Опыт «Вагнера» законодательно пересмотрен

Опыт «Вагнера» законодательно пересмотрен

305
https://msk.ros-spravka.ru/upload/iblock/615/gosduma_rf-moskva-photo-2.jpg

В Госдуму 6 марта поступили поправки к Уголовному (УК) и Уголовно-процессуальному кодексам (УПК), которые законодательно обеспечивают участие в спецоперации обвиняемых, подсудимых и заключенных. Право Минобороны заключать контракты с такими лицами было введено еще в прошлом году, депутаты проголосовали за это как раз в последний день пресловутого «мятежа «Вагнера». И опыт этого ЧВК по набору контрактников из спецконтингента теперь пересмотрен уже окончательно. Больше не будет помилования априори, только условное освобождение от сроков или уголовных дел до тех пор, пока военнослужащий не получит награды или не завершит пребывание на фронте.

Под законопроектом о корректировке УК и УПК стоят подписи сенатора Андрея Клишаса и депутатов Госдумы Павла Крашенинникова и Андрея Картаполова. Таким образом, авторами выступают главы юридических комитетов обеих палат и председатель комитета ГД по обороне. Это означает, что внесены не какие-то инициативные идеи, а правовые изменения, четко согласованные со всеми заинтересованными ведомствами.

Показательно, что пояснительная записка, которая обычно раскрывает хотя бы тезисно замысел того или иного проекта, в этот раз ни о чем не говорит. Она наполнена формальными фразами о соответствии поправок положенным для их утверждения процедурам – и не более того. Исключением, пожалуй, выглядят лишь такие слова: дескать, документ «разработан в целях совершенствования правового регулирования освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашения судимости, приостановления уголовных дел и прекращения уголовного преследования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время». Но подробностей такого регулирования не сообщается.

Поэтому больше информации дал сам Клишас в своем Telegram-канале, анонсируя появление законопроекта в Госдуме. Он объяснил, что основаниями для условного освобождения или погашения судимости станут либо награждение госнаградой, полученной в период прохождения военной службы, либо увольнение по состоянию здоровья или по достижении предельного возраста, либо увольнение в связи «с окончанием периода мобилизации, прекращением действия военного положения или истечением военного времени». Поправками в УК и УПК устанавливается порядок именно условного освобождения в связи с прохождением военной службы. От уголовной ответственности – в отношении лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести, за исключением тех, что представляют угрозу общественной безопасности, основам конституционного строя и безопасности государства. Будет и освобождение от отбытия наказания, за исключением тех, которые назначены за ряд преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также террористические, экстремистские и диверсионные преступления.

Также для лиц, поступивших на военную службу во время СВО, предусматривается возможность погашения судимости. Однако это правило не распространяется опять же на судимости за ряд преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и преступлений террористической, экстремисткой и диверсионной направленности. Короче говоря, никакого набора заключенных и прочего уголовного элемента под гарантированные обещания помилования указами президента РФ больше не будет. Опыт ЧВК «Вагнер» переработан в сторону большей заинтересованности спецконтингента активно служить отечеству.

Согласно поправкам, контроль за поведением таких лиц отдается их командованию на уровне воинской части. Если новые преступления будут совершены уже в период прохождения военной службы, то судами будут назначаться наказания по совокупности приговоров. В УПК же прописывается более подробный порядок приостановления уголовных дел и прекращения уголовного преследования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Когда депутаты Госдумы в последний день «вагнеровского» мятежа, то есть 24 июня 2023 года, голосовали за передачу заключенных под Минобороны, предполагалось, что все будет решать это ведомство. Однако теперь Клишас утверждает, что порядок взаимодействия госорганов по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, «определяется совместными решениями Минобороны и Минюста России».

Источник: https://www.ng.ru/