Блохин Ю. Итоги мониторинга обращения с уязвимыми группами в местах принудительного содержания...

Блохин Ю. Итоги мониторинга обращения с уязвимыми группами в местах принудительного содержания Ростовской области

1061

Цель работы: провести мониторинг условий содержания и практики обращения с уязвимыми группамизаключенных в местах предварительного содержания под стражей Ростовской области

Задачи:

В период с 01 июля до 31 октября 2015 года:

  1. Провести не менее 10 проверочных визитов (в т.ч. повторных) отделений полиции, ИВС и СИЗО региона;

  2. Опросить не менее 20 представителей уязвимых групп, используя анкетные формы, собрать примеры;

  3. Обобщить статистическую информацию и информацию, полученную от администрации, - о практике обращения с уязвимыми группами в регионе;

  4. Подготовить обзорный отчет в соответствии с представленным планом.

 

Региональный руководитель мониторинга: Блохин Ю.И.

Участники мониторинга: члены ОНК РО

 

Введение

Мониторинг соблюдения прав уязвимых групп проводился в Ростовской области в период с 1.07.2015 г. по 31.10.2015 г.

В качестве уязвимых групп в рамках данного мониторинга рассматривались находящиеся в местах предварительного заключения: женщины (в том числе беременные и имеющие при себе детей); несовершеннолетние; инвалиды; больные хроническими заболеваниями.

Выделение данных категорий лиц обусловлено необходимостью предусматривать со стороны государственных органов и должностных лиц дополнительных мер, по сравнению с иными категориями, по обеспечению прав человека.

Для изучения статистических данных движения в подведомственных местах принудительного содержания представителей уязвимых групп были направлены соответствующие запросы (приложение 1, 2) в ГУ МВД РФпо Ростовской области и ГУФСИН РФ по Ростовской области. Из данных на них ответов прослеживается статистика только в подразделениях ГУ МВД РФ по РО (Приложение 3). Ответ ГУФСИН РФ по РО содержал нелепое объяснение, что количество заключенных с выделением среди них представителей уязвимых групп является информацией для служебного пользования. Нелепость такой мотивировки отказа тем более очевидно, что ответ подписан Врио начальника МСЧ Ветровым А.А., в полномочия которого по должности вовсе не входит определение степени закрытости данных о количестве заключенных в СИЗО (Приложение 4).

Места предварительного заключения Ростовской области:

  1. Помещения для задержанных при дежурных частях отделов полиции ГУ МВД РФ по РО-74, УВД(т) – 10;

  2. Изоляторы временного содержания (ИВС) – 29 (Приложение 6) (в том числе 1 – в ведении УВД(т));

  3. Следственные изоляторы – 6 (в т.ч. 1 – центрального подчинения) (Приложение 7)

В ходе мониторинга было посещено (в т.ч. повторно) 17 отделов полиции, 6 ИВС ОВД, 5 СИЗО.

В ходе посещений было опрошено: 6 несовершеннолетних (2 в ИВС и 4 в СИЗО), 13 женщин, в т.ч. 3 – с ребенком и 1 беременная женщина (2 в ИВС, 11 в СИЗО); 7 инвалидов I и II групп (в СИЗО).

  1. Практика обращения с уязвимыми группами

    1. Подростки

В анализируемый период доля несовершеннолетних лиц в общей массе лиц, доставленных в отделы полиции ГУ МВД РФ по Ростовской области составила 0,46%, что на 0,06% меньше, чем за весь 2014 год.

Диаграмма 1


 

Диаграмма 1а

 

Из всех несовершеннолетних, доставленных за 7 месяцев в отделы полиции, свыше 3х часов содержался один юноша (в 2014 году 3 юноши).

Девушки с 2014 года в отделах полиции свыше трех часов не содержались.

Из всех доставленных несовершеннолетних задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ (по подозрению в совершении преступлений) 15,9% несовершеннолетних (за 2014 год – 13,9%) (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2.

Соотношение несовершеннолетних, доставленных в отделы полиции, и задержанных по подозрению в совершении преступления

 

 

Ст. 94 УПК РФ предусматривает несколько вариантов дальнейшею юридической судьбы задержанных по подозрению в совершении преступления: 1. Освобождение в случае, если в течение 48 часов подозрения не подтвердятся; 2. Освобождение по истечению 48 часов, если к подозреваемому избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу; 3. Избрание к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу с переводом в место содержания под стражей (в данном случае - ИВС ОВД).

Из представленных ГУ МВД РФ по Ростовской области данных отследить дальнейшие юридические последствия для несовершеннолетних, задержанных по подозрению в совершении преступления, не представляется возможным. Так, в 2014м году из всех задержанных по подозрению в совершении преступления (всего 42, см. диаграмму 2), в отношении 39 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с перемещением в ИВС ОВД. Из этих данных может сложиться впечатление, что трое оставшихся подростков были освобождены либо в силу того, что подозрения не подтвердились, либо была избрана иная мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. Однако, а за 7 мес. 2015го года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с переводом из отдела полиции в ИВС ОВД в отношении уже 40 подростков (в т.ч. 2х девушек), в то время, как задержано по подозрению в совершении преступления всего 30.

Такое расхождение в числе задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ и числе переведенных в ИВС ОВД может объясняться несколькими причинами: разницей во времени задержания по подозрению в совершении преступления и перевода в ИВС ОВД, отчего эти данные попали в разные отчетные периоды; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу без задержания по подозрению в совершении преступления. Не исключена и техническая ошибка в предоставленных данных.

В любом случае, в результате мониторинга отмечается предельно высокая доля избрания именно заключения под стражу несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления.

За семь месяцев 2015 года зафиксировано 44 случая перевода из СИЗО в ИВС ОВД несовершеннолетних (в 2014 году – 78) для производства следственных действий. (См. диаграмму 3). Данные цифры не отражают количества подростков, переводимых в ИВС из СИЗО.

 

 

 

 

Диаграмма 3

Количество случаев перевода в ИВС ОВД из СИЗО (2014 год и 7 месяцев 2015)

 

 

Таким образом, в местах принудительного содержания органов внутренних дел несовершеннолетние хоть и не являются значимой по числу категорией содержащихся граждан, однако их «оборот» достаточен для того, чтобы сотрудникам полиции быть постоянно готовыми к обращению с ними с учетом особенностей данной группы граждан.

Во время посещений несовершеннолетних в отделах не содержалось. Со слов сотрудников полиции при задержании любого гражданина ему предоставляется возможность сообщить родственникам о своем задержании. В случае отсутствия собственного телефона, сотрудники дежурной части сообщают родственникам сами. В случае задержания несовершеннолетнего они в обязательном порядке уведомляют родителей, а также приглашают сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних.

В ходе опроса в СИЗО и ИВС несовершеннолетние подтвердили предоставление возможности сообщить по телефону родным, присутствие при разбирательстве сотрудника ПДН и родителя.

В случае с иностранцем вместо родителей сотрудники следствия приглашали представителей органов опеки и попечительства.

Лишь один из опрошенных показал, что в момент его задержания по месту жительства ему отказали в сообщении своей матери о задержании, а присутствовавший с оперуполномоченными сотрудник ПДН его заверил, что достаточно его присутствия.

При содержании в СИЗО несовершеннолетним обеспечивается увеличенная по продолжительности прогулка (со слов сотрудников. Отсутствие жалоб на это со стороны самих несовершеннолетних не являются показательными, так как у них нет часов. В любом случае, жалоб на продолжительность прогулки не поступало).

Негативным моментом в обращении с несовершеннолетними в СИЗО является незаконное требование, поступающее от некоторых сотрудников ГУФСИН РФ по РО к несовершеннолетним, о переодевании подростков в одежду установленного образца.

Так, в присутствии Ю.И. Блохина в общении с несовершеннолетними представитель ГУФСИН РФ по РО высказал им замечание за то, что они не одеты в робу. На вопрос одного из несовершеннолетних о законности такого требования, сотрудник резко оборвал его.

Как пояснил впоследствии сотрудник ГУФСИН РФ по РО, данное требование предъявляется к несовершеннолетним для того, чтобы по форме одежды различать несовершеннолетних и взрослых для обеспечения раздельного содержания и иных особенностей правового статуса несовершеннолетних обвиняемых.

Данное незаконное требование было доведено до сведения начальника ГУФСИН РФ по РО на одной из рабочих встреч в присутствии того же сотрудника, который предъявлял незаконное требование. Начальник ГУФСИН РФ по РО резко раскритиковал мотивировку такого требования и приказал в дальнейшем предъявлять только законные требования.

Относительно образования несовершеннолетних – в его предоставлении обнаруживаются проблемы в СИЗО из-за малочисленности данной категории и невозможностью сформировать учебный класс.

Право на прогулку на свежем воздухе несовершеннолетних, как и иных лиц, нарушается из-за отсутствия в ИВС прогулочного двора.

 

1.2. Женщины

В анализируемый период доля женщин в общей массе лиц, доставленных в отделы полиции ГУ МВД РФ по Ростовской области составила 4,46%, что на 0,34% больше, чем за весь 2014 год. 4,80 (см. диаграмму).

 

 

 


 

 

Диаграмма 4

Доля женщин в общей массе доставленных лиц в подразделениях полиции

 

Из всех женщин, доставленных за 7 месяцев в отделы полиции, свыше 3х часов содержались 506 (в 2014 году 966 женщины).

По сведениям ГУ МВД РФ по РО с 2014 года ни одной женщины с детьми и беременной женщины в Книге учета доставленных отделов полиции ГУ МВД РФ по РО не зарегистрировано.

Однако, эти данные не согласуются с данными о задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ (по подозрению в совершении преступления).

Так, в 2014 году таких женщин (задержанных по подозрению в совершении преступления) было 172, в том числе 3 беременные, а за 7 мес. 2015 года – 168 и 4 соответственно (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5.

Соотношение женщин, доставленных в ОП, и задержанных по подозрению в совершении преступления

 

Это означает, что в ряде случаев задержание по подозрению в совершении преступления происходит без оформления процедуры доставления в отдел полиции. В частности, достаточно распространены случаи так называемого «приглашения» в отдел полиции, когда будущего задержанного доставляют к следователю или дознавателю по его же поручению оперативные сотрудники. По факту такое препровождение и нахождение лица в отделе полиции является не добровольным, однако до оформления документов о задержании по подозрению такому лицу не присваивается никакого статуса.

Ст. 94 УПК РФ предусматривает несколько вариантов дальнейшею юридической судьбы задержанных по подозрению в совершении преступления: 1. Освобождение в случае, если в течение 48 часов подозрения не подтвердятся; 2. Освобождение по истечению 48 часов, если к подозреваемому избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу; 3. Избрание к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу с переводом в место содержания под стражей (в данном случае - ИВС ОВД).

Из представленных ГУ МВД РФ по Ростовской области данных отследить дальнейшие юридические последствия для женщин, задержанных по подозрению в совершении преступления, не представляется возможным. Так, в 2014м году из всех задержанных по подозрению в совершении преступления (всего 172, см. диаграмму 5), в отношении 356 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с перемещением в ИВС ОВД, а за 7 мес. 2015го года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с переводом из отдела полиции в ИВС ОВД в отношении 244 женщин, в то время, как задержано по подозрению в совершении преступления всего 168.

Объяснить такое большое расхождение в числе задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ и числе переведенных в ИВС ОВД разницей во времени задержания по подозрению в совершении преступления и перевода в ИВС ОВД (отчего эти данные попали в разные отчетные периоды) уже невозможно. В качестве возможного варианта можно предположить избрание меры пресечения в виде заключения под стражу без задержания по подозрению в совершении преступления. По-прежнему, как и в случае с несовершеннолетними, не исключена и техническая ошибка в предоставленных данных.

Соотношение женщин, задержанных по подозрению в совершении преступлений, и переведенных в ИВС ОВД наглядно показано в диаграмме 6.

Диаграмма 6.

Соотношение женщин, задержанных по подозрению в совершении преступлений, и переведенных в ИВС ОВД

 

 

За семь месяцев 2015 года зафиксировано 162 случая перевода из СИЗО в ИВС ОВД женщин (в 2014 году – 318) для производства следственных действий. (См. диаграмму 7). Данные цифры не отражают количества женщин, переводимых в ИВС из СИЗО, а только фактов таких переводов.

Диаграмма 7

Количество случаев перевода женщин в ИВС ОВД из СИЗО (2014 год и 7 месяцев 2015)


 

При посещении отделов полиции женщин в них не содержалось. Со слов сотрудников, женщинам, особенно беременным, при необходимости вызывается врач. Случаи вызовов бригады скорой помощи фиксируются в Книге учета доставленных. Однако, факт беременности устанавливается по внешним признакам. При опросе сотрудников выяснилось, что они не знают, как проверять заявленное состояние беременности при отсутствии внешних признаков. В то же время сотрудники дежурных частей на словах уверили, что если женщина заявит о состоянии беременности, то они не ставят такое заявление под сомнение и презюмируют его достоверность.

В ИВС Ростовской области не оборудованы прогулочные дворики, что является существенным нарушением. Основной проблемой является отвод земли под прогулочные дворы. Проблема может решиться за счет ведущегося строительства нового ИВС.

Мониторинг обращения с женщинами в СИЗО Ростовской области показал, что в них имеются камеры с одноярусными кроватями для содержания беременных женщин и женщин с детьми.

Оказание специализированной медицинской помощи происходит по мере необходимости в порядке скорой помощи – приглашается педиатр. у СИЗО лицензии на оказание педиатрической медицинской помощи нет. При необходимости обследования ребенка он вывозится, как правило в сопровождении мамы, в карете скорой помощи. Наблюдения педиатром и и детской медсестрой не осуществляется, так как относится к компетенции органов здравоохранения по месту жительства.

Персонал медчасти укомплектован по штатному расписанию. Однако, в штате нет специалиста по родовспоможению. В то же время им обучен любой медицинский работник.

В СИЗО, в которых проходил мониторинг, имеются оборудованные для детей прогулочные дворы с песочницей.

Детское специализированное питание осуществляется из женской колонии, при которой имеется дом ребенка. Дополнительное питание беременных женщин обеспечивается в соответствии с Приказом №640.

В магазинах СИЗО имеются предметы личной гигиены для женщин. Цены выше, чем на аналогичные товары на свободе.

Опрос содержащихся женщин показал, что ежедневный обход медицинским работником осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. При необходимости женщины могут обратиться через младшего инспектора для вызова медицинского работника. Наблюдение показало, что в течение 20 минут после обращения в камеру, откуда поступило обращение, прибыл фельдшер. В то же время, не все обращения к медицинскому работнику фиксируются в журнале обращений за амбулаторной медицинской помощью.

 

    1. Хронические больные

При мониторинге обращения с хроническими больными в силу разносторонности данной группы заключенных статистическое исследование ограничивалось лицами, признанными инвалидами. Сложность изучения обращения с хронически больными определяется, в первую очередь, отсутствием в ряде случаев, статистического учета всех видов хронических заболеваний в МПС ГУФСИН и, особенно, МПС ОВД.

Диаграмма 8

 

Из всех инвалидов, доставленных в отделы полиции с 2014 года, ни один из них не содержался свыше 3х часов.

Из всех доставленных инвалидов задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ (по подозрению в совершении преступлений) 26% инвалидов I и II гр. (за 2014 год – 21,8%) (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 10.

Соотношение инвалидов, доставленных в отделы полиции, и задержанных по подозрению в совершении преступления

 

 

Ст. 94 УПК РФ предусматривает несколько вариантов дальнейшею юридической судьбы задержанных по подозрению в совершении преступления: 1. Освобождение в случае, если в течение 48 часов подозрения не подтвердятся; 2. Освобождение по истечению 48 часов, если к подозреваемому избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу; 3. Избрание к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу с переводом в место содержания под стражей (в данном случае - ИВС ОВД).

Из представленных ГУ МВД РФ по Ростовской области данных отследить дальнейшие юридические последствия для инвалидов, задержанных по подозрению в совершении преступления, не представляется возможным. Так, в 2014м году из всех задержанных по подозрению в совершении преступления (всего 17, см. диаграмму 10), в отношении 12 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с перемещением в ИВС ОВД. Однако, а за 7 мес. 2015го года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с переводом из отдела полиции в ИВС ОВД в отношении уже 17 инвалидов, в то время, как задержано по подозрению в совершении преступления всего 12.

Такое расхождение в числе задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ и числе переведенных в ИВС ОВД может объясняться несколькими причинами: разницей во времени задержания по подозрению в совершении преступления и перевода в ИВС ОВД, отчего эти данные попали в разные отчетные периоды; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу без задержания по подозрению в совершении преступления. Не исключена и техническая ошибка в предоставленных данных.

За семь месяцев 2015 года зафиксировано 18 случая перевода из СИЗО в ИВС ОВД инвалидов I и II гр. (в 2014 году – 15) для производства следственных действий. Данные цифры не отражают количества инвалидов, переводимых в ИВС из СИЗО.

Таким образом, в местах принудительного содержания органов внутренних дел инвалиды, хоть и не являются значимой по числу категорией содержащихся граждан, однако их «оборот» достаточен для того, чтобы сотрудникам полиции быть постоянно готовыми к обращению с ними с учетом особенностей данной группы граждан.

Во время посещений инвалидов в отделах не содержалось. Со слов сотрудников полиции при задержании любого гражданина ему предоставляется возможность сообщить родственникам о своем задержании, при необходимости вызывается бригада скорой помощи. Случаи вызовов СП фиксируются в Книге учета доставленных

В то же время не все отделы полиции оборудованы пандусами. Велико число пандусов, не соответствующих по углу наклона существующим правилам и установке поручней 1. См, например, рис.1.

Рис.1

Пандус с отступлением от правил установки поручней (а) и чрезмерным уклоном (а, б)

Особенно досадно, что не соответствуют правилам и те пандусы, которые возводились в период проведения мониторинга, так как приведение их в соответствие потребует гораздо больше средств, чем изначальное оборудование с учетом существующих правил (см. Рис. 2)

Рис. 2

Возведение пандуса без учета установленных правил по углу наклона и поверхности

В отделах полиции отсутствуют камеры, оборудованные для содержания лиц с ограниченными возможностями передвижения. Со слов сотрудников дежурных частей, таких не помещают в камеру. Однако, с учетом количества лиц, задержанных в порядке ст. 91 УПК, а также переведенных в ИВС, можно сказать, что такие случаи в принципе возможны, но отделы полиции и ИВС, подвергнутые мониторингу, не приспособлены для безбарьерного передвижения инвалидов внутри отдела (ИВС).

Среди учреждений ФСИН за последний год значительные изменения произошли в СИЗО-4 ФСИН (центрального подчинения) за счет содержания в нем резонансного заключенного, являющегося инвалидом-колясочником. Так, его доставка в СИЗО-4 выявило некоторые проблемы: дверные проемы не позволяли проходить инвалидной коляске, а в прогулочный дворик сотрудники спускали на специальном кресле для переноски обездвиженных лиц. В настоящее время дверные проемы, переход из камеры в коридор, высота умывальника, поручень в санузле и у спального места приспособлены для передвижения инвалида-колясочника. Кроме того, лестничные проемы оборудованы соответствующими ГОСТу пандусами, а также в СИЗО установлен лифт.

Иначе обстоят дела в СИЗО ГУФСИН РФ по РО. Хоть в официальном ответе и значится, что все СИЗО оборудованы для безбарьерного передвижения, во многом это не соответствует действительности. Оборудование сводится к наличию пандуса на входе в КПП (или кнопки вызова) и наличию в лучшем случае одной камеры с поручнями в санузле.

Проблемы передвижения от автозака по режимному корпусу на инвалидной коляске, а также пользования душем в СИЗО не решены.

В региональных СИЗО имеется договор на иммунограмму.

Медицинские части оборудованы диагностическим оборудованием в пределах лицензии. В частности, имеется лишь кардиограф и глюкометр.

Библиотеки не обеспечены литературой на языке Брайля.

В случае наличия обращения о невозможности содержания под стражей по состоянию здоровья, уведомление подается в течение суток. Изученные дела показали, что вывоз на освидетельствование в псоответствии с Постановлением Правительства РФ №3 производится в течение 3х суток.

Медицинские части из вспомогательных средств обеспечены лишь тростью и костылями. По заверению сотрудников, при необходимости перевозки лежачих или обездвиженных больных их погрузка в машину осуществляется с использованием носилок.

В СИЗО-1 г. Ростова-на-Дону имеется санитарный фургон, специально оборудованный для погрузки и перевозки людей на носилках.

 

Заключение

В результате мониторинга можно отметить некоторые проблемы и выводы, как общего характера, так и относящиеся непосредственно к уязвимым группам населения:

  1. Качество работы ГУФСИН РФ по РО по обращениям ОНК РО оставляет возможность для его улучшения (необязательность ответов, несоблюдение сроков, передача непрофильному исполнителю по запросам, требующим комплексного подхода, отказ в предоставлении информации по надуманным основаниям) (Приложение 4);

  2. Статистические наблюдения за малочисленными уязвимыми группами наглядно показало наличие значительного числа граждан, задержанных ОВД по подозрению в совершении преступления без оформления процедуры их доставления в отделы полиции. С учетом большой вероятности их недобровольного нахождения в отделе полиции и, следовательно, ограниченности в реализации своих прав, со всей актуальностью встает необходимость учета факта и времени их нахождения в отделах полиции. В то же время далеко не всегда такие граждане регистрируются в Журнале посетителей, особенно, если в отдел полиции они проходят в сопровождении оперативных сотрудников;

  3. В статистике применения меры пресечения в виде заключения под стражу наблюдаются расхождения с требованием законодательства об исключительности избрания данной меры к несовершеннолетним;

  4. Обучение несовершеннолетних в период содержания в СИЗО как правило прерывается из-за их малочисленности и сложностей формирования учебных классов;

  5. Безбарьерная среда в отделах полиции либо отсутствует, либо не соответствует правилам. ИВС и СИЗО (помещение до камеры и сами камеры) не оборудованы для содержания инвалидов-колясочников;

  6. В библиотеках отсутствует литература на языке Брайля;

  7. Камеры ИВС не приспособлены для содержания женщин с детьми. Многие ИВС не имеют прогулочных дворов вовсе. Имеющиеся не оборудованы для прогулок с детьми. В СИЗО Ростовской области такого недостатка не отмечено.

  8. Единственное учреждение в Ростовской области, полностью отвечающее требованиям для безбарьерного содержания инвалидов-колясочников – СИЗО 4 ФСИН (Центрального подчинения), в том числе оборудован лифтом.

Решение отмеченных и некоторых иных проблем видится возможным при взаимодействии с гражданским обществом и заинтересованности сотрудников ГУ МВД РФ по РО и ГУФСИН РФ по РО в обеспечении условий содержания уязвимых групп населения в соответствии с принятыми государством обязательствами.

 

Региональный координатор мониторинге

заместитель председателя ОНК РО Ю.И. Блохин

Приложения:

Следственные изоляторы ГУФСИН РФ по Ростовской области

Изоляторы временного содержания ГУ МВД РФ по Ростовской обл

Ответ МСЧ-61

Ответ ГУ МВД РФ по РО

Запрос в ГУ ФСИН РФ по РО

Запрос в ГУ МВД РФ по РО

 

 

 

1 Свод правил СП 59.13330.2012"СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605)