

«а) в результате его признания».

В части 2 названной статьи было предусмотрено, что:

«2. При определении принадлежности к гражданству РСФСР применяются акты законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, международные договоры РСФСР, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству РСФСР.

Далее в статье 13 указанного закона содержалось следующее:

«1. Гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Под территорией РСФСР в данном случае понимается территория РСФСР по состоянию на дату их рождения».

Граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ, не отказавшиеся по своей воли от гражданства РФ, признаются гражданами РФ.

В статье 18 названного закона перечислены случаи, когда приобретение гражданства РФ было возможно в порядке регистрации, например:

«...

д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации...».

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

1. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

2. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более, чем на три месяца.

3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

...

е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению».

Миграционный орган вовсе не применяет положения прежнего закона, ссылаясь на его отмену, игнорируя принцип преемственности законодательства. Такая правоприменительная практика, поддерживаемая судами, к сожалению, распространена по всей стране.

Все отказы сводятся к одному, нет регистрации в Российской Федерации на дату 01.07.2002 года, значит, не являешься гражданином РФ. Далее следует рекомендация – выехать из страны. Вопрос: куда и как?

В целях урегулирования правового статуса граждан бывшего СССР 12.11.2012 в Закон о гражданстве были внесены существенные изменения, срок действия которых истекает 01.01.2017.

Была внесена новая глава, которая позволяет принять в гражданство лиц, состоявших на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве. Принятыми в гражданство РФ могут также лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Статистика УФМС России по Ивановской области показывает, что за период действия данной нормы принято в гражданство - 392 человека, признаны гражданами РФ - 19. Находятся на рассмотрении 32 заявления.

Я оказывала помощь ЛБГ в подаче заявлений о приеме их в гражданство в упрощенном порядке. На практике оказывается, что такая процедура становится недоступной для ЛБГ из-за действия сотрудников УФМС, отказывающих в принятии заявлений (Примеры уроженец Грузинской ССР, А., этническая армянка уроженка Азербайджанской ССР Т.).

Лица, осужденные, отбывающее наказание, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение уголовного преступления, вовсе исключаются из данной процедуры. То есть они так и будут в дальнейшем пребывать в РФ без документов, без возможности урегулировать свое правовое положение, без каких-либо надежд на нормальное будущее и высокой вероятностью рецидива преступного поведения. То есть государство не дает им ни малейшего шанса на изменение своей жизни и судьбы.

В информационном письме УФСИН отмечается, что сотрудниками учреждений исполнения наказания лицам без гражданства, гражданам бывшего СССР, разъясняется порядок подачи искового заявления по установлению юридического факта проживания на территории РФ в судебном порядке.

Данное обстоятельство никогда не устанавливалось в порядке искового производства, а осуществлялось в порядке особого производства, а именно, установления факта, имеющего юридическое значение.

Следует отметить, что в настоящее время судебные органы не рассматривают подобные заявления, поскольку положениями статьи 28 Закона о гражданстве Российской Федерации полномочия по определению данного обстоятельства являются исключительной компетенцией Президента Российской Федерации; органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции. В статьях 29 и 30 названного закона предусмотрено, что именно они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Такие разъяснения УФСИН не соответствуют процессуальному законодательству и дезинформируют лиц без гражданства в вопросе выбора способа защиты своих прав в суде, давая неправильную рекомендацию.

Соколова И. адвокат