Проблемы прокурорского надзора за полицией

Проблемы прокурорского надзора за полицией

651

Москва, Комитет за гражданские права,
18 июля 2020 года, в режиме ВКС

Рекомендации круглого стола
«Прокурорский надзор за деятельностью полиции и права человека».

Органы прокуратуры наряду с институтом Уполномоченных по правам человека по правам человека выступают важнейшим государственным институтом защиты прав человека.

Профессионализм, неравнодушие, человечность, честность, порядочность работников прокуратуры влияет на жизнь, права, судьбы многих миллионов людей, эффективность государственной власти, устойчивость государства.
Поэтому общество ожидает от прокуратуры эффективности надзора и реагирования, их применения во всех сферах, на которые распространяется прокурорский надзор, своевременности мер, полноты использования прокурорских полномочий.

Однако все участники круглого стола отметили закрытость органов прокуратуры, обратили внимание на то, что прокуратура идет на поводу поднадзорных органов, попустительствует нарушениям, использует свои полномочия для нарушения прав человека, ведут себя так, как будто не знакомы с положениями ст. 18 Конституции РФ.

Так, органы прокуратуры являются единственным государственным институтом, представители которого никогда не приходят на мероприятия общественны объединений.

За 2020 год не известно ни об одном случае защиты сотрудниками прокуратуры в г. Москве  прав человека при их нарушении сотрудниками полиции.
По итогам обсуждения рекомендуется:

 

    1. Обратить внимание Генерального прокурора РФ  на то, что:

 

-  за 2010-20 г.г. органы прокуратуры стал самым закрытым государственным органом в стране;
- повсеместно нарушается требования п. 19 требования приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о том, что «прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население»;
- нарушается требование п. 20 о том, чтобы при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
- нарушается требование п. 21 о том, что деятельность прокуроров по надзору  соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

2. Генеральному прокурору РФ:
- поручить нижестоящим прокурорам регулярно посещать дежурные части органов внутренних дел при нахождении в них граждан.

 

    1. Обратить внимание прокурора г. Москвы на:

 

- самоустранение органов прокуратуры от надзора за обоснованностью и соразмерностью применения физической силы сотрудниками;
- самоустранение органов прокуратуры от надзора за задержания и доставления граждан при проведении ими мирных публичных мероприятий.
3. Сотрудникам прокуратуры при поступлении информации о том, что готовится или произошло массовое задержание граждан, выезжать на место для осуществления надзора на месте задержания

5. Законодателю дополнить Федеральный Закон «О прокуратуре» статьей о надзоре за деятельностью полиции, содержащей особенности такого надзора.

6. Разработать алгоритм взаимодействия органов МВД и прокуратуры при многократном вынесении органами внутренних дел постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, отмененных органами прокуратуры.

7. Институтам гражданского общества:
- провести общественный мониторинг работы общественных советов при органах прокуратуры;
- продолжить мониторинг работы органов телефонов органов прокуратуры;
- обратить внимание на то, что в органы прокуратуры необходимо направлять не только заявления, но и документы, обосновывающие позицию заявителя (объяснения свидетелей, копии документов, справки о телесных повреждениях и т.д.)

Источник:https://an-babushkin.livejournal.com/