Конференция (форум) делегатов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК» и членов...

Конференция (форум) делегатов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК» и членов ОНК по теме «Состояние и перспективы общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»

2008

27 февраля 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялась конференция (форум) делегатов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК» и членов ОНК по теме «Состояние и перспективы общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Роль региональных отделений Общероссийской общественной организации „Совет ОНК“».

В работе конференции приняли участие более 90 членов общественных наблюдательных комиссий из 68 субъектов Российской Федерации. Руководители министерств и служб федерального уровня, в ведении которых находятся места принудительного содержания, направили для участия своих представителей.

С приветственным словом перед участниками конференции выступил Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев. Он поблагодарил за проводимую на общественных началах деятельность по осуществлению контроля за обеспечением прав граждан, находящихся во временной изоляции от общества.

«Мы все знаем про трудности с финансированием деятельности ОНК, это стоит денег, а их не хватает, не менее очевидны несовершенства в законодательстве», — сказал Валерий Фадеев, отметив, что будут проработаны способы решения этих проблем.

Он также добавил, что «есть сложности со злоупотреблениями в системе ОНК, и, чтобы с ними бороться, необходимо наладить более ясную и понятную отчетность, не разводя при этом излишней бюрократии и бухгалтерии».

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих в своем приветственном слове отметила, что встреча в стенах Общественной палаты РФ позволяет членам ОНК и представителям различных правоохранительных структур высказать свои мысли и предложения, всесторонне обсудить возникающие проблемы во взаимоотношениях друг с другом, выработать механизмы по их разрешению (http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7163).

«Еще один важный аспект — нехватка членов в ОНК, — заметил Валерий Фадеев, — надо привлекать сюда молодежь. Мы планируем обсуждать этот вопрос в рамках форумов „Сообщество“ в регионах».

Также Секретарь ОП РФ рассказал о формах методической помощи, которую Общественная палата Российской Федерации планирует оказывать в текущем году членам ОНК (http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7130).

По окончании выступления Валерий Фадеев вручил 12 членам ОНК благодарности Общественной палаты Российской Федерации за личный вклад в становление и развитие общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Руководитель рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Иван Соловьев в своем выступлении охарактеризовал сложившееся взаимодействие региональных уполномоченных по правам человека с членами ОНК как эффективное и ответил на вопросы участников конференции (http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7125).

Старший прокурор отдела управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры России Андрей Куликов поделился некоторыми итогами прокурорских проверок в 2017 году подразделений ФСИН России, касающихся результатов их взаимодействия с членами ОНК. Он предложил участникам не стесняться обращаться в Генпрокуратуру России, если на региональном уровне разрешить проблему не представляется возможным.

Несмотря на продолжающуюся коллегию ФСИН России, на конференцию прибыл и выступил с кратким анализом взаимодействия с членами ОНК первый заместитель директора ФСИН России Анатолий Рудый. Участники конференции отметили его откровенность в оценке ситуации с соблюдением прав лиц, находящихся под стражей. На все поступившие вопросы он дал исчерпывающие ответы и выразил готовность укреплять сотрудничество с членами ОНК.

Несколько неприятных вопросов пришлось выслушать Юрию Петухову, заместителю начальника отдела управления организации деятельности ИВС, спецприемников, подразделений охраны и конвойной службы Главного управления обеспечения охраны общественного порядка МВД России. По сравнению с ФСИН России, при посещении мест принудительного содержания МВД России члены ОНК испытывают определенные трудности, на итоговые коллегии председатели ОНК приглашаются крайне редко, часть сотрудников органов внутренних дел, особенно в отдаленных от административного центра районах, даже не ознакомлены с положениями Федерального закона № 76-ФЗ об общественном контроле в местах принудительного содержания.

Немного проще пришлось заместителю директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Ларисе Фальковской, к которой также был адресован ряд сложных вопросов.

Перед участниками конференции также выступили представители Минобороны России и Пограничной службы ФСБ России, но вопросов к ним не поступило.

В дискуссии принял участие член СПЧ РФ председатель постоянной комиссии по взаимодействию с ОНК Андрей Бабушкин, который озвучил основные проблемы осуществления общественного контроля и возможные пути их решения, также выразил отдельную благодарность членам ОНК Ростовской области за очень информативный и грамотный аналитический доклад по проблемам осуществления общественного контроля и деятельности ОНК. Также, в мероприятии приняла участие ответственный секретарь СПЧ РФ Яна Лантратова (http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7122).

 

На форуме выступил председатель ОНК Ростовской области Леонид Петрашис (полная версия доклада):

Я хотел бы выделить основные проблемы ОНК: для чего созданы ОНК, формирование, организация деятельности комиссий, проблемные вопросы в МПС, взаимодействие с органами власти, изменение законодательства. Но сначала хочу напомнить коллегам ещё раз, кто мы и для чего, в соответствии с ФЗ-76, были созданы. Давайте внимательно посмотрим на статьи закона, и может быть, многие вопросы в работе комиссий решатся сами собой, и люди, не совсем правильно, понимающие наше предназначение изменят своё мнение или даже не станут входить в состав ОНК.

Согласно ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", члены ОНК занимаются крайне важной для государства и общества деятельностью - содействием реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания: ФСИН, МВД, ФСБ, Министерства обороны, Министерства образования (согласно ст.2 ФЗ-76). В регионах, где созданы эффективно работающие ОНК, значительно сокращается количество нарушений закона и прав человека в местах принудительного содержания, тем самым снижается уровень преступного рецидива, повышается уровень открытости и доверия общества к работе правоохранительных органов и власти в целом.

Наша задача - это системный, грамотный и объективный мониторинг соблюдения закона и прав человека в МПС, а также своевременное и объективное информирование руководства ведомств о выявленных в ходе посещений недостатках и случаях нарушения закона для принятия оперативных мер по их исправлению.

 

Для чего созданы ОНК, их цели, задачи и формы деятельности

 

Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

То есть, в соответствии с законом мы должны на постоянной основе помогать нашему государству в том, чтобы в МПС закон и права человека четко соблюдались, при этом мы должны хорошо понимать, что от имени государства за это отвечают правоохранительные органы, обратите внимание на само название – Правоохранительные! Именно им мы должны помогать в этом нелёгком деле, учитывая тот фактор, что нарушения в основном и совершают недобросовестные сотрудники!

 

Основными задачами и формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:

 

1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам осуществления общественного контроля;

3) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

4) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

5) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;

6) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам.

 

Формирование ОНК:

 

Процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ, по мнению членов ОНК, является закрытым, излишне формализованным, не имеет понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, приводит к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.

Выборы в ОНК 43 субъектов в 2016 г., а также довыборы в 2017 г. показали, что ряд наиболее активных и грамотных кандидатов, без объяснения причин со стороны Совета ОП РФ, не смогли попасть в составы комиссий (имея необходимый комплект документов), хотя общая численность членов ОНК в различных регионах при этом увеличилась по совершенно нелогичным и не понятным критериям.

 

Например, в состав ОНК Ростовской области IV созыва подали заявки сорок восемь кандидатов, а советом Общественной палаты Российской Федерации была определена предельная численность комиссии в двадцать один человек. В октябре 2016 г. была образована комиссия численностью 16 человек. Членами ОНК РО было подготовлено обращение к секретарю Общественной палаты РФ о необходимости увеличения состава комиссии в регионе до 30 человек, в ходе планируемого в 2017 году дополнительного набора в ОНК. В результате длившихся около года процедур по довыборам, ОНК РО пополнили 6 человек, образовав комиссию в составе 22 человек, что не соответствует пожеланиям, высказанным на расширенном собрании ОНК РО. Комиссия в таком составе не может эффективно осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания региона, что приведет к росту случаев нарушения закона и прав человека в Ростовской области. На территории Ростовской области Главные управления ФСИН (19 учреждений), МВД (108 учреждений), есть места принудительного содержания Министерства обороны, ФСБ, Министерства образования, большое количество спецконтингента, наличие приграничной территории, удалённость МПС от крупных населенных пунктов.

При этом, ОНК РО направила обращение на имя секретаря ОП РФ, с просьбой утвердить 14 кандидатов прошедших обучение основам общественного контроля, посещающих вместе с членами ОНК места принудительного содержания РО, имеющих опыт правозащитной деятельности, документы которых полностью соответствовали всем законным требованиям.

 

Организация деятельности ОНК:

 

  1. Как видит нашу деятельность общество и власть в публичном пространстве:

согласно аналитической информации, сделанной журналистами на основании данных из открытых источников (http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7049).

Только у 20% комиссии есть свой сайт (или постоянный раздел, связанный с ОНК на сайтах некоммерческих организаций), на котором размещается информация о деятельности ОНК субъекта. У многих комиссий нет даже юридического адреса и контактов! Подумайте, как к ним будут обращаться заключенные и их родственники?

Только около 30% комиссий размещают информацию о своей работе в открытом доступе. Это значит, что деятельность большинства региональных ОНК (70%) не прозрачна и закрыта, невозможно оценить ее эффективность. В 80% случаев, согласно аналитической информации, представители комиссий вообще не пишут заключения по результатам посещения мест принудительного содержания, не формируют годовые отчеты, не контактируют с руководством правоохранительных органов, а в ряде регионов, и вовсе не работают в рамках ФЗ-76, вследствие чего, не только общество и представители власти не понимают важность и значимость деятельности общественных наблюдательных комиссий, но и фактически не выполняются основные цели и задачи ОНК!

 

Данная аналитическая информация, основанная на материалах из открытых источников, объективно показывает уровень эффективности, публичности и открытости в работе региональных комиссий. И именно так нас оценивает общество и власть. К большому сожалению, на слуху в основном скандалы и громкие разоблачения, хотя ОНК, в соответствие с законом, не являются структурой по борьбе с преступностью и коррупцией. Наша цель и задача как раз содействовать государственной политике в области обеспечения прав человека в МПС, и для решения всех проблемных вопросов мы должны конструктивно взаимодействовать с правоохранительными органами, ведь именно они обязаны и будут исправлять все выявленные нами в ходе посещений МПС замечания и нарушения. Наша задача, в кратчайшие сроки после визита в учреждение составить грамотное и объективное заключение, направить его в территориальный орган, и напомнить, при необходимости, руководству ведомства о своевременном ответе с указанием принятых по нему мер. А вот если все это не работает, тогда ОНК может озвучить свои замечания и выводы в СМИ. Но уверен, что в этом, при грамотно налаженной работе и конструктивном взаимодействии с руководством правоохранительных органов, не будет необходимости.

Деятельность ОНК должна быть полностью публична и подотчетна обществу, ведь мы его представители в выполнении этой очень важной работы, поэтому необходимо своевременно размещать полную информацию о нашей деятельности в публичном доступе, конечно очень взвешенно, грамотно, объективно, без персональных данных и некорректных высказываний, хорошо понимая, что наш главный принцип должен быть «не навреди». Например, члены ОНК РО иногда пишут два заключения, одно публичное, а в случае необходимости второе, с полной информацией для руководства региональных органов и проводят по этим вопросам рабочие встречи с органами власти.

Все это очень не просто и затратно, но мы же осознано шли в ОНК и должны хорошо понимать ответственность за доверенное нам, очень важное для государства дело!

Работа ОНК требует больших организационных и материальных затрат: аренда офиса, оплата секретаря, связь, канцтовары, коммунальные расходы, транспорт и т.д. - ведь многие МПС находятся в сотнях километров от областного центра. Без государственной поддержки, членам комиссии все это приходиться делать за свой счёт и фактически бесплатно выполнять государственный заказ. Разве это правильно? ОНК единственные общественные объединения, действующие на основании федерального закона и занимающиеся очень важным делом - содействием государственной политике в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

 

  1. Финансирование и материально-бытовое обеспечение деятельности ОНК:

Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами, организациями, а члены ОНК в соответствие с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждения за свою деятельность. Источником финансирования деятельности ОНК могут являться федеральные и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувшие членов комиссий), добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий. Пока все это в основном финансируется из личных средств членов комиссий.

 

Только системное и целевое выделение средств на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.

Тем более, что все эти очень важные задачи поставлены нам федеральным законом члены комиссий уверены, что государству необходимо позаботиться о создании нормальных условий для эффективной работы ОНК!

 

К большому сожалению, после создания единого грантоператора «Фонд Президентских грантов», государственная поддержка региональных ОНК сократилась в несколько раз (аналитика по грантам http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/news/one/7048).

В настоящее время деятельность ОНК РО, как и большинства региональных комиссий, финансируется за счёт личных средств ее членов (например, отчёт о деятельности ОНК РО за 2017 год http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/5903).

Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведёт к прекращению их эффективной работы, и выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК.

 

  1. Для финансовой поддержки деятельности ОНК и обучению членов комиссий целесообразно:

- выделить в рамках единого грантоператора «Фонд президентских грантов» отдельное направление, отвечающее только за заявки, направленные на обеспечение деятельности региональных ОНК;

- рассмотреть возможность включения в конкурсную комиссию – «Фонда президентских грантов» представителей УПЧ РФ, СПЧ РФ, ОП РФ и правозащитных НКО (выдвинувших наиболее эффективных членов ОНК) для объективной оценки проектов, направленных на деятельность ОНК при осуществлении общественного контроля в МПС;

- рассмотреть возможность предоставления правозащитным НКО, подающим заявки на получение грантов, направленных на поддержку деятельности ОНК, рекомендательных писем от ОП РФ, СПЧ РФ, УПЧ РФ;

- при рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки);

- оказывать содействие ОНК в получении помещения для работы из государственного или муниципального фонда на безвозмездной или льготной основе;

- выделять бюджетные средства на освещение деятельности ОНК в СМИ.

 

  1. Информирование, взаимодействие, поощрение, мониторинг деятельности ОНК:

- размещать на сайте ОП РФ всю информацию о деятельности региональных ОНК (списки, контакты, заключения и ответы на них);

- оказывать содействие региональным ОНК в решении проблемных вопросов, возникающих с правоохранительными органами, при осуществлении общественного контроля в МПС;

- поощрять эффективно работающих членов ОНК на основе понятных и объективных критериев оценки их деятельности;

- создать группу в социальных сетях и мессенджерах для оперативного обмена информацией и возможными вариантами решения проблемных вопросов для членов региональных комиссий;

- в рамках деятельности СОНК РФ и Совместного проекта Совета Европы и Уполномоченного по правам человека в РФ «Российские ОНК: новое поколение» предусмотреть систематическое участие представителей Общественной палаты РФ, экспертов, из числа опытных членов комиссий, в планировании и организации мероприятий по обучение новых членов ОНК в регионах РФ;

- рассмотреть вопрос о создании экспертного совета региональных ОНК, в который могли бы войти опытные члены комиссий регионов. Формирование экспертного совета ОНК целесообразно возложить лично на Уполномоченного по правам человека в РФ, секретаря Общественной палаты РФ и председателя Совета;

- ОП РФ проводить регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной работы комиссий.

 

Основные проблемы, выявленные при осуществлении общественного контроля в МПС:

 

- в 80% случаев это всё-таки человеческий фактор - профессиональная и психологическая подготовка сотрудников;

- медицинская помощь в МПС;

- материально бытовые условия;

- случаи необоснованных отказов в освобождении по болезни на основании Постановлений Правительства Российской Федерации № 3 и № 54;

- случаи необоснованных отказов судами в удовлетворении ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО) и замене наказания более мягким и др.

Более подробное описание проблем в отчете ОНК РО http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/5903.

 

Взаимодействие ОНК с органами исполнительной власти:

 

По мнению большинства ОНК, взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания.

 

В большинстве регионов Российской Федерации представители органов исполнительной власти (правительства субъектов Российской Федерации) практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Конструктивное взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% осуждённых после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведён процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе. Для примера, члены ОНК Ростовской области неоднократно обращались к руководству правительства области о необходимости более оперативного взаимодействия, но пока ситуация остаётся на прежнем уровне, при этом, ранее в правительстве был сотрудник отвечающий за это направление и оказывающий эффективное содействие комиссии, а сейчас нет даже его.

Более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политике в целом.

 

Предложения:

- определить структурное подразделение в правительстве региона отвечающее за взаимодействие с ОНК, оказывать поддержку при осуществлении членами ОНК общественного контроля в местах принудительного содержания, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на развитие гражданского общества в регионе (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов);

- рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности регионального Уполномоченного по правам человека такого показателя как эффективность его взаимодействия с региональным ОНК;

- рекомендовать членов ОНК в состав Общественной палаты регионов и комиссии по профилактике преступности при главе региона.

 

Взаимодействие ОНК с правоохранительными органами:

 

Как ни странно, в последнее время, в большинстве регионов именно ФСИН, а не МВД является самым открытым для общественного контроля ведомством, практически на каждом сайте региональных управлений ФСИН есть списки и контакты ОНК и даже информация об их деятельности, руководство региональных управлений регулярно встречается с членами ОНК и приглашает на коллегии, более того, взаимодействие с ОНК подробно прописано в ведомственных рекомендациях! Конструктивное взаимодействие ОНК с руководством региональных органов службы исполнения наказаний, позволяет оперативно устранять выявленные сложности и минимизировать случаи нарушения закона, прав и свобод человека, повышает уровень доверия населения к деятельности ФСИН и делает места лишения свободы более открытым и понятными для гражданского общества. Сейчас у членов региональных комиссий практически не возникают сложностей с доступом в учреждения УИС и осуществлением фото\видео фиксации хода посещения. Члены ОНК регулярно встречаются с руководством ФСИН субъектов РФ для обсуждения итогов общественного контроля и выработки совместных вариантов улучшения сложившейся ситуации, осуществляют совместные посещения с сотрудниками прокуратуры по соблюдения законности в учреждениях УИС.

Для примера, в Ростовской области регулярно проводятся рабочие встречи начальника Главка с членами комиссии, генерал М. Даххаев хорошо понимает, что мы его помощники в вопросах соблюдения закона и прав человека в учреждениях УИС РО. Кроме этого, очень много делает для конструктивного взаимодействия с ОНК и эффективного общественного контроля помощник начальника Главка по правам человека А. Кузьменко, благодаря её неравнодушию и профессионализму большинство проблемных вопросов в МПС решаются очень оперативно.

 

К большому сожалению, этого нельзя пока сказать про взаимодействие с МВД, начиная с сайтов, где нет списков комиссий с контактами и информации о деятельности ОНК, не все сотрудники и даже руководители знают ФЗ-76, и как следствие, имеют место случаи не предоставления необходимой для общественного контроля информации и даже отказ в допуске в МПС членов ОНК для осуществления общественного контроля в некоторых регионах РФ. В структуре региональных управлений МВД нет сотрудника или подразделения, отвечающего за взаимодействие с комиссиями.

На сегодняшний день, у большинства ОНК субъектов РФ пока еще отсутствует конструктивное взаимодействие с руководством региональных органов МВД и надзирающих за ними Прокуратур (практически не проводятся совместные посещения МПС) и не сформированы четкие ведомственные рекомендации по взаимодействию с членами комиссии. При этом, нарушений закона, прав и свобод человека в учреждениях МВД происходит не меньше, чем в учреждениях ФСИН, а в некоторых регионах проблемных моментов даже больше (о чем свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ). Кроме того, множество таких МПС находятся на большом расстоянии от областных центров, их крайне редко посещают члены ОНК, представители прокуратуры и правозащитники.

Особое внимание в процессе осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека требуют МПС МВД, которые имеются практически во всех населенных пунктах страны и через них проходят тысячи наших граждан. Часто случаи нарушения закона, прав и свобод человека и даже пытки, начинаются с дежурных частей отделов полиции (куда первостепенно доставляются задержанные), ИВС, специальных приемников и ЦВСИГов (куда помещаются иностранные граждане и лица без гражданства). В регионах еще существует ряд сложностей, связанных с посещением членами ОНК мест принудительного содержания МВД: ограничение доступа членов комиссий, сложности фото\видео фиксации, отсутствие четких ведомственных инструкций по взаимодействию с ОНК, не всегда правомерные ограничения по доступу к служебной документации, практически полное отсутствие взаимодействия с представителями Прокуратуры по надзору за органами внутренних дел и др.

Например, в Ростовской области несмотря на неоднократные обращения со стороны ОНК РО о проведении рабочей встречи-совещания, новый начальник ГУ МВД России по Ростовской области в течение 9 месяцев так и не нашёл возможности встретиться с членами комиссии и обсудить проблемы в осуществлении общественного контроля в МПС МВД региона, не совсем правильное понимание руководством Главка целей и задач ОНК при осуществлении общественного контроля. При этом, бывший начальник главного управления, высоко оценивал эффективность работы комиссии, регулярно встречался с членами ОНК РО и большинство проблем решалось оперативно. К большому сожалению, в Ростовской области сейчас тоже нет сотрудника, отвечающего за оперативное взаимодействие с комиссией, ранее этим направлением занималась начальник отдела информации и общественных связей.

О каком понимании целей и задач ОНК, а также эффективном взаимодействии тут может идти речь?

Хотя при этом финансирование и материальные условия в МПС МВД зачастую лучше, чем в учреждениях ФСИН (для сравнения, стоимость питания в ИВС, СП, ЦВСИГ и ДЧ ОП составляет от 200 до 400 рублей в сутки на человека и даже более).

При этом, у нас в регионе сложились конструктивные, рабочие отношения с сотрудниками подразделений, отвечающими за работу МПС, члены ОНК РО регулярно приглашаются и участвуют в рабочих семинарах совещаниях.

В большинстве регионов у ОНК не возникает особых проблем с Минобороны, Минобрнауки и ФСБ, да и МПС у них не так много.

 

Для эффективной работы ОНК и конструктивного взаимодействия с правоохранительными органами (ФСИН России, МВД России, Минобрнауки России, Минобороны России, ФСБ России, Генпрокуратуре России, Следственному комитету) следует рассмотреть возможность:

- включение в критерии оценки деятельности региональных органов такого показателя, как эффективность их взаимодействия с региональными ОНК, и оказания им поддержки при осуществлении общественного контроля в МПС;

- руководству МВД России рассмотреть вопросы совершенствования взаимодействия с ОНК: размещения на сайтах необходимой информации об ОНК, определения структурного подразделения/сотрудника, отвечающего за взаимодействие с членами комиссий, проведения занятий с сотрудниками по изучению ФЗ-76, приглашения членов ОНК на коллегии и проведения рабочих встреч с руководством региональных управлений;

- в субъектах РФ руководству прокуратуры проводить рабочие встречи с членами комиссий по проблемным вопросам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС, особое внимание уделить взаимодействию с ОНК по вопросам соблюдения прав человека в учреждениях МВД;

- Верховному Суду и Генпрокуратуре России обратить внимание на случаи не основанных на нормах закона отказов судов в освобождении по болезни на основании Постановлений Правительства Российской Федерации № 3 и № 54, отказов судами в удовлетворении ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО) и замене наказания более мягким.

 

 

Изменение в законодательстве:

 

По инициативе ОП РФ, УПЧ и СПЧ РФ рекомендовать Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

 

- рассмотреть вопрос исключения из Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" положения, ограничивающего выдвижение в члены комиссии одного кандидата более 3 раз подряд по три года и ограничения для НКО, выдвигающих кандидатов в ОНК;

- установить возможность продления срока полномочий членов ОНК - 5 раз по 5 лет или вообще без ограничения сроков;

- предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями;

- предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от местных НКО.

 

Грамотных, независимых, правильно понимающих, в соответствии с ФЗ-76, свои цели и задачи членов ОНК у нас в стране не так уж и много, а на подготовку и обучение грамотного члена комиссии уходит не один год! Не очень разумно отказываться от эффективно работающих, опытных коллег, а ротация составов, с приходом «свежих сил», и так периодически будет происходить при объективном, открытом, с учетом правозащитного опыта и рекомендаций ОНК регионов, процессе формирования комиссий советом ОП РФ.

 

Вот, по моему мнению, основные проблемы ОНК и возможные пути их решения.

 

В ходе последующих дискуссий по теме конференции ее участники заострили внимание организаторов и представителей правоохранительных органов на наиболее актуальных проблемах, с которыми члены ОНК сталкиваются в процессе выполнения возложенных на них общественных полномочий, и внесли ряд предложений по их разрешению. Делегаты от региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК» Краснодарского, Красноярского и Приморского краев, Воронежской и Челябинской областей поделились опытом содействия членам ОНК своих регионов.

Участники конференции пришли к единому мнению, что состоявшийся диалог между членами ОНК и представителями правоохранительных органов, Общественной палатой Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека нужно расширять, а учебу членов ОНК, обмен опытом их общественной деятельности — постоянно совершенствовать. Не отказываясь от традиционных форм обучения, следует использовать инновационные методы передачи информации — вебинары, телемосты и видеоконференции.

В общей сложности в ходе форума слово взяли 26 человек. По итогам конференции принят проект резолюции, которая в течение десяти дней будет доработана дистанционно.