Доклад Мониторинговой миссии ООН в Украине в цифрах: 6 лет, 1 300...

Доклад Мониторинговой миссии ООН в Украине в цифрах: 6 лет, 1 300 интервью, 1 280 судебных заседаний и 3 300 судебных решений

691
https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/styles/3x2-front-thumbnail/public/un_news_ru.jpg?itok=21N_tI9S

Документ основан на работе Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине. Наргис Шекинская поговорила с сотрудником Миссии Сергеем Курносенко. В докладе содержатся конкретные примеры давления на адвокатов и судей, принуждения обвиняемых к признанию своей вины, бездействие в ответ на жалобы заключенных о жестоком обращении и пытках. Его авторы предлагают меры, которые позволили бы предотвратить дальнейшие нарушения «права на справедливое судебное разбирательство в более широком контексте, а не только в уголовных делах, связанных с конфликтами».

СК: Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине была учреждена в марте 2014 года, чтобы осуществлять мониторинг ситуации с правами человека в Украине с особым вниманием на Автономную Республику Крым и город Севастополь, временно оккупированные Российской Федерацией. У нас 7 офисов: в Киеве, Харькове, Одессе, Мариуполе, Краматорске и на территории, которая не контролируется правительством Украины – в Донецке и Луганске. Именно через свои офисы мы занимались документированием ситуации с правами человека в контексте уголовных дел, связанных с конфликтом.

Доклад основан на более чем 1 300 детальных интервью с жертвами и свидетелями нарушений прав человека, результатах мониторинга 1 280 судебных заседаний и изучения свыше 3 300 судебных решений и других соответствующих материалов.
НШ: Какие конкретно нарушения были зафиксированы и отличались ли они по характеру на территориях, контролируемых правительством и самопровозглашенными «республиками», и в Крыму? В чем в основном обвинялись подозреваемые?
СК: Как подчеркивается в докладе, на территории, которая контролируется правительством Украины, распространены нарушения права на свободу и личную неприкосновенность, на правовую помощь, справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом без неоправданных задержек, права на эффективное средство правовой защиты, а также нарушения права не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя.

Преступления против основ национальной безопасности Украины и отдельные преступления против общественной безопасности ранее почти не вменялись.  Их систематичное применение совпало с началом вооружённого конфликта из-за применения законодательства о борьбе с терроризмом. В данном докладе эти преступления в целом называются «преступления, связанные с конфликтом».

Отсутствие законодательного регулирования квалификации преступлений и указаний Верховного Суда относительно правового статуса самопровозглашенных «республик» приводит к тому, что они квалифицируются как преступные организации, непредусмотренные законом вооруженные формирования, либо террористические группы. В этих случаях осужденные преследовались в судебном порядке за сбор информации о перемещении Вооруженных Сил Украины и предоставление ее самопровозглашенным «республикам».

Верховный Суд не обеспечил единообразие судебной практики, вместо этого порекомендовав судам первой инстанции решать в индивидуальном порядке, является ли конкретная вооруженная группа террористической или нет, и соответствующим образом квалифицировать преступление – как участие в них или как связи с ними.
Что касается территории, которая контролируется самопровозглашенными «республиками», в докладе подчеркивается, что ни «законодательство», ни практика его применения не обеспечивают соблюдение основных элементов права на справедливое судебное разбирательство и сопутствующих прав человека людей, «обвиняемых» в «преступлениях», связанных с конфликтом.

Сведения, изложенные в докладе, дают основание полагать, что органы, которые рассматривают «дела», связанные с конфликтом, не являются ни независимыми, ни беспристрастными

Сведения, изложенные в докладе, дают основание полагать, что органы, которые рассматривают «дела», связанные с конфликтом, не являются ни независимыми, ни беспристрастными. «Производства» часто осуществляются в закрытом режиме, без доступа к адвокату, выбранному самим лицом, и сопровождаются содержанием под стражей без связи с внешним миром, применением пыток и жестоким обращением.
«Преступления», связанные с конфликтом, обозначают «привлечение к ответственности» лиц, которые, как считается, имели связи с правительством Украины или проукраинские взгляды. «Обвинения», выдвинутые против таких лиц, включали обвинения в шпионаже, диверсии, государственной измене, терроризме и незаконном обращении с оружием.

В Крыму в задокументированных УВКПЧ делах, связанных с конфликтом, система правосудия, применяемая Российской Федерацией как оккупирующей державой, часто не обеспечивала защиту права на справедливое судебное разбирательство и нарушала гарантии надлежащей правовой процедуры.

В доклад также включены случаи привлечения к уголовной ответственности граждан Украины, которые были арестованы в Крыму, но после были переправлены в Российскую Федерацию на время судебного разбирательства и/или для отбывания наказания.

НШ: Насколько можно доверять данным по Крыму, учитывая, что ООН не имеет туда доступа? 
СК: Несмотря на отсутствие доступа в Крым, выводы УВКПЧ основываются на совокупности материалов, среди которых как интервью с жертвами или свидетелями нарушений прав человека, так и документы – копии судебных решений, жалоб, ответов на жалобы, аудио записи судебных заседаний и др.
Форма дистанционного мониторинга широко распространена в ООН в тех случаях, когда физический доступ в указанную местность невозможен.

Мы в своей работе руководствовались резолюцией 68/262 Генеральной Ассамблеи ООН, которая подтверждает территориальную целостность Украины, а также резолюциями, которые признают Крым территорией Украины, временно оккупированной РФ.
Подобности - в интервью с Сергеем Курносенко

Источник:https://news.un.org/ru/interview/2020/08/1384612