У Совета нет запретных тем

У Совета нет запретных тем

1375

В последнее время в прессе всё чаще стали выступать представители общественных советов при различных исполнительных органах - что это за структура, кто в неё входит и чем она занимается? На вопросы нашей редакции отвечает председатель общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел, директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции Университета КазГЮУ, доктор юридических наук, профессор Марат Когамов.

- В соцсетях высказывается мнение, что от общественных советов нет никакой реальной пользы. В подавляющем большинстве случаев в их составы вошли люди, «угодные» представителям власти, которые вряд ли способны поднимать острые вопросы и защищать интересы населения. 
- Подобные прогнозы и оценки не совсем корректны. Такое утверждение не соответствует реальности, во всяком случае, когда речь заходит о деятельности общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел. Несмотря на то, что для членов нашего Совета осуществление функции общественного контроля в системе органов внутренних дел носит непостоянный характер (у всех у нас есть основная постоянная работа), мы тем не менее находим время и строго придерживаемся задач и целей нашей деятельности. К тому же постоянное, последовательное и правдивое информирование населения о результатах взаимодействия Совета с гражданским обществом и государственными органами, а также по другим вопросам, имеющим общественную значимость,- одна из отличительных черт и важнейший принцип деятельности нашего Совета, в чём нетрудно убедиться.
В составе Совета от гражданского общества (не менее двух третей от общего числа его членов) - достаточно компетентные и известные общественные деятели страны, представители международных и национальных неправительственных организаций и отечественной науки, а также практикующие юристы. Быть членом данного Совета - это личное, осознанное и добровольное решение каждого из нас. То есть избрание каждого из нас в состав Совета не ангажировано МВД либо его структурами.
В деятельности Совета нет запретных, острых тем. Вот неполный перечень вопросов, рассмотренных Советом только за последние три года его деятельности (общественные советы в системе МВД образованы в 2007 году): о бедственном социально-экономическом и правовом положении сотрудников органов внутренних дел, о противодействии коррупции в системе органов внутренних дел, о подготовке кадров для органов внутренних дел, о противодействии пыткам в уголовно-исполнительной системе, о профилактике и предупреждении бытового насилия в отношении женщин и детей, о насущных проблемах предварительного следствия. При этом в подавляющем большинстве случаев эти темы были предметами общественных слушаний и иных форм общественного контроля, как правило, в режиме видеоконференц-связи с регионами, обнародованы на страницах «Казахстанской правды» и других центральных СМИ и телеканалов.
- Некоторые эксперты сообщают, что Закон «Об общественных советах» был написан в краткосрочном порядке и до конца недоработан. Также в законе нет норм, позволяющих присутствовать общественности на заседаниях Советов и высказывать своё мнение, нет формы взаимодействия с населением, хотя в проекте эти детали обозначались.
- Трудно согласиться и с данным утверждением. Закон РК от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах» (введён в действие с 1 января 2016 года) - результат реализации 99-го шага «Плана нации». Он неоднократно обсуждался на разных площадках (круглые столы, конференции, экспертные встречи и т. д.) и стал частью пакета законов 2015 года, направленных на формирование подотчётного и прозрачного для гражданского общества и населения государственного аппарата, а именно Законов РК «О доступе к информации», «О противодействии коррупции», «О государственной службе».
Закон, в рамках которого мы ведём свою деятельность, и в этом его ценность, ни в чём не ограничивает Совет и его членов. То есть он не зарегламентирован и даёт возможность каждому из нас творчески подойти к выполнению своей нравственной функции в обществе и государстве.
К примеру, в текущем году мы реализовали с необходимой глубиной и точностью, с принятием приемлемых рекомендаций, все четыре формы общественного контроля, как-то: провели общественные слушания по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, дали более ста заключений общественных экспертиз проектов правовых актов МВД, затрагивающих права и законные интересы граждан, вовлечённых в орбиту деятельности органов внутренних дел, заслушали отчёты министра внутренних дел и отдельных руководителей центрального аппарата МВД, с выездом в регионы осуществили общественный мониторинг отдельных направлений деятельности органов внутренних дел.
Заседания общественного совета во всех случаях являются открытыми. К субъектам общественного контроля помимо общественных советов закон также относит некоммерческие организации, граждан по поручению общественных советов. Следовательно, закон не запрещает присутствовать на заседаниях Совета и участвовать в обсуждении представителям государственных органов, средств массовой информации, научных, профсоюзных и других организаций, а также экспертам и иным специалистам. Главным образом, замечу из опыта своей работы, такое участие общественности характерно больше для проведения общественных слушаний и заслушивания отчётов руководителей МВД.
 - А как формируется состав Совета, насколько прозрачен механизм избрания в его члены?
- В законе предусмотрена отдельная глава, регулирующая порядок формирования общественных советов республиканского и местного уровней и их составов. Полагаю, что в этом процессе присутствуют необходимые демократизм, гласность и открытость как при создании рабочей группы по формированию состава общественного совета, так и, собственно, при формировании самого Совета. Довольно чётко прописаны и требования, предъявляемые к кандидатам в члены общественного совета.
Так, порядок отбора членов рабочей группы от гражданского общества, сроки его проведения, перечень документов, полномочия и иные вопросы деятельности рабочей группы определяются положением об общественном совете, утверждаемом руководителем государственного органа или местным представительным органом и разработанном на основе Типового положения, утверждённого правительством Республики Казахстан 31 декабря 2015 года.
Заметим, что представительство от гражданского общества составляет не менее двух третей от общего количества членов рабочей группы и формируется на основе предложений некоммерческих организаций и граждан.
Рабочая группа публикует объявление о конкурсе об избрании членов общественного совета в республиканских и (или) местных средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ресурсе государственного органа с указанием его наименования, почтового адреса, сроков подачи документов, адреса электронной почты, на которые направляются документы и иные сведения для участия в конкурсе. Рабочая группа на заседаниях проводит обсуждение поступивших для участия в конкурсе документов кандидатов в члены общественного совета и открытое голосование по каждому кандидату и т. д.
Сформированный состав общественного совета утверждается решением государственного органа или местного представительного органа и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе соответствующего органа.
Первое заседание общественного совета открывает руководитель рабочей группы, на котором открытым голосованием избираются председатель, секретарь и весь состав президиума общественного совета. После этого полномочия рабочей группы прекращаются.
 - Не станут ли общественные советы ещё одним бюрократическим звеном формальности?
- Выше я частично ответил на данный вопрос и не вправе комментировать положение дел в других Советах. Вместе с тем могу уверенно заявить, что автономность и самостоятельность нашего Совета позволяет самим определять политику или пути, формы и методы деятельности без вмешательства извне. Другое дело, что деятельность органов внутренних дел настолько многогранна, что только от Совета зависит, какие наболевшие вопросы данной системы в рамках форм общественного контроля мы обязаны охватить своим вниманием, на какие смежные сектора гражданского общества мы должны опираться и тем самым наиболее полно выразить мнение гражданского общества по общественно значимым вопросам. Вот над этим мы постоянно думаем и совершенствуем свою общественную деятельность.
В целом я абсолютно уверен в том, что в исторически обозримой перспективе общественные советы покажут свою состоятельность и высокую востребованность обществом и государством.

ИСТОЧНИК http://aif-kaz.kz/node/1595