Первый приговор за пытки в Ингушетии: один ответил за восьмерых

Первый приговор за пытки в Ингушетии: один ответил за восьмерых

1048

Карабулакский районный суд Ингушетии огласил приговор по громкому делу о зверских пытках чеченца Зелимхана Читигова. В превышении должностных полномочий обвинялись экс-начальник местного РОВД Назир Гулиев и его заместитель Илез Нальгиев. Нальгиев получил восемь лет колонии строгого режима, а Гулиев оправдан. На подготовку приговора у судьи Фатимы Аушевой ушло три месяца – прения сторон завершились еще в конце июля.

Как пытали Читигова

Утром 27 апреля 2010 года в дом Читигова ворвалась группа вооруженных силовиков в масках. Они забрали его с собой в РОВД. По показаниям Читигова, его стали избивать уже в милицейском уазике. В отделе, как утверждает Читигов, его пытали током, надевали на голову пакет, избивали ногами. Работники полиции называли ему разные имена и фамилии и требовали, чтобы Зелимхан опознал их.

Читигов провел в Карабулакском РОВД четыре дня, ему предъявлялись обвинения в теракте, пособничестве боевикам, воровстве, но ни по одному из эпизодов виновным себя он не признал. На пятый день полицейские отвезли его в суд, туда же пришли и его родные. В ходе слушания у Зелимхана случился приступ, и по требованию родственников его уложили в больницу. Отец Читигова написал заявление о том, что его сына пытали. Дело в суд передали в сентябре 2011 года, а сам процесс начался спустя месяц. Сам Зелимхан впоследствии стал инвалидом, прикованным к креслу.

"Как начальник РОВД не может знать о том, что у него в отделе людей пытают?"

Неясно, почему судья не осудила никак Гулиева, удивляется отец потерпевшего Шейх-Мухаммед Читигов: "С приговором для Нальгиева я согласен, но вот не понимаю, почему отпустили Гулиева, на каком основании. Думаю, будем обжаловать это решение судьи".

Гулиев, скорее всего, вернется в правоохранительную систему, считает родственник истца Магомед Шовхалов: "Гулиев во время суда вел себя вызывающе, перебивал судью и адвокатов. Несколько раз открыто угрожал близким Зелимхана. Так как его оправдали, то он, думаю, будет реабилитирован и вернется в МВД, возможно, даже на свою бывшую должность".

Обвинительный приговор Нальгиеву не менее удивителен, чем оправдание Гулиева, сказал в беседе с корреспондентом PublicPost известный ингушский правозащитник Магомед Муцольгов: "Честно говоря, я сильно удивлен, что приговорили Нальгиева. Для Ингушетии подобный приговор беспрецедентный, он дает надежду, что закон хоть как-то работает. Но при этом, он же не один пытал, их там ведь человек 6-8 было. Просто сам Зелимхан не смог всех вспомнить. И притом Гулиев оправдан. Он говорит, что не знал о пытках Читигова. Хотя сами подумайте, как начальник РОВД может не знать о том, что у него в отделе людей пытают?".

Ни недели без пыток

Вообще жалоб на пытки со стороны полиции в Ингушетии много, утверждает правозащитник: "Не могу вспомнить количество известных мне заявлений по поводу пыток, но уж точно могу сказать, что ни одна неделя не обходится без подобных жалоб. Правоохранители крайне редко привлекаются к ответственности".

Приговор Карабулакского суда вызывает разные ощущения, говорит председатель правления правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов: "С одной стороны, осудили Нальгиева, что не может не радовать, но с другой – оправдание Гулиева. Конечно, не все, кто заслуживал наказания, а их было больше — человек восемь, оказались на скамье подсудимых".

Гулиева в Ингушетии обвиняют в намного большем количестве преступлений, рассказал Орлов: "Известно, что действия Гулиева в свое время спровоцировали карабулакских полицейских на забастовку – они попросту отказывались выполнять его противоправные приказы: поборы, фальсификация уголовных дел, пытки. Когда Гулиева со скандалом сняли с должности, он силой пытался вернуть ее себе. С новым начальником РОВД он буквально подрался в его кабинете. Из-за него весь отдел на усиленный режим охраны перевели".

Гулиев – родственник главы Ингушетии Юнусбека Евкурова, но не это спасло его от тюрьмы, уверен Орлов: "Я сам неоднократно слышал в республике, что Гулиева никто не сможет осудить, потому что он родственник Евкурова. Не думаю, что это его спасло, но разговоры об этом будут гулять в Ингушетии, и это очень сильно скажется на авторитете Евкурова".

Как попасть на скамью подсудимых, но не сесть

Тем временем источник в ингушском МВД рассказал PublicPost, что у Евкурова с Гулиевым произошел конфликт, из-за которого последний оказался на скамье подсудимых. "Гулиев вообще мог не оказаться в суде, но у него произошли недомолвки с родным братом Евкурова, который занимался нефтяным бизнесом. Именно из-за этого Гулиев потерял должность, а потом он стал открыто выступать против главы республики, обвинял его, что тот не контролирует обстановку в регионе. Но отношения с Евкуровым Гулиев, как мне известно, наладил кое-как. Может, это и сказалось на приговоре", – рассказал источник на условиях анонимности.

Источник: http://publicpost.ru/