Регулирование досмотра членов ОНК при посещениях мест принудительного содержания

Регулирование досмотра членов ОНК при посещениях мест принудительного содержания

4627

В Законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.93 сотрудникам администрации предоставлено право проводить досмотр "в установленном законодательством порядке". Закон устанавливает право членов ОНК на проход на территорию учреждения в привилегированном порядке, однако, на практике общественные контролеры становятся для администрации учреждений персонами нон-грата. Кто виноват - закон или "перегибы на местах " - и что делать? Приглашаем к дискуссии...

МНЕНИЯ и ссылки на нормативные акты:

В УИК о досмотре не говорится и не быть не должно.

  • В Законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.93 сотрудникам администрации предоставлено право проводить досмотр "в установленном законодательством порядке".

Тогда появляется вопрос: установлен ли такой порядок в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где говорится, что «права и свободы гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом»? Ведь, перечень лиц, упомянутых в приведенной ниже Инструкции ФСИН, указан в УИК, ч.1 ст.24 (!).

Именно такой перечень приводится в Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы ( для служебного пользования), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.02.2006 № 21, где члены ОНК упоминаются в п. 150.1:

150. Часовой КПП на охраняемый объект пропускает:
150.1. При исполнении служебных обязанностей, без специального на то разрешения:
а) Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченных на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представителей международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением прав человека, а также президентов, глав органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, глав органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;
б) Генерального прокурора Российской Федерации, а также уполномоченных им прокуроров и прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением наказаний на данной территории;
в) должностных лиц вышестоящих органов;
г) судей судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
д) членов общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также, согласно Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы:
...
160. При пропуске людей через проходной коридор часовой КПП соблюдает следующий порядок:
- открывает одну дверь и, впустив в проходной коридор прибывшего, закрывает ее;
- проверяет пропуск (приложение № 42, 43) на право входа, документ, удостоверяющий личность, убеждается в их правильности и принадлежности предъявителю, сличает пропуск с имеющимся образцом;
- убедившись в правильности предъявленных документов, опрашивает, нет ли у прибывшего при себе оружия, средств мобильной связи (при входе в режимную зону), если имеются средства мобильной связи, принимает их на временное хранение и делает запись в журнале учета сданных на временное хранение мобильных средств связи и документов. Если имеется при себе оружие, докладывает начальнику караула и по его приказанию принимает его на временное хранение, а взамен выдает карточку–заместитель;
- предлагает прибывшему лицу (кроме начальников учреждения и территориального органа ФСИН России, их заместителей и лиц, перечисленных в подпункте 150.1. настоящей Инструкции), оставить в специально отведенном месте сумки, портфели и т.д., выложить металлические предметы и пройти через металлообнаружитель. Если не обнаружено наличие металлических предметов открывает вторую дверь, пропускает прибывшего и закрывает ее. При возникновении сомнений в правильности пропуска на право прохода, документа, удостоверяющего личность (подчистка, исправления, подклейка фотокарточки, нечеткость печати, несоответствие образцу и т.п.), или в принадлежности его предъявителю, часовой, не возвращая пропуска (документа), докладывает об этом начальнику караула и в дальнейшем действует по его указанию;
- не допускает одновременного нахождения в проходном коридоре более 3-х человек, входящих на объект и выходящих с объекта.
161. Лица, имеющие право прохода в режимную зону и режимные корпуса учреждения, кроме прокуроров, обязаны сдать на КПП служебные удостоверения и получить карточки (жетоны) – заменители либо проходные (камерные) ключи.

163. При наличии достаточных оснований подозревать лицо в попытке проноса на территорию учреждения запрещенных вещей и предметов оно задерживается на КПП и по указанию начальника учреждения, его заместителя, а в их отсутствие – дежурного по учреждению, может быть произведен досмотр его вещей и одежды в отдельном помещении. Досмотр производится сотрудником учреждения из состава дежурной смены (одного пола с досматриваемым)....

Ю.Блохин: Порядок досмотра и действия должностных лиц при его проведении можно обжаловать в суде в случае незаконности досмотра членов ОНК; например, оно обосновывалось таким образом:

"Учитывая, что досмотр членов ОНК может проводиться при наличии достаточных оснований подозревать попытку проноса на территорию учреждения запрещенных вещей и предметов, т. е. при подозрении в совершении административного правонарушения (ст. 19.12 КоАП РФ), то порядок досмотра должен регламентироваться ст. 27.7 КоАП РФ)". (см. также файл приложения)

С. Шимоволос обращает внимание на то, что еще 3 года назад якобы была служебная инструкция ФСИН об ОБЯЗАТЕЛЬНОМ досмотре членов ОНК при посещении их учреждений. Так ли это и верно ли, что практика обязательных досмотров не была принята повсеместно? Если да, то можно говорить не о системной проблеме, а задаче "поставить на место" наиболее ретивых режимников.

Итак, по действующей норме досмотр (обыск) для лиц, посещающих режимную территорию, должен проводиться по МОТИВИРОВАННЫМ подозрениям. В конфликтных ситуациях первая НАША задача - "вытащить" документально такие мотивы. И обжаловать их отсутствие или неправомерность. Без этого суд будет рассматривать только вопрос "полномочий" администрации, и дело скорее всего будет проиграно..

Л.Фефилова: В первую очередь надо требовать предоставить мотивированное постановление начальника учреждения о проведении досмотра

А.Бабушкин: Так как досмотр производится только в тех случаях, когда есть основания полагать, что досматриваемые лица проносят с собой запрещенные предметы, следует, на мой взгляд, сделать запрос во ФСИН о том:

- сколько случаев проноса запрещенных предметов членами ОНК выявлено за определенный период ;
- сколько всего мело место случаев за этот период случаев такого проноса;
- каков в этом массиве случаев проноса членами ОНК запрещенных предметов.
По итогам этого письма надо либо обратиться во ФСН России, чтобы тот дал разъяснение о том, что члены ОНК проходят без досмотра, либо, если случаи наличия запрещенных предметов были часты, некоторое время подождать.

Кстати в Москве есть СЗО № 7, где приказом начальника досмотр членов ОНК запрещен.

И.Пайкачева: Но из числа запрещенных предметом при этом, в силу решения ВС от 9.12.11, должно быть исключено все, кроме наркотиков, оружия и ...? Как быть, если курящий член ОНК заходит в зону с пачкой сигарет, кто-то имеет при себе деньги ну и т.д. Какое-то количество "запрещенного" всегда случайно может оказаться у человека при себе: монета в 10 р., закатившаяся за подкладку и т.д. "Прощать" такое "нарушение" за незначительностью, вольно трактуя её степень?

Не это д.б. критерием. Для члена ОНК д.б. запрещено к проносу не то, что запрещено на зоне, но в гражданском обиходе. Поэтому запрос во ФСИН вызовет больше проблем, чем станет их решением. Особенно в отношении личных мобильных телефонов. Кстати, м.б. номера и марки личных мобильных телефонов член ОНК должен сообщить в обязательном порядке при "вступлении" в ОНК? И только этот телефон может находиться/оказаться на зоне при нем? А такое вполне может произойти, особенно в дамской сумке, имеющей свойство "бермудского треугольника". И о смене телефона при его, скажем, потере, тогда тоже нужно будет не забывать заявлять....

Поэтому, мне кажется, нужно идти по пути возможности досмотра члена ОНК, но он д.б. обоснован, мотивирован и ПИСЬМЕННО разрешен НАЧАЛЬНИКОМ учреждения после санкции, оформленной ПРИКАЗОМ, как минимум, руководителя территориального органа, с обязательной ПОЛНОЙ, хранящиеся не менее 3-х лет видеозаписью такого досмотра, протоколированием и другими необходимыми процессуальными действиями.

В.Сергеев: если использовать список запрещенных предметов как он есть для заключенных, то любой член ОНК ( как и все VIPы) оказывается под вполне обоснованным подозрением и при желании может быть подвергнут процедуре Д., В то же время особая процедура их прохода через КПП означает для них 1) презумпцию невиновности и 2) разрешение им иметь при себе то, что не положено простым смертным. Может стоит за разъянением обратиться к новому директору ФСИН?

Приложения.

1) Решение ВС РФ по заявлению С.Шимоволоса о признании недействующими пунктов 76. 80 Правил в части, допускающей распространение этих положений на пронос и использование членами региональных общественных наблюдательных комиссий технических средств документирования при посещении мест принудительного содержания - 9 декабря 2011 года.

2) Аппеляционное определение Нижегородского суда по делу по иску Шимоволоса Сергея Михайловича к администрации ФКУ - ИК - 5 ГУФСИН России по Нижегородской области, Казначейству Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов РФ об обязании возвратить изъятый мобильный телефон с «сим» и «флеш» картами, взыскании материального и морального вреда - 10 июля 2012 года.

3) Заявление об обжаловании досмотра - Ю.Блохин.

4) Решение по заявлению Ю.Блохина