А.Бабушкин: История правозащитного движения с Александром Ильичем Музыкантским

А.Бабушкин: История правозащитного движения с Александром Ильичем Музыкантским

595

Москва, 20 июня 2020 года, в режиме ВКС

В Москве введение поста Уполномоченного по правам человека было данью моде. Власти смотрели на введение этого поста, как на аттракцион.
За 4 года Музыкантский успел разругаться со всеми городскими чиновниками.
За прошедшие годы значение роли Уполномоченных в регионах снижается.
Музыкантский отметил, что он с восхищением относится к людям, которые, несмотря на снижающиеся возможности правозащитной деятельности, продолжат защищать права человека.
В нынешнем виде институт УПЧ – фиговый листочек, иногда его полномочия мало чем отличаются от обращений обычного гражданина.

В конце 1980- х годов миллионы людей пришли к выводу о том, что они могут влиять на происходящее в стране.
Избирательная компания 1989 года была самой демократической в нашей стране.
Московское объединение избирателей имело свое отделение в каждом из 33 районов Москвы. Митинги собирали  сотни тысяч человек.
МОИ прекратило свое существование после августа 1991 года. Сложилось впечатление, что все цели достигнуты, КПСС от власти отстранена. После этого движение распалось. Роспуск Московского объединения избирателей стал большой ошибкой.

Музыкантский был руководителем  избирательной  компании Ельцина в марте 1989 года. Компания проходила без денег и спонсоров.
В качестве свои доверенных лицу Ельцин выбрал совершенно неизвестных людей.
С Ельциным в тот период он встречался через день.
После победы на выборах к Ельцину снова стали обращаться люди из его бывшего окружения, которые оттеснили представители демократической общественности.

Отвечая на вопрос о том, что бы он изменил, если бы сейчас все удалось начать сначала, то он бы исходил из того, что мало отменить ст. 6 Конституцию, а из менталитета народа, о которого нет уважения к праву, понятия о частной собственности, местном самоуправлении.  Главный упор он бы сделал на изменение ментальности народа.
В 1991 году победили те, кто считал, что, изменив экономику, можно изменить всю страну. Музыкантский назвал их экономическим детерминизмом. Между тем, успешными могут быть только те реформы, которые не выходят за рамки наличного менталитета. Эту фразу надо повесить в кабинете каждого реформатора.
В России нет культуры компромисса. Сложилось убеждение, что, если человек идет на компромисс, то он слабак.
Это приводит к культурному расколу в обществе, так как сторонники разных позиций друг с другом не общаются.

Валентин Гефтер спросил Музыкантского, помогал или мешал ему его опыт работы в органах исполнительной власти в его работе на посту Уполномоченного. Музыкантский ответил, что его опыт в аппарате правительства Москвы стал плюсом, так как он знал, как функционирует московская власть, кто за что отвечает. Однако важным минусом поста Уполномоченного является отсутствие у него полномочий. Авторитет Уполномоченного недостаточен для того, чтобы противостоять действиям Аппарата.

На вопрос Игоря Жилина о том, каким требованиям должен соответствовать мэр Москвы, Музыкантский ответил, что важнейшим требованиям к руководителю Москвы является коммуникации между властями и жителями.
Если бы 10-15 лет не ввели должность УПЧ, то сегодня бы этого сделать не  удалось.
Музыкантский рассказал о деле Айгуль Махмутовой, которое продолжается 14 лет. Только Президент Путин написал 6 резолюций по делу Махмутовой, однако система оказывается сильнее президента.
Делясь впечатлениями о Лужкове, Музыкантский отметил, что у большинства руководителей после совещания не понятно, зачем собирались и что обсуждали. Лужков один из немногих людей, который проводил совещания, которые давали реальный результат.  Протоколы совещаний под его председательством носили силу закона.

Отвечая на вопрос о конфликте вокруг домов на ул. Народной, Музыкантский  сказал, что в начале 1990-х годов было принято решение проводить реконструкцию домов в центре Москвы по кварталам.  За этим решением стояло нежелание Мостройкомитета заниматься отдельными домами.  Только когда Мостройкомитет перестал быть единственный застройщиком, а Москомархитектура перестала быть единственным проектировщиком,  то ситуация смягчилась. Была введена система контрактов на реконструкцию домов, право подписи которых имели Музыкантский, Ресин и Матросов. Музыкантский подписал 1700 контрактов, Матросов – 15, Ресин – только 1. Благодаря этим контрактам в ЦАО было реконструировано более 3000 домов.

Но московские чиновники, несмотря на хорошие личные отношения, своим Музыкантского не считали. Между ними всегда существовала некоторая отчужденность, что привело к отставке Музыкантского с поста Префекта ЦАО в 2000-х годов.

После расстрела Белого Дома в 1993 года история страны пошла по другому пути, произошло усиление исполнительной власти, падение значения общественных институтов.

WhatsApp Image 2020-06-20 at 23.25.04 (2)
Источник:https://an-babushkin.livejournal.com/1149575.html