«Нужна единая госпрограмма по ресоциализации, подкрепленная финансированием» — Александр Воронцов

«Нужна единая госпрограмма по ресоциализации, подкрепленная финансированием» — Александр Воронцов

772

Будущее общественного контроля в «местах не столь отдаленных» обсудили в рамках второго дня работы итогового форума гражданского общества «Сообщество».

В первой части дискуссии участники обсудили механизмы и основные задачи общественного контроля в местах принудительного содержания граждан. По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Холодова, главным принципом участников процедуры общественного контроля должно быть «не навреди», поэтому, увидев, оценив, проанализировав то, что происходит за колючей проволокой, надо хорошенько обдумать, как донести эту информацию до общества. «Слово лечит, но может и покалечить», — предостерегает он.
Одна из важнейших задач, обязанностей членов ОНК — помощь в ресоциализации, говорит он: «Приложить усилия, чтобы люди вышли полноценными, адекватными членами общества, повлиять, увидеть, чего не хватает, — на это тоже может и должна влиять ОНК».
Ева Меркачева, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, считает, что созданная в стране система общественного контроля в местах принудительного содержания граждан уникальна и не имеет аналогов в других странах и ее главная задача — вынести в публичную плоскость то, что происходит в стенах учреждений ФСИН: «Я бы хотела увидеть в общественном контроле весь спектр представителей нашего общества: учителей, врачей, священников, домохозяек. К сожалению, интерес к нему на данном этапе еще не так велик, и моя задача — развивать его, привлекать людей. Без публичного пространства это невозможно сделать: если проблема не озвучена, решить ее невозможно».
Руководители учреждений ФСИН зачастую не видят проблем просто потому, что «глаз замылен», говорит правозащитница, а голос общественности помогает такие проблемы решать: «Мы должны работать сообща и доносить увиденное до общества».
Кто должен заниматься ресоциализацией: общество или государство, обсудили участники второй части дискуссии. Сюзанна Кирильчук, президент Фонда помощи заключенным, считает, что тема часто замалчивается, а роль НКО, фондов недооценивается, хотя у них накоплен огромный опыт по ресоциализации и адаптации заключенных. В то же время, подчеркнула она, большинство проектов, реализуемых различными фондами, поддерживается государством.
«Существует необходимость объединиться и делиться той информацией по деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений, которые существуют на сегодняшний момент. Наш фонд создал единую базу НКО, общественников, специалистов, которые занимаются помощью заключенным, чтобы их контакты и услуги были в общем доступе. Кроме того, мы распространяем эти данные в учреждениях, чтобы отбывающие наказание были информированы о том, куда можно обратиться за помощью», — поделилась она.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов убежден, что государство наравне с общественниками должно заботиться о людях, которые выходят из мест принудительного содержания, и работа по ресоциализации начинается внутри учреждения — людей готовят к выходу на свободу психологи, социологи, другие специалисты. Но после того, как человек покинул ворота учреждения ФСИН, почему-то считается, что дальше позаботиться о нем должны общественные организации.
«Это неверно. Хорошо, что о них заботятся общественники, но где государство? Где программы по трудоустройству? Недорабатывая, государство может озлобить людей и увеличить количество преступлений. Это очень скользкая грань, и участие государства должно быть обязательным», — настаивает Александр Воронцов.
Государство должно выработать механизм, как этого человека вернуть в общество, говорит он: «Нам нужна единая государственная программа по ресоциализации лиц, выходящих из мест принудительного содержания, подкрепленная финансированием и с учетом региональной специфики».