Минюст предлагает расширить перечень организаций, которые могут содействовать исправлению осужденных

Минюст предлагает расширить перечень организаций, которые могут содействовать исправлению осужденных

242
© ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
Законопроект также предусматривает возможность адресовывать предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых общественным объединениям и ОНК
По мнению одного из экспертов, расширение спектра общественного контроля поможет минимизировать нарушения на местах как в случае содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей, так и при отбывании наказания по приговору. Другой поприветствовал поправки, отметив, что их суть сводится к унификации УИК с нормами Закона об общественном контроле.

27 декабря 2023 г. Минюст России опубликовал для общественного обсуждения законопроект о внесении изменений в УИК РФ и ст. 21 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Как указано в пояснительной записке, из ч. 2 ст. 2 УИК предлагается исключить ссылку на общественные объединения в связи с тем, что данной статьей уже предусмотрено участие в исправлении осужденных иных организаций, к которым относятся в том числе общественные объединения (Закон о некоммерческих организациях).

5 декабря 2022 г. были внесены поправки в Закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в таких местах: изменен перечень некоммерческих организаций, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействующих находящимся там лицам. Данный перечень содержится в ч. 1 ст. 1 закона. В частности, в него включены не только общественные объединения, но и ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации. В связи с этим законопроект предлагает внести в ч. 3 ст. 23 УИК корреспондирующие изменения, расширяющие перечень организаций, которые имеют право оказывать содействие, а также участвовать в исправлении осужденных.

Статью 23 «Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания» УИК предлагается переименовать в «Осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Содействие лицам, находящимся в исправительных центрах, исправительных учреждениях». При этом ч. 3 статьи изложить в следующей редакции: «Социально ориентированные некоммерческие организации, а также общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания, право на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии, оказывают содействие в работе исправительных центров, исправительных учреждений, принимают участие в исправлении осужденных в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации».

В ч. 1 ст. 21 Закона о содержании под стражей планируется закрепить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых могут быть адресованы не только в органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения, как установлено действующим положением, но и в общественные наблюдательные комиссии.

Законопроектом также предлагается внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего закона.

В комментарии «АГ» член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева отметила, что законопроект направлен на гуманизацию уголовно-исполнительной системы, обеспечивая дополнительные инструменты контроля соблюдения прав и законных интересов лиц, как содержащихся под стражей, так и отбывающих наказание, расширяет круг некоммерческих организаций, которые будут участвовать в исправлении осужденных при прохождении пробации. «Стоит помнить, что на стадии, когда лицо еще не может быть признано виновным, т.е. до вступления приговора в законную силу, особенно важно обеспечить возможность обратиться за общественным контролем. Расширение спектра общественного контроля поможет минимизировать нарушения на местах в случае как содержания под стражей, так и отбывания наказания», – подчеркнула она.

Эксперт с сожалением заметила, что не всегда содержание под стражей действительно обусловлено необходимостью изоляции лица, обвиняемого в совершении преступления, – по некоторым составам избрание самой строгой меры пресечения может быть не обосновано реальными обстоятельствами и выступать средством давления, поэтому таким лицам особенно важно иметь возможность привлечь внимание общественности. «Лица, свобода которых ограничена в связи с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу или отбытием наказания, должны быть уверены в защищенности своих прав и законных интересов. Так, они могут пожаловаться на ущемление их прав в связи, например, с ненадлежащими условиями содержания, ненадлежащим оказанием медицинской помощи», – добавила Екатерина Авдеева.

Также важно, считает эксперт, чтобы лицо, находящееся под стражей или в местах лишения свободы, действительно переоценивало свое поведение и чтобы мера уголовно-процессуального принуждения или уголовного наказания способствовала исправлению. «Это входит в политику государства, а указанные организации как раз смогут участвовать в исправлении осужденного. Кроме того, 1 января вступил в силу Закон о пробации, в котором в качестве целей пробации определены коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, предупреждение совершения новых преступлений лицами, в отношении которых применяется пробация. Для этого необходимо оказывать таким лицам помощь в восстановлении социальных связей, обеспечении востребованности их профессиональных навыков и трудоустройстве, обеспечении жильем, получении образования и др. Это большой объем работы, поэтому полагаю, что дополнительные общественные организации при эффективном и конструктивном взаимодействии с ФСИН смогут оказать реальное содействие. Ограничивать такие общественные организации по формальным основаниям не стоит, что и решено представленным законопроектом», – заключила она.

Адвокат АП Свердловской области, АК «Консильери» Александр Чарыков поприветствовал поправки, заметив, что их суть сводится к унификации УИК с нормами Закона об общественном контроле. «Расширение правомочий в пенитенциарной системе всегда должно оцениваться положительно. Главное – чтобы такие поправки реально действовали, т.е. имели практический смысл. Теперь общественным контролем и содействием администрации исправительного учреждения сможет заниматься любая некоммерческая организация», – добавил он.

«Будет замечательно, если в будущем реализуется механизм, при котором исправительные центры за счет некоммерческих организаций смогут расширить количество рабочих мест для осужденных. Как показывает практика, этот вид наказания становится популярным не только у судей, но и у осужденных. Отбывание наказания в исправительном центре позволяет обеспечить осужденному неплохой заработок, не столь значительно ограничивая его права, как реальное лишение свободы», – в заключение отметил эксперт.