«ОНК — это не какая-то абстрактная конструкция. ОНК — это люди, тысячи...

«ОНК — это не какая-то абстрактная конструкция. ОНК — это люди, тысячи неравнодушных людей» — Валерий Фадеев

1050

Общественная палата России выпустила доклад, посвященный вопросам деятельности общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

«Общественные наблюдательные комиссии — уникальный инструмент общественного контроля и важнейшее приобретение гражданского общества не только в российском, но и в международном масштабе. Однако защита прав человека в местах принудительного содержания — сложная и чувствительная сфера, и, безусловно, институт ОНК нам еще предстоит развивать и совершенствовать», — сказал Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев.
История существования ОНК началась более 10 лет назад, с июня 2008 года, когда Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который определяет порядок осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания.
За это время в большинстве регионов Российской Федерации сменились уже три состава общественных наблюдательных комиссий. За 10 лет работы ОНК (с 2008 по 2018 год) образовано 322 состава ОНК, рассмотрены документы на 5763 кандидатуры, из них 3629 человек назначены членами ОНК. В 22 субъектах РФ была проведена процедура дополнения составов ОНК новыми членами.
«ОНК — это не какая-то абстрактная, существующая на бумаге конструкция. ОНК — это люди, тысячи неравнодушных людей, которые на общественных началах, в свободное от основной работы время ездят зачастую за сотни километров совсем не на курорты, а в учреждения, где психологически тяжело находиться даже с краткосрочным визитом. И цель их поездки — удостовериться, что лица, преступившие закон, содержатся в человеческих, гарантированных им конституцией условиях», — подчеркнул Валерий Фадеев.
Особенностью деятельности ОНК в Российской Федерации является то, что, в отличие от других мировых аналогов, например в Великобритании или во Франции, где списки «визитеров» и «посетителей тюрем» назначаются органами исполнительной власти, члены ОНК в Российской Федерации формируются и утверждаются институтом гражданского общества — советом Общественной палаты Российской Федерации.
Тем не менее Валерий Фадеев отметил, что в законодательстве не в полной мере отражена обязанность ОНК отчитываться перед Общественной палатой за проводимую работу: «Да, есть норма о том, что ОНК должны присылать нам некие материалы по итогам осуществления общественного контроля, однако не указаны ни сроки, ни периодичность предоставления данных материалов, ни их содержание».
«Считаю это логической нестыковкой, и мы будем добиваться, чтобы данная норма в дополненном виде стала обязанностью ОНК. Общественная палата должна получать такие отчеты для проведения анализа эффективности работы каждой отдельной комиссии и принятия соответствующих решений при наборе в последующие ротации», — добавил он.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих рассказала, что результаты десятилетней деятельности общественных наблюдательных комиссий красноречиво свидетельствуют о востребованности общественного контроля за обеспечением прав граждан, находящихся во временной изоляции от общества, среди населения страны.
«К членам ОНК обращаются не только подозреваемые, обвиняемые и осужденные или их родственники, но и общественные защитники и даже адвокаты, желающие получить более полную информацию о соблюдении условий содержания своих подзащитных», — сообщила он.
По словам Анатолия Рудого, первого заместителя директора ФСИН России, некоторые инициативы, считавшиеся новаторскими на заре становления общественного контроля, сейчас стали основой, на которой строятся взаимоотношения территориальных органов ФСИН России и членов общественных наблюдательных комиссий.
«Сюда можно отнести и ежеквартальные встречи членов комиссии с руководством территориальных органов ФСИН России, и выездные мероприятия в отдаленных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС), и участие членов общественных наблюдательных комиссий в заседаниях комиссий учреждений УИС, связанных с реализацией прав и законных интересов осужденных», — рассказал Рудый.
В докладе не только представлены достижения общественных наблюдательных комиссий, аналитическая информация и статистика, но и подробно рассказано о текущих сложностях в работе этой системы.
Так, существует большой разрыв в соотношении количества членов ОНК и количества мест принудительного содержания в некоторых регионах. В Якутии на одного члена ОНК приходится 24 места принудительного содержания, в Забайкальском крае – 17, в Ставропольском крае – 14.
Отчасти это объясняется тем, что в некоторых регионах не хватает кандидатов, желающих стать членами ОНК, а местные общественные объединения недостаточно активны в их поиске и выдвижении. По этой причине в каждой из ОНК Республики Саха (Якутия), Амурской и Магаданской областей состоят всего по четыре человека, говорится в докладе. При этом в Ненецком и Чукотском автономных округах ОНК ни разу не были образованы с момента вступления в силу Федерального закона №76-ФЗ и до настоящего времени.
Валерий Фадеев призвал открыто и конструктивно обсуждать проблемы ОНК.
«Еще раз подчеркну, что общественные наблюдательные комиссии — уникальный инструмент гражданского общества. Все, что с ними связано, должно работать открыто, честно и эффективно. Призываю и общественников, и средства массовой информации избегать конспирологических инсинуаций и неоправданных скандалов, открыто и конструктивно говорить о проблемах и лучших практиках общественных наблюдательных комиссий. Именно это мы попытались сделать в рамках доклада», — сказал он.