В комиссии по правам заключенных доберут правозащитников

В комиссии по правам заключенных доберут правозащитников

1248
http://ichef.bbci.co.uk/news/660/cpsprodpb/14130/production/_93342228_rian_02989440.hr.ru.jpg

В Общественной палате (ОП) согласовали поправку в закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", которая позволит провести довыборы в Общественные наблюдательные комиссии (ОНК).

Правозащитники, не попавшие в комиссии и добивавшиеся проведения донабора, поправкой остались недовольны.

На протяжении почти трех часов секретарь ОП, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова и правозащитники обсуждали, какой вариант законопроекта предложить Госдуме.

В итоге, они сошлись на том, что объявить донабор в какую-либо региональную ОНК может только Совет ОП. Сделать это, согласно законопроекту, он может либо по своей инициативе, либо по предложению СПЧ, омбудсмена по правам человека, соответствующей ОНК или руководства не менее трех органов общественных объединений, которые имеют право выдвигать кандидатуры в ОНК.

Причем, в ходе донабора одна организация может выдвинуть не более двух кандидатов в ОНК, и только если от нее в комиссии никого нет. Если же в ОНК от организации один человек уже есть, она имеет право выдвинуть лишь одну кандидатуру.

Согласно законопроекту, изменения предлагается внести в ст. 10 закона "Об общественном контроле…", дополнив ее новым пунктом.

Теперь согласованный на обсуждении в ОП законопроект должен попасть в Госдуму: никто из его авторов права законодательной инициативы не имеет. В ближайшее время документ представят спикеру Госдумы Вячеславу Володину - Бречалов, Москалькова и Федотов рассчитывают, что председатель парламента его внесет, а депутаты примут в ускоренном порядке.

Подготовленным законопроектом секретарь ОП, омбудсмен и глава СПЧ остались довольны. "Мне эти четыре субъекта (по предложению которых можно инициировать донабор в ОНК) в принципе нравятся", - сказала Москалькова.

Зачем понадобился донабор в ОНК

Вопрос с донабором в ОНК возник осенью 2016 года после обновления состава ОНК в 42 регионах. В ОНК может быть не менее пяти, но не более 40 членов, во многих комиссиях квота не исчерпана.

Правозащитники обновлением остались недовольны. По их мнению, теперь получить информацию о происходящем с заключенными будет гораздо сложнее. Проблема в том, что большинство членов комиссий, активно работавших в последние годы, позиций лишились, а у новичков недостаточно опыта.

Возмущение у правозащитников вызвало и присутствие в списках нового состава ОНК бывших силовиков. Выбывшие из комиссий члены ОНК решили обратиться в суд. Они уверены, что выборы в ОНК члены Общественной палаты провели с нарушением закона и регламента.

Состав ОНК сроком на три года выбирает Общественная палата, при этом больше трех сроков в одной ОНК быть нельзя, но можно сменить регион. Члены ОНК ходят по СИЗО и тюрьмам, общаются с заключенными, фиксируют жалобы, после чего пытаются исправить положение: общением с руководством СИЗО или тюрьмы или обращением в суд.

Именно от членов ОНК на свободу попадает информация о нарушении прав заключенных: от пыток и избиений до слишком тусклого освещения в камерах и нарушений правил конвоирования.

"Думали над тем, как провести донабор, крутили этот несчастный закон и так и этак, - посетовал на заседании ОП Федотов. - Но неправильно это было бы, юридически некорректно".

По его словам, решение внести поправки в закон абсолютно правильное и единственное верное, позволяющее легитимно провести дополнительный набор в ОНК.

"Мы готовы были сразу же осуществить донабор, стали обсуждать: если мы не будем соблюдать процедуру донабора, то она будет нелегитимной", - сказала, в свою очередь, Москалькова.

Бречалов тоже счел, что вопрос о донаборе можно решить только если принять поправку в закон.

Не все довольны

Не всех правозащитников устроил этот вариант. Журналист "Новой газеты" Елена Масюк, не попавшая в новый состав ОНК Москвы, напомнила, что осенью прошлого года, после обновления состава 42 ОНК и последовавшего недовольства правозащитников, ОП пообещала провести донабор в комиссии в начале 2017 года.

"Когда изменения в закон будут внесены, через сколько реально состоится донабор, когда в ОНК появятся люди из правозащитного движения? - задалась вопросами она. - Получается, что ОП не знала закон, говоря, что донабор возможен?".

Масюк отметила, что не попавшие в ОНК правозащитники пойдут на пикеты и в суды, и пообещала, что недовольство не будет таким тихим, как в конце 2016 года. Тогда, по ее словам, они еще верили, что шансы вновь попасть в ОНК есть.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер остался недоволен тем, что инициировать донабор, согласно законопроекту, может только Совет ОП.

"Если ОП хочет провести донабор, а ее предложение блокируют, это неприемлемо", - ответил ему Бречалов.

"А если обратная ситуация? Если ОП заблокирует предложение о донаборе?" - поинтересовался правозащитник.

"Это наша ответственность, но мы эту коллизию не сможем решить", - завершил дискуссию секретарь Палаты.

Примечательно, что и правозащитники, попавшие в ОНК, ранее жаловались, что их права не соблюдают.

Так, 8 декабря на заседании СПЧ председатель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин рассказал президенту Владимиру Путину, что пытки и незаконное насилие в местах лишения свободы применяются часто и безнаказанно.

Каляпин утверждает, что сталкивается с тем, что полномочия членов ОНК фактически отменяются приказами и указаниями федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Президент Путин 3 января поручил проверить, как ФСИН соблюдает законодательство. Проверять ФСИН будет генпрокуратура, ответственным глава государства назначил генпрокурора Юрия Чайку.

При этом Москалькова сказала Би-би-си, что ни о каких нарушениях прав членов ОНК не слышала.

ИСТОЧНИК http://www.bbc.com/russian/news-38589877