Андрей Бабушкин: «Рука Минюста»

Андрей Бабушкин: «Рука Минюста»

772

Печально, когда правая рука не знает, что делает левая.

Такие не оригинальные мысли пришли мне в голову, когда я прочел поправки, подготовленные Минюстом России к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов (СИЗО).

А как здорово все начиналось! «Гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов»! «Внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний»!

Это вовсе е вражеские фантазии, а выдержки из Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденных Правительством России 14 октября 2010 года по инициативе Минюста.

Как же выглядит такая гуманизация в представлении Минюста образца 2013 года?  

 

Наконец- то обнаружены самые злостные противники режима в следственном изоляторе. Это – родственники, которые прячут кинжалы в буханки, начиняют кексы наркотиками, запихивают в консервы какую – нибудь противорежимную гадость. Наверное, отсюда в головах минюстовских теоретиков родилась отличная идея: «пункт 69 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Посылки, бандероли и передачи подвергаются досмотру, в ходе которого хлебобулочные изделия (булки, батоны, буханки, кексы, рулеты и т.п.) разрезаются на части; жидкие продукты переливаются в подменную посуду; консервы вскрываются и перекладываются в другую посуду; рыба, сыры, сало, колбасные       и мясные изделия разрезаются на части; сыпучие продукты (сахар, сахарный песок и т.п.) пересыпаются; пачки сигарет и папирос вскрываются, сигареты и папиросы ломаются; конфеты принимаются без оберток, разрезаются на части, все другие продукты, которые могут быть использованы для сокрытия в них записок и других запрещенных предметов, проверяются так же».

Что за глупость ! – воскликнете Вы и ошибетесь. Никакая это не глупость, а обычная рыночная конкуренция: с начала 2014 года магазины СИЗО будут обслуживаться ФГУПами ФСИНа, которым конкуренция со стороны родственников и близких с их ежемесячными 20- килограммовыми посылками совсем не нужна. Вам не нравятся разломанные сигареты, разрезанные кексы, тушенка, перекочевавшая в пакет, в котором она испортится через день – другой? Не расстраивайтесь: тот же товар Вы можете купить в магазинах фсиновского ФГУПа. Вам не нравится слишком высокая цена? Что ж, за то, чтобы Ваши сигареты, булки и консервы были целыми, а конфеты, папиросы и сало не перемещались друг с другом, превратившись в совершенно новый оригинальный и прежде не известный человечеству продукт, надо платить.

Нож, режущий кекс, и пальцы, ломающие сигареты, - очевидно это и есть те новые современные технические средства, о которых шла речь в Концепции!

Долгих 8 лет в ПВР существовала вот такая норма: «124. Подписка может быть оформлена на имя подозреваемого или обвиняемого его родственникам».   Но авторы поправок предлагают дополнить ее новым пунктом: «1251. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.» И как это, интересно, понимать? Газеты и журналы, выписанные родственниками, можно получать, но нельзя читать? Или может быть они должны передаваться в библиотеку и уже оттуда поступать к заключённым? А может быть авторы поправки незаметно для нас зачислили родственников в штат администрации? Ответа я так и не нашёл.

Но подлинное торжество абсурда ждет нас в приложении № 1 к Правилам. Для те,х кто не знает, сообщим, что это за приложение: оно устанавливает Правила поведения подозреваемых и обвиняемых. В пункте № 1 к 16 имеющимся обязанностям для подозреваемых и обвиняемых придумана новая: теперь подозреваемые и обвиняемые обязаны « информировать администрацию СИЗО об обстоятельствах, которые могут представлять угрозу безопасности СИЗО, жизни и здоровью других лиц, нарушениях установленного порядка содержания под стражей». Неужели я что - то пропустил и теперь оперативная работа в СИЗО изъята из ведения администрации и передана спецконтингенту? Вы только представьте себе: обращается заключенный в суд с жалобой на то, что его поместили вместе с туб больным и он заболел туберкулезом. А администрация в возражении на иск пишет: Вы что, господин ? Имейте совесть, милейший! Это смотрящий корпуса вовремя не проинформировал нас о том, что вас поместили вместе с туб больным. Вот с ним и судитесь!

Или как Вам такая формулировка наложенного взыскания: обвиняемые из камеры № 45 (32 человека) получили выговор за то, что не проинформировали администрацию СИЗО о неисправности вентиляционного оборудования камеры, что создавало угрозу для нарушения их здоровья? Подобное нормотворчество открывает широчайшие перспективы. Например, почему бы после наложения такого чудесного взыскания не обратиться в суд с иском к сидельцам о взыскании расходов на их лечение, сославшись на то, что они не проинформировали администрацию о неработающей вентиляции, выбитых стёклах, сломанном освещении, гуляющих по камере крысах и т.д.

В п. 2 того же приложения на дежурного по камере предлагается возложить обязанность «следить за тем, чтобы лица, находящиеся в камере, не использовали одеяла, простыни, полотенца и другие вещи в качестве скатертей, напольных покрытий, занавесок или покрывал». Представим себе ситуацию: в общей камере, где сидит пару десятков арестантов, молоденький паренек, впервые оказавшийся за решёткой, бегает между шконками и умаляет заключенных, годящихся ему в отцы, чтобы те сняли простыни, занавешивающие спальные места. Чего хотят добиться авторы поправок: роста межкамерных конфликтов? Превращение каждого из заключенных в нарушителя? Переполнения карцеров? Или есть ещё некая цель, которая ускользает от моего понимания?

Или же это ещё одна «современная технология», родившаяся в недрах Минюста?

Мне кажется, что Минюсту надо как- то определиться.

Либо гуманизация уголовно – исполнительной системы либо 100 % сломанных при досмотре сигарет.

Либо повышение гарантий соблюдения прав человека либо отмена любых гарантий путем перекладывания на заключенных обязанностей сотрудников.

Либо новые технологии выполнения задач, возложенных на ФСИН России, либо возложение на дежурного таких обязанностей, с которым справится не всякий ДПНСИ.

Думаю, что не ошибусь, если напишу: поправки к Правилам внутреннего распорядка СИЗО нуждаются в переработке, которую невозможно осуществить путём внесения поправок в проект.

А. Бабушкин