Китайские тюрьмы и смертные казни

Китайские тюрьмы и смертные казни

2337

Есть одна вещь, которую никогда не захочется испытать человеку — тюрьма. Но что делать, если ты попал в исправительное учреждение другого государства? Куда обращаться? Об этом ИА «Чита.Ру» рассказал представитель Министерства иностранных дел России в Чите Алексей Котельников.

— В 2016 году в китайскую тюрьму попал житель Краснокаменска Александр Санжиев по подозрению в убийстве в местном ресторане. МИД как-то отслеживает его судьбу? Что с ним происходит сейчас?

— Дело в том, что МИД эту историю отслеживает, но не наше представительство. У нас территория деятельности — Забайкальский край, а если это случилось в Китае, это уже консульский округ консульского отдела российского посольства в Китае. Они там работают. Нас в принципе они не обязаны извещать. Если мы что-то знаем со слов родственников, друзей, очевидцев, мы устанавливаем и направляем информацию в посольство в Китае. По Санжиеву вам ничего сказать не могу. Но обстоятельства все против него работали, исходя из времени, должен был уже пройти суд, наказание он какое-тодолжен получить.

— На территории Китая?

— Да. У нас есть договор между Россией и Китаем о передаче заключённых. Там много нюансов. Он скорее декларативного характера, так как фактов передачи заключённых реально мало. По договору, к примеру, должно быть, чтобы вид наказания в Китае был и в России, сроки сопоставимые и так далее. Был случай, когда китайцы россиянина досрочно освободили, он в 2000 году сбил на микроавтобусе на пешеходном переходе детей, пытался скрыться в России. Какое-то время он отсидел в китайской тюрьме в Хайларе, но потом китайцы увидели у него ухудшение здоровья и пошли на пересмотр дела и, так как он отсидел половину срока, его передали российской стороне.

Алексей Котельников. Фото: Виктория Евстафьева

— С тех пор многие забайкальцы попадали в их тюрьмы?

— К сожалению, такое случается. Как минимум раз в год стабильно.

— За какие нарушения чаще всего?

— Случаи разные бывают. Как правило, это чрезмерное употребление алкоголя, потеря контроля над собой. Плюс непонимание того, что Китай — это другое государство, другие зачастую более суровые наказания за аналогичные преступления. Ещё один из вариантов — контрабанда. Везут дериваты — лапы медведя или другое. Может, помните случай в 2014 году, когда 214 лап медведя перевозили двое забайкальцев в «УАЗе», дали им по 5 лет. Скоро уже должны выйти.

— Чего стоит опасаться российским туристам в Китае помимо, конечно, очевидных вещей вроде убийства или краж?

— Здесь скорее действует правда, которую ещё Конфуций озвучил: «Не делай другому того, что не желаешь себе». Это универсальное правило, которое работает не одну тысячу лет. Желательно перед тем, как поехать в другую страну — пусть даже не только в Китай — изучить особенности страны и людей. Взять тот же Таиланд. Там на деньгах изображён монарх, если даже случайно наступить на такую купюру, это уже считается оскорблением. Не говоря уже о порче портретов. Ни в коем случае нельзя заниматься контрабандой или употреблением наркотиков. В Китае это может довести до смертной казни, особенно если это продажа или хранение. Нужно учитывать, что там другой климат, еда, вода. В туристической фирме всё это могут рассказать. Консульский портал МИД России открылся, там все необходимые сведения есть, включая и адреса, координаты наших посольств, консульств, в которые можно обратиться в случае какой-нибудьсложной ситуации.

— Какие китайские законы разительно строже российских?

— Да по факту любые. У нас со времён нахождения у власти Дмитрия Медведева (с 2008 по 2012 годы — Н.И.) прошла гуманизация всей системы наказаний. В Китае ведут речь об этом, но пока это только разговоры. За ту же контрабанду дериватов, наркотиков они серьёзно наказывают. По уголовным делам суд может обязать выплатить очень крупный штраф. Надо просто учитывать, что страна другая. Это оправдано. Потому что содержать в порядке такой объём населения непросто.

— Были ли случаи, когда россияне или забайкальцы получали в Китае смертную казнь?

— У россиян однозначно были такие случаи, как раз за контрабанду наркотиков. Забайкальцев среди них, по-моему, не было. В середине 2000-х гражданку России поймали с наркотиками, количество было такое, что несмотря на все призывы нашего посольства к проявлению гуманности, китайцы приговорили её к казни. Надо отметить, что китайцы вообще не испытывают особого пиетета к иностранцам, кем бы они не являлись. Были случаи смертных приговоров и в отношении англичан и американцев.

Алексей Котельников. Фото: Виктория Евстафьева

— Доводилось ли вам или вашим коллегам встречаться с людьми, которые какое-то время пробыли в китайских тюрьмах?

— Я лично пока не выезжал в длительные зарубежные командировки. Наш коллега, сотрудник консульства в Шэньяне, занимается проблемами наших граждан, оказанием помощи и поддержкой находящихся в исправительных учреждениях Китая. Он рассказывал, что беседовал с женщиной, которую приговорили к сроку за контрабанду наркотиков — 20 лет тюрьмы. Зрелище не самое лёгкое. Выглядит старше своих лет. Она говорит: приеду я на родину, а жизнь у меня прошла. Было 30 лет, когда попала в тюрьму, сейчас будет шестой десяток. Пенсия не заработана. Сотрудник этот был и в женской тюрьме, и в мужской. Основная цель поездок в иностранные тюрьмы у наших дипломатов — следить, чтобы содержание наших граждан в исправительных учреждениях было на уровне с гражданами Китая. Моральная поддержка граждан, так как они видят, что про них помнят, их навещают.

— В каких странах нужно быть особенно осторожным туристом?

— И Ростуризм, и МИД, консульства всегда публикуют предупреждения нашим гражданам. Каждая ситуация индивидуальна, но есть и общие — когда в стране нестабильная политическая обстановка или произошло землетрясение. […] Поэтому есть прямой смысл ставить в известность посольство о том, что вы прилетели, что вы в таком-то отеле, такой-то номер телефона у вас, чтобы в случае чего вас могли отследить или известить. Особенно это касается индивидуального туризма, потому что туристические группы отслеживаются лучше, чем автостопщики или дикие туристы.

— Куда обращаться забайкальцу, россиянину, если он попался, скажем, в Китае на контрабанде наркотиков?

— Ему уже никуда обращаться не надо, за него всё сделает китайская сторона. По консульскому договору Министерство общественной безопасности должно в 3 рабочих дня известить наше консульство. Дальше начинается стандартная процедура. Консульство начнёт работать без всяких обращений. Иногда китайская сторона может и не сообщать нам. Был такой случай в 2013 году, когда двух сотрудников компании «Читаавтотранс» в Забайкальске задержали по непонятным причинам в Китае. Родные писали во все инстанции, нас завалили обращениями, и не только нас. Мы были в контакте с консульским отделом России в Китае. Министерство общественной безопасности КНР только подтвердило факт пересечения границы. Оказалось, что их задержало Управление госбезопасности. Здесь сыграло то, что у нас были контакты с канцелярией по иностранным делам в Маньчжурии — информацию мы получили от них. […] В итоге мы смогли добиться того, чтобы вернуть граждан региона на родину, но из-за чего их задержали, до сих пор неизвестно.

— Если такая ситуация повторится, что делать родственникам и знакомым?

— Им надо обращаться либо к нам, либо в консульский отдел посольства России в Китае. И стараться собрать как можно больше информации, какая бы она ни была. Чем больше информации будет, тем будет больше возможностей принимать соответствующие меры и решения.

Контакты консульского отдела Посольства России в Китае:

Руководитель: Лысов Александр Юрьевич.
Адрес: Пекин, улица Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4.
Телефон: (+8610) 6532—1991, 6232—1267 (в рабочие дни с 15.00 до 18.00), (+8610) 6532—1381 (после включения автоответчика набрать 8) — телефон для экстренной связи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (круглосуточно).
Электронная почта: visa@russia.org.cn
Часы приёма: понедельник—пятница, с 15.00 до 17.00.

Контакты Генерального консульства России в Шэньяне:

Генеральный консул: Пальтов Сергей Юрьевич.
Адрес: Китай, провинция Ляонин, город Шэньян, район Хэпин, улица Наньшисаньвэйлу, дом 31.
Телефон: по общим вопросам — (+8624) 2322—3927, дежурный мобильный телефон — (+86) 139-4009—0502.
Электронная почта: info@rcsy.org
Сайт: www.rcsy.org
Часы приёма: понедельник—пятница, с 9.00 до 17.00.

источник https://www.chita.ru/articles/112253/