Исправительная система Беларуси остается тотально закрытой для контроля общества

Исправительная система Беларуси остается тотально закрытой для контроля общества

1030

К заключенным в Беларуси продолжают применять пытки и жесткое бесчеловечное обращение, уверены правозащитники.

В Минске презентовали отчет по результатам мониторинга мест принудительного содержания, который в 2013-2014 годах проводил правозащитный центр "Весна". О том, к каким выводам пришли правозащитники, рассказал юрист Павел Сапелко.

По количеству заключенных – вторые в Европе после России

По данным Национального статистического комитета, в Беларуси на конец 2013 года было почти 28,5 тысяч заключенных. Это немного меньше, чем на конец 2012 года и значительно меньше, чем в девяностых годах 20 века, когда в местах лишения свободы находилось более 60 тысяч человек.

Сокращение количества осужденных к лишению свободы – хорошая тенденция, позволяющая говорить о гуманизации сферы в целом. Однако приведенные цифры все же относительны.

В сравнении с другими странами (со сведениями на октябрь 2012 года о 31.700 

заключенных всего, то есть по 335 заключенных на 100.000 населения) Беларусь уверенно удерживает в Европе второе место по этому показателю после России с ее 470 заключенными на 100.000 жителей. В мировом рейтинге Беларусь 25-я из 222 стран.

Государство не хочет объективно расследовать случаи пыток

Мониторинг проводился на основе анализа законодательства, изучения других открытых источников, а также опроса заключенных, в том числе бывших.

В результате мониторинга был составлен отчет, в котором приведены самые разнообразные данные. Например, приведен анализ нарушения трудовых прав заключенных, подчеркнут тот факт, что в этих правах заключенные дискриминированы.

Есть анализ законодательства, которое регламентирует права на переписку, обращения в различные органы. Сделан вывод, что эти права заключенных необоснованно ограничены.

Кроме классических мест лишения свободы изучался институт закрытых учреждений образования, где мы пришли к выводу, что они имеют все признаки мест лишения свободы. Изучался институт лечебно-трудовых профилакториев, которые также признаны практически классическим местом лишения свободы.

По результатам мониторинга пришли к выводу, что в местах лишения свободы применяются пытки, а также жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение. Причем случаи такого обращения не расследуются объективными и независимыми инстанциями.

Правозащитники ограничены в своих правах и методах, мы не можем сами самостоятельно что-то изменить в системе закрытых учреждений. Но, по крайней мере, чем мы можем улучшать положение заключенных, так это придавать огласке разные факты, требовать от государства их исправления.

Системные проблемы пенитенциарной системы не решаются

Оснований говорить о том, что происходят какие-то положительные изменения в пенитенциарной системе Беларуси, у правозащитников нет. Есть ряд системных проблем и недостатков, которые не решаются. Более того, ни перед законодателями, ни перед государственными органами такая задача и не ставится.

Государство в лице своих уполномоченных органов по-прежнему считает, что в пенитенциарной системе все в порядке, что она так и дальше может существовать.

Те показатели, которые улучшаются, о них мы тоже говорим. Это снижение количества заключенных. Оно поступательное и снизилось по сравнению с определенными периодами практически вдвое.

Но снижение количества заключенных должно подвигать государство к улучшению условий их содержания. В этой ситуации говорить о том, что у нас не хватает мест для заключенных, средств на их содержание, по меньшей мере, не солидно. Однако власть почему-то считает возможным перепрофилировать места лишения свободы вместо того, чтобы создавать в действующих нормальные условия содержания.

Не надо стоять на позиции, что заключение должно сопровождаться страданиями. Этого быть не должно. Лишение свободы – это уже само по себе наказание.

Без эффективного гражданского контроля

В Беларуси должна быть создана и работать система гражданского контроля за местами принудительного содержания граждан. Сейчас, к сожалению, он ограничивается формальным существованием общественных наблюдательных комиссий.

Права этих комиссий, даже те, которые закреплены законом, максимально выхолощены и, соответственно, являются минимально эффективными в деле защиты прав заключенных.

При этом система несвободы в стране не ограничивается только местами лишения свободы в классическом понимании. Я, например, просил Министерство образования, в ведении которого находятся закрытые учебные заведения, разрешить посетить их, даже не настаивая на возможности общения с учащимися. Мне в этом отказали.

Задание властям

Мы предлагаем властям реализовать ряд мер, которые сделают более прозрачной на сегодня тотально закрытую систему учреждений принудительного содержания граждан, а также позволят защищать права заключеных.

Среди таких рекомендаций:

- принятие мер по исключению случаев пыток и жестокого, бесчеловечного, унижающего обращения в местах несвободы;

- обеспечение прав заключенных на получение юридической помощи;

- ликвидация института лечебно-трудовых профилакториев;

- принятие мер по предотвращению дискриминации заключенных в сфере труда;

- последовательное улучшение до приемлемого уровня условий содержания заключенных в колониях и тюрьмах;

- создание условий для существования общественного контроля за местами несвободы.

Сергей Павловский, "Товарищ.online"

ИСТОЧНИК: http://www.camarade.biz/node/16686