Ежегодные встречи СПЧ с Президентом – редкая возможность членов Совета постараться донести до Президента то, что волнует гражданское общество. А для Президента – это нечастая возможность услышать то, что слушать, как правило, безрадостно, но необходимо.
Для самого СПЧ – это возможность подвести определенный итог деятельности за год.
За 6 лет таких встреч я увидел, что встречи эти очень важны, но не всегда оправдывают возлагающиеся на них надежды. Иначе говоря, их эффективность могла бы быть выше.
Не буду писать, о чем я сам завтра планирую сказать Президенту страны.
Но возьму на себя смелость высказать 4 предложения о том, что необходимо было бы сделать, чтобы встречи СПЧ и Президента стали событием не только для них, но и для страны.
-
- Во-первых, возможность выступить на таких встречах должны иметь все члены Совета. Обычно это человек 30- 35. Если по 5 минут на человека, то речь идет о трех часах. Плюс к этому пол часа на реагирование Президента на высказанные предложения.
-
- Во-вторых, важно, чтобы Президент давал поручение по каждому из высказанных предложений, а к исполнению поручений Президента привлекался Совет. Ведь нередки бывают случаи, когда Президент высказанное предложение поддержал, но в перечень поручений оно не попало. Так, например, было с восстановлением в уголовном процессе института общественного защитника, или внесением в Реестр коренных малочисленных народов России народа айну.
-
- В-третьих важно, чтобы Президент поручил должностным лицам страны находить время для встречи с Советом на его заседаниях, как для этого находит время сам Президент. О ком идет речь?
По меньшей мере о Главе Правительства, председателе Верховного Суда РФ, Генеральном Прокуроре РФ, председателе Следственного Комитета РФ. Они люди занятые и времени на Совет у них не остается. Это остро чувствуется, когда анализируешь качество работы вверенных им государственных органов.
-
- В- четвертых, важно решить старую, но важную и не решенную проблему: наделить СПЧ полномочиями субъекта общественного контроля. Ситуация с правами человека у нас такова, что слишком много контроля за правами человека у нас быть не может.
Как, впрочем, по моему мнению, и в любой другой стране.