А.Бабушкин: Швейцария тюремная 2

А.Бабушкин: Швейцария тюремная 2

1142

Встреча в МИДе Швейцарии

Сразу поспешу разочаровать читателей: хотя наша командировка и касалась внешнего контроля  за тюрьмами со стороны общества и государства, вопреки нашим ожиданиям ни одной швейцарской тюрьмы мы так и не посетили. Если, разумеется, не считать полицейской тюрьмы, которая, впрочем, не только не тюрьма, но даже не полноценный ИВС.

Первая встреча на тюремную тематику у нас прошла в МИДе Швейцарии. У  МИДа есть довольно-таки пафосное монументальное здание около пафосное монументальное здание около дворца Национального Собрания. Но наши встречи состоялись в более простом, хотя и старинном здании на ул. Бундештрассе, офисы в котором похожи на офисы правозащитных организаций.


Встречу открыл Рафаэль Нагели. Он подчеркнул, что у нас общая цель – сделать так, чтобы с людьми в тюрьмах обращались по-человечески. Господин Нагели рассказал о том, что отдел безопасности человека МИД Швейцарии тесно сотрудничает со ФСИНом России. В 2017 году в план совместной работы была включена тема  внешнего тюремного мониторинга.

В Швейцарии создана Национальная комиссия по предотвращению пыток,  образованная   в рамках дополнительного протокола к Конвенции ООН против пыток, в соответствие с которой каждая страна должна создать Национальный превентивный механизм предупреждения пыток. Федеральный Совет (Правительство) Швейцарии выбирает Президента Комиссии и ее членов.  Национальная комиссия имеет скромный годовой бюджет, из которой происходит оплата работы аппарата членов комиссии. В составе Комиссии – 12 человек.

Бывший руководитель пенитенциарного ведомства Минюста Вальтер Трокслер рассказал о том, что в каждом кантоне – своя практика внешнего мониторинга за МПС.
Кантоны самостоятельно исполняют наказание и имеют самостоятельные комиссии по надзору за местами принудительного содержания. В некоторых кантонах это – парламентские комиссии.  В кантоне Женева создана комиссия, которая посещает МПС по всей Швейцарии, если в них находятся жители кантона Женева.

После реформ 1937 года 2011 года статьей 123 Конституции Швейцарии было установлено, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательство относятся к компетенции федеральных властей. Когда До 2011 года у каждого кантона был свой УПК, это затрудняло деятельность адвокатов.  Процесс унификации процессуального права длился 10 лет.
В настоящее время в сфере правопорядка к компетенции кантонов относится организация работы судов, полиции, а также организация отбытия уголовного и административного наказаний.

При этом государство может издавать обязательные предписания по исполнению наказаний, например по минимальной площади камер, мастерских, оборудования помещений. Участвует государство и в финансировании некоторых направлений пенитенциарной политики: так, оно финансирует новые виды наказания и реабилитационные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.

Все другие исправительные учреждения строят и обслуживают кантоны. Чтобы не создавать в каждом кантоне все виды исправительных учреждений, кантоны создали 3 конкордата по видам учреждений, договорившись, какой кантон какой вид учреждения на себя принимает. Кантоны также создали образовательные центры для обучения сотрудников тюрем.

Через Минюст государство осуществляет общий надзор за исполнением наказания, в т.ч. по  соблюдению всех Конвенций, подписанных Швейцарией.

В Швейцарии имеется 106  СИЗО  и тюрем для взрослых преступников. В большинстве из них - менее 100 мест. Только в 4 учреждениях содержится более 200 человек. Общее количество мест в тюрьмах – 7, 5 тысяч. На 100 тыс. жителей страны в Швейцарии приходится 88 мест в тюремных, а реальное количество заключенных на 100 тыс. жителей составляет 81 человек (если мне не изменяет память, в России этот показатель составляет человек 430). По количеству заключенных Швейцария среди других стран мира входит в нижнюю треть. УИС страны загружена на 91 %.

Но и здесь есть свои проблемы: так, если в центральной и северной части Швейцарии тюрьмы не заполнены загрузка ниже, то в западной франкоязычной части страны пенитенциарная система перегружена. Например, в СИЗО г. Женевы перелимит составлял 270 %. Ожидается, что в 2018 году парламент кантона Женева даст согласие на строительство нового СИЗО на 400 мест.

Женщин среди заключенных – всего лишь 5 %. С отбытием наказания женщинами в стране существует проблема. Дело в том, что в Швейцарии имеется только 1 специальная тюрьма для женщин, и 2 отделения для женщин в обычных тюрьмах. Ребенок может оставаться с матерью до 3 лет.  Когда  ребенок достигает 1 года, его стараются почаще забирать в находящийся рядом с тюрьмой детский сад.

Зато иностранцев – 72 %. Этот уровень держится не снижается в последние 20 лет, а в некоторые годы он доходил до 88%.
В качестве главной задачи швейцарская тюрьма ставит задачу ресоциализации человека, что требует нормализации повседневной жизни заключенных. Руководители швейцарских тюрем исходят из того, что негативные тенденции в МЛС не должны стать более значимыми по воздействию на осужденных, нежели социализация. Может быть и наши тоже когда-нибудь к этому придут.

Для каждого заключенного составляется индивидуальный план отбытия наказания, включая труд, учебу, компенсацию ущерба, связь с внешним миром, подготовку к выходу на свободу. Нам обещали показать такой план, но почему-то так и не смогли этого сделать. Теперь жду этот  план по электронной почте.

Как и в России заключенный в Швейцарии обязан работать. Однако в отличи от России  администрация МПС должна создать необходимое количество рабочих мест. Все заключенные, кто может работать, обеспечены рабочими местами. Рабочие места создаются в том числе и за счет контактов с частными фирмами, однако  большая часть рабочих мест создается государством. Рабочий день длится около 6 часов, а зарплата от 20 до 30 франков в день (1 франк равен примерно 0,95 евро).

Половина от заработанных денег поступает на счет, деньги с которого выдаются при освобождении и идет на погашение ущерба с согласия заключенного. Вторую половину осужденные вправе тратить; никаких вычетов из этих денег не производится. При этом заработанные деньги нельзя без согласия заключенного изъять в счет погашения причиненного им ущерба, однако погашение вреда учитывается при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.

В настоящее время ставится задача обеспечить работой и тех, кто содержится в  СИЗО.

Для заключенных проводятся обучающие семинары. Несколько лет назад была введена унификация школьного образования. При этом те, кто учатся, получают такое же денежное вознаграждение, как и те, кто работают.

Режимные ограничения для осужденных ослабляются постепенно, поэтапно.

Условно-досрочно освободиться вправе только те, кто отбыли 2/3 назначенного им срока наказания.

Значительная часть иностранцев после отбытия наказания должны покинуть Швейцарию.

95 % всех камер в Швейцарии – одиночные. Камеру осужденные покидают при выводе на работу, учебу, прогулки, занятия спортом. А вот прием производиться, как в камере, так и вне камеры.
Площадь одноместной камеры должна быть не менее 10 м. кв., кроме того еще  2 м. кв. занимают душ и туалет. Однако существует и 2-местные камеры.  Из большинства одиночных камер заключенные могут выходить, в т.ч. для приема пищи и для выхода на работу.

В каждом учреждении оборудованы 2-3 дисциплинарные камеры, аналог наших ШИЗО, ДИЗО  и карцера.

Под влиянием требований  ужесточить наказания, растут назначаемые сроки отбытия наказания. Тем не менее, до российских им еще очень и очень далеко: максимальный срок для несовершеннолетних осужденных составляет 4 года лишения свободы, для взрослых – 20 лет.  Нам  обещали назвать средний срок наказания в Швейцарии, но что-то с этим не заладилось. Но, как я понял, он составляет примерно года два.  Это – если не брать тех, к кому применено превентивное заключение. Но об этой напасти – позже.

Перевозка заключенных в пределах 1 кантона осуществляется кантональной полицией. Между кантонами перевозка производится частной фирмой «Секуриттранс», которая также находится под контролем Национальной комиссии. Между Берном и Цюрихом курсирует  специальный тюремный поезд. Этот поезд – дитя Европейского суда, так как создан на основании решения  ЕСПЧ.

Уровень постпенитенциарного рецидива составляет около 30 %, однако сюда не попадает рецидив среди тех осужденных, которых выдворили, как иностранцев.

Уровень самоубийств в МЛС – от 3 до 9  случаев в год.  Уровень смертности нам, к сожалению, не сообщили.

источник https://an-babushkin.livejournal.com/766857.html