Генпрокуратура вносит изменения в порядок надзора в учреждениях и органах УИС

Генпрокуратура вносит изменения в порядок надзора в учреждениях и органах УИС

467
globallookpress.com © Nikolay Arsen'ev
В проекте приказа, в частности, отмечается, что в организацию прокурорского надзора будут вноситься коррективы на основе анализа постановлений ЕСПЧ, которыми установлены нарушения прав осужденных
По мнению одного адвоката, более детальное изучение обстоятельств дела потребует увеличение ресурсов прокуратуры, поэтому сложно ожидать существенных изменений. Другой отметил, что из логики изменений прослеживается потенциальная возможность привлечения руководителей региональных управлений ФСИН к ответственности за систематические и грубые нарушения прав осужденных нижестоящими должностными лицами.

8 октября Генеральная прокуратура РФ подготовила проект о внесении изменений в Приказ генпрокурора от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Отмечается, что изменения в приказе осуществляются в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Согласно изменениям планируется, что при выявлении в пенитенциарных учреждениях и филиалах медико-санитарных частей ФСИН России длящихся системных нарушений будут организовываться проверки исполнения требований закона о ведомственном контроле в таких учреждениях.

Предлагается, чтобы в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, участвовали прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. При их отсутствии или значительной удаленности от судов участие в судебных заседаниях будут принимать прокурорские работники соответствующих территориальных прокуратур.

В проекте поясняется, что организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, СИЗО, будет возложена на прокуроров и подразделения, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

Авторы проекта отметили, что в случаях участия в соответствующих судебных заседаниях работников территориальных прокуратур в целях выработки единой позиции необходимо учитывать информацию, предоставляемую специализированными прокурорами по результатам проведенных проверок.

В документе подчеркнуто, что при осуществлении надзорной деятельности важно обращать особое внимание на вопросы применения УДО, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера. «Работу на данном направлении организовать таким образом, чтобы обеспечить своевременную проверку полноты и достоверности материалов, представляемых в суд администрациями пенитенциарных учреждений, свидетельствующих в том числе о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба», – отмечено в проекте приказа. Генпрокуратура также предлагает, чтобы позиция прокурора о наличии оснований для вынесения заключения о возможности удовлетворения соответствующего ходатайства или представления согласовывалась с аппаратом прокуратуры субъекта РФ.

Кроме того, в соответствии с поправками прокуроры должны будут ежемесячно направлять в Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры РФ информацию обо всех случаях УДО, замены неотбытой части наказания более мягким видом, изменения вида исправительного учреждения, а также обо всех внесенных в связи с этим при наличии оснований апелляционных представлениях.

В приказ планируется добавить информацию о внесении корректив в организацию прокурорского надзора на основе анализа постановлений ЕСПЧ, которыми установлены нарушения положений Конвенции о защите прав человека, допущенные при содержании под стражей и исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. При этом необходимо учитывать изложенные правовые позиции при проведении проверок и подготовке актов прокурорского реагирования.

В тех случаях, когда дислокация следственного изолятора, расположенного вне пределов административного центра субъекта РФ, совпадает с дислокацией специализированной прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в этом учреждении планируется возлагать на специализированного либо территориального прокурора исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективной организации прокурорского надзора.

Адвокат Второй Нижегородской коллегии адвокатов «Нижегородский адвокат» Алексей Матасов считает, что проект приказа Генпрокурора РФ направлен на несколько целей.

Во-первых, по мнению адвоката, это борьба с системными нарушениями в исправительных учреждениях. Это изменение, как полагает Алексей Матасов, вызвано тем, что недавно заместитель Генпрокурора стал представлять Россию в ЕСПЧ и теперь для подтверждения позиции будет использовать документы прокурорского надзора, пытаясь доказать эффективность национальных органов. «Мы можем только надеяться, что такой взгляд на нарушения поможет их предотвратить. Моя практика показывает, что при наличии представления прокурора администрация колонии исправляет выявленные нарушения, иной раз небыстро, но обязательно», – поделился Алексей Матасов.

Во-вторых, это усиление контроля за судебным рассмотрением вопросов исполнения приговора и, в частности, УДО ряда категорий осужденных, отметил адвокат. Алексей Матасов разъяснил, что на данный момент прокурор часто лишь поддерживает позицию администрации исправительного учреждения по этим вопросам. «Более детальное изучение обстоятельств дела потребует увеличения ресурсов прокуратуры, поэтому сложно ждать существенных изменений», – полагает адвокат.

Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко отметил, что возложение дополнительных функций на специализированные отделы надзорного ведомства, осуществляющие надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, несомненно, повлечет увеличение штатной численности этих подразделений.

Он указал, что предлагаемые изменения свидетельствуют о пробелах, а порой и полном отсутствии оценки ведомственного контроля вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы за деятельностью ее территориальных органов и медико-санитарных частей ФСИН России. По мнению Александра Польченко, из логики изменений прослеживается потенциальная возможность привлечения руководителей региональных управлений ФСИН России к ответственности за систематические и грубые нарушения прав осужденных нижестоящими подчиненными должностными лицами подразделений уголовно-исполнительной системы, а это должно иметь положительное влияние на соблюдение прав осужденных.

Адвокат обратил внимание, что проект приказа свидетельствует о появлении у надзорного ведомства повышенного интереса к лицам, осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за особо тяжкие преступления против личности, за преступления террористического характера, претендующим на условно-досрочное освобождение и иные условия, улучшающие положение осужденных.

Александр Польченко подчеркнул, что включение в приказ требования об обязательном согласовании с прокуратурами субъектов РФ позиций нижестоящих прокуроров, участвующих в рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении или улучшении положения осужденных по вышеуказанным преступлениям, на первый взгляд, имеет признаки положительного сигнала. «Однако практика показывает, что нижестоящие прокуроры, которые ранее были свободны в определении своей позиции в выражении согласия на улучшение положения осужденных, скорее будут отказываться от такого согласования в вышестоящей прокуратуре. Ввиду чего такое дополнение приказа видится как дополнительный административный барьер в реализации прав осужденных на улучшение их положения», – резюмировал адвокат.