Выступление Уполномоченного на международной конференции по защите прав человека на евразийском пространстве

Выступление Уполномоченного на международной конференции по защите прав человека на евразийском пространстве

797

17 декабря Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, выступая на III Международной конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов», рассказала об актуальных проблемах защиты прав и свобод человека на евразийском пространстве. В частности, федеральный омбудсмен уделила особое внимание защите прав мигрантов, проблемам экологической безопасности, а также защите прав человека в условиях цифровизации.

Выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на тему: «Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека на евразийском пространстве»

Приветствую всех участников III-й Международной конференции омбудсменов Евразии.

Мы разные по своей национальной принадлежности, мировоззренческим взглядам.

Но есть много факторов, объединяющих нас. И прежде всего – наше общее евразийское правовое пространство. Права человека, забота о них цементируют наше взаимодействие, придают человеческую ценность нашим коммуникациям.

При всем многообразии существующих в регионе концепций прав человека – европейской, китайской, традиционалистской, христианской, исламской, буддистской и ряда других – государства Евразии признают универсальные ценности Всеобщей декларации прав человека, нормы международных пактов ООН по правам человека, положения которых закреплены в их национальных конституциях.

На фоне «пробуксовки» глобализации, активной региональной интеграции, формирования новых центров силы, особенно активно на обширном пространстве Евразии, представляется перспективным постепенное региональное сближение и в правозащитной сфере. Его предназначение – не замещать, а дополнять многостороннюю систему правового взаимодействия на основе Устава ООН, принципов международного права.

Для нас крайне важно единство и многообразие международных и национальных правозащитных механизмов и инструментов, их согласованность и взаимодополняемость.

Контроль в рамках международных уставных и договорных органов ООН, европейских региональных структур, например, Европейского Суда, Комиссара Совета Европы по правам человека, внутригосударственных правозащитных институтов, во многом усиливают правовую предсказуемость и предотвращают злоупотребления правоприменением.

Российский омбудсмен тесно сотрудничает с международными и региональными объединениями коллег, принимает участие в ежегодных заседаниях ГАНРИ, ее европейской сети. Взаимодействие, например, с Европейским институтом омбудсмена принесло свои плоды в возвращении на родину экипажа рыбаков российского судна «Норд».

В рамках российского национального института омбудсменов помимо федерального Уполномоченного по правам человека действуют уполномоченные во всех 85 субъектах страны, осуществляется деятельность профильных уполномоченных – по правам ребенка и по правам предпринимателей. Идем в направлении гармонизации «правозащитных карт», настройки механизма обмена информацией.

Мы видим резервы роста эффективности правовой защиты граждан также в рамках евразийского интеграционного сопряжения. На продвижение и укрепление правозащитных региональных механизмов нацелена работа созданного в декабре 2017 года Евразийского Альянса Омбудсменов. Статистика обращений, их увеличение свидетельствуют о его востребованности для стран-участниц Альянса. Так, за 11 месяцев текущего года из стран-участниц ЕАО в мой адрес поступило 125 обращений, что почти в три раза больше, чем в 2018 году (45).

Изначально мы придаем большое значение работе с диаспорами. В августе этого года впервые в рамках Евразийского альянса омбудсменов прошли двусторонние (российско-армянские) правозащитные консультации.

Прямой совместный контакт Защитника прав человека Республики Армения Армана Татояна и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с гражданами Армении и России позволил, минуя бюрократические процедуры, быстро отреагировать на обращения людей, попавших в сложные жизненные ситуации. Практику подобного оперативного взаимодействия намерены продолжить в наступающем году.

Будем расширять географию двусторонних форматов все с большим числом стран Альянса, активно продвигать совместные посещения и приемы граждан в целях быстрой и эффективной защиты их прав.

Видим ЕАО как гибкую универсальную площадку реальной «интеграции снизу» для поддержания активного диалога и многопланового партнерства, востребованный механизм, позволяющий сближать позиции и вырабатывать консолидированные подходы омбудсменов на ключевые проблемы, стоящие перед регионом.

Представляется, что выстраивание общей согласованной евразийской правозащитной повестки могло бы быть сосредоточено в настоящий момент на следующих направлениях.

Во-первых, это проблема миграции, оказывающая существенное влияние на процессы регионального развития. По данным ООН, сегодня около 272 млн человек живут и трудятся в чужой стране. За последние девять лет количество международных мигрантов увеличилось на 51 млн человек.

Российская Федерация находится на четвертом месте в списке государств, наиболее привлекательных для мигрантов. По данным МВД России, только за девять месяцев 2019 года на территорию страны въехало более 14 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

В 2019 году к Уполномоченному поступило более 800 обращений по тематике внешней миграции и гражданства. Их бо́льшую долю составляют просьбы о содействии в приобретении гражданства Российской Федерации, вопросы участия в государственной программе содействия переселению соотечественников, а также прав, предоставляемых трудящимся-мигрантам.

Хочу в этой связи заметить, что права трудящихся-мигрантов в основном являются фундаментальными гражданскими и политическими правами. Но данной категории лиц могут предоставляться и некоторые иные экономические, социальные и культурные преференции, например, право на срочную медицинскую помощь, образование для их детей.

Конвенция ООН 1990 года оговаривает также право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей и государства, заявлять о неправомочной конфискации паспортов, документов удостоверяющих личность, как об уголовном преступлении. Однако с сожалением нужно признать, что пока данная норма не нашла прямого закрепления в ряде национальных законодательств, включая российское.

Перед нами, как и перед другими странами, стоит задача приведения в соответствие ряда положений федерального законодательства международным правовым нормам по защите прав трудящихся-мигрантов в социальной, экономической и культурной сферах.

Особую актуальность сохраняет проблема нелегальной миграции. Назрела потребность в создании единой широкой информационной базы в границах евразийских государств, в которой, в том числе, содержались бы сведения об ограничениях на въезд нелегальных мигрантов.

Необходимо совершенствование миграционной политики государств региона, информационного и правового просвещения трудовых мигрантов и переселенцев не только со стороны и на территории государства-реципиента, но и на территории страны выезда.

Еще одной общей проблемой для наших стран видится растущее негативное влияние экологического фактора на качество жизни людей. В ракурсе прав человека экология – предмет особого внимания «Целей устойчивого развития» до 2030 года, государственных и неправительственных организаций, институтов по правам человека. В России, например, реализуется Государственная программа «Охрана окружающей среды».

Для нашей страны болевыми точками являются экологическое неблагополучие на густонаселенных территориях, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, где проживает 17 % городского населения России, качество питьевой воды, нерешенные вопросы строительства современных очистных сооружений. Соблюдению экологических прав граждан было посвящено специальное заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека в 2017 году. Данная тематика сохраняет свою значимость и сегодня. Только в текущем году ко мне обратилось около 300 заявителей по вопросам экологии.

Нам, омбудсменам, следует активно привлекать внимание государств к необходимости соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, активно заниматься правовым просвещением населения в области экологии.

Считаю необходимым создание эффективной межстрановой автоматизированной системы мониторинга природной среды и учета показателей экологической ситуации, которая помогла бы бороться с нарушениями в данной сфере. Полагаю также важным внедрение новых технологий в сфере утилизации и переработки отходов.

Еще одним объединяющим пунктом евразийского взаимодействия омбудсменов могла бы стать реализация «цифровой повестки». Новая парадигма современного развития – цифровизация – меняет привычные уклады, предопределяет необходимость разработки новых правил, механизмов и инструментов защиты граждан. Рядом международных правовых актов уже признается важность так называемых «цифровых прав».

 

Полагаю необходимым формирование единого цифрового контура правозащитной деятельности. Основа его построения в нашей стране заложена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Уже сегодня 82% населения России пользуется интернетом, в том числе для получения услуг в сфере образования, медицины, государственных услуг.

 

Нам сообща следует обеспечить защиту трудовых, интеллектуальных, авторских прав человека в условиях цифровизации и на евразийском пространстве. Необходимы прозрачность, подотчетность, проверка разрабатываемых технологий «цифры», искусственного интеллекта, в том числе в целях их правомерного использования, соблюдения прав граждан, например, на получение информации о логике принятия искусственным интеллектом решений в отношении них.

 

Для активизации наших контактов, оперативного обмена мнениями и опытом в этой и иных сферах мы могли бы активнее использовать информационные технологии, интернет и социальные сети, современные возможности организации видеосвязи, конференций в режиме онлайн.

В своей деятельности мы широко используем их при работе с регионами Сибири и Дальнего Востока. Все чаще граждане используют возможности электронного обращения. Так, за последние два года число писем в электронном виде в мой адрес увеличилось на 20 процентов.

В заключение считаю важным привлечь внимание участников Конференции к теме защиты прав ветеранов Второй мировой войны. В предстоящий ее юбилейный ­– 75-й – год мы с особым уважением чтим их вклад в разгром «коричневой чумы».

Недопустимы все чаще предпринимаемые ныне попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, фальсификации истории, оправдания нацизма и неонацизма, вновь осужденные в ноябрьской резолюции Третьего Комитета Генассамблеи ООН 121 государством-членом Организации. Призываю коллег­­-омбудсменов инициировать в рамках своих полномочий принятие на национальном уровне конкретных мер, в том числе в законодательной области и в сфере образования, по защите прав ветеранов. Нужны наши коллективные усилия по предотвращению войн и конфликтов в нашем общем евразийском доме.

Благодарю за внимание!