Заключение по результатам мониторинга обеспечения питьевой водой в федеральных казенных учреждениях Управления...

Заключение по результатам мониторинга обеспечения питьевой водой в федеральных казенных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл, проводимого по инициативе Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл с участием Общественно-наблюдательной комиссии Республики Марий Эл

1384

Фактические обстоятельства. В 2014 г. Уполномоченному
по правам человека в Республике Марий Эл (далее – Уполномоченный) поступило 6 жалоб заключенных, касающиеся качества
питьевой воды, а также доступности воды для использования
в санитарно-гигиенических целях в штрафных изоляторах,
в помещениях камерного типа. Ряд жалоб касалось претензий
на качество воды в банном комплексе ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Республике Марий Эл в период отопительного сезона.

Чистая вода - это ресурс, без которого не может обойтись
человек, связанный с его человеческими потребностями,
это основа здоровья человека. Доступ к чистой воде реализует право
на уважение человеческого достоинства и право на охрану здоровья.

На беспрепятственный доступ к чистой воде заключенным указывается в документах Организации Объединенных Наций,
Совета Европы, членом которых является Российская Федерация.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые первым Конгрессом Организации Объединенных Наций
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в г. Женеве в 1955 году и утвержденные
Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 C (XXIV)
от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.,
в частности, предусматривают, что от заключенных нужно
требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми
для поддержания чистоты и здоровья. Заключенные должны
иметь возможность сохранять внешний вид, совместимый
с их человеческим достоинством. Кроме того, данные правила предусматривают, что каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.

Рекомендация rec (2006) 2 комитета министров
государствам-членам Совета Европы, касающаяся европейских тюремных правил (утверждена Комитетом Министров
11 января 2006 г. на 952-м заседании заместителей министров)
развивает данные положения Организации Объединенных Наций, подчеркивая, что при исполнении наказаний, предусматривающих лишение свободы, и обращении с заключенными следует
учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины
при одновременном обеспечении таких условий содержания,
которые не ущемляли бы достоинство человека. Вышеназванные правила указывают, что заключенные должны постоянно
иметь доступ к чистой питьевой воде и администрациям,
которым рекомендуется предусматривать необходимые меры
для удовлетворения санитарных потребностей женщин.

Необходимо отметить, что международные рекомендации
для государств участников, носят обязательный характер в части реализации их основных принципов.

Вследствие этого жалобы, касающиеся вопросов качества
и доступности воды заключенным, поднимают серьезные
вопросы гарантии и уважения прав человека на уважение
достоинства и охрану здоровья.

Цель мониторинга: Осуществление совместного контроля Уполномоченного и общественного контроля Общественного-наблюдательной комиссии Республики Марий Эл
(далее – ОНК Республики Марий Эл) качества и доступности
воды в учреждениях УФСИН России по Республике Марий Эл.

Задачи мониторинга:

1. Осуществление контроля качества питьевой воды в жилых помещениях, включая помещения строгих условий отбывания наказания, штрафные изоляторы, помещения камерного типа учреждений ФКУ УФСИН России по Республике Марий Эл;

2. Осуществление контроля доступности горячей (теплой) воды
в помещениях строгих условия отбывания наказаний;

3. Осуществление контроля качества горячей воды в банном комплексе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл

Правовые основания проведения мониторинга:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.
№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 июня 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Закон Республики Марий Эл от 21 сентября 2014 г. № 44-З
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл»;

Методы наблюдения:

1. Выборочные исследования воды по санитарно-химическим
и микробиологическим показателям.

К проведению лабораторных исследований воды Уполномоченным привлечен ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» на основании Соглашения
о сотрудничестве Уполномоченного с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.

2. Беседы с сотрудниками администраций посещаемых учреждений, с заключенными.

Дата проведения мониторинга: 14 ноября 2014 г.

по 20 ноября 2014 г.

Объекты наблюдения:

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл;

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл;

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл;

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл;

ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл;

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл.

Отбор воды проводился из крана в камерах ПКТ, ШИЗО,

ОСУОН, одного из отрядов обычных условий отбывания
наказания по выбору, в помещениях карантина, в цехах промышленной зоны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл,
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл,
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл, в столовой
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл,
в банно-прачечном комплексе ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Республике Марий Эл.

Всего отобрано: 72 пробы воды.

По итогам мониторинга установлено:

1. Согласно заключениям ФБГУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Республике Марий Эл»:

все отобранные пробы воды соответствуют требованиям
СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования
к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

проба вода, отобранная из водопроводного крана
банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Республике Марий Эл, соответствует требованиям
СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения
к СанПин 2.1.4.1074-01».

2. Администрациями учреждений обеспечена необходимая доступность питьевой воды, а также горячей воды для ежедневной личной гигиены в отрядах обычных условий отбывания
наказаний, а также в отрядах СУОН во всех наблюдаемых учреждениях.

В данных отрядах имеется возможность кипятить воду
в электрических чайниках. В ФКУ ИК-7 УФСИН России
по Республике Марий Эл, в 2-х отрядах и в карантине
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл
также предусмотрено централизованное горячее водоснабжение.

3. Доступность питьевой воды в помещениях камерного типа (ПКТ).

Во всех ПКТ проведено централизованное холодное водоснабжение, отсутствует централизованное горячее водоснабжение.

В ФКУ ИК-6, ФКУ ИК-5 в ПКТ дополнительно установлены бачки для питьевой воды.

В ФКУ ИК-5 бачок на дату посещения был пуст. Установлено,
что заполняет бачок сам заключенный из-под крана, что лишает
всякого смысла нахождение бачка в камере – заключенный может
пить из-под крана в любое время.

Во всех учреждениях, кроме ФКУ ИК-7 УФСИН России
по Республике Марий Эл, по просьбе заключенных в ПКТ
дают горячую воду без ограничений.

На дату посещения заключенным, отбывающим меру взыскания
в ПКТ ФКУ ИК-7 , осуществляется запрет на использование горячей (теплой) воды. Уполномоченным установлено, что данный запрет
до октября 2014 года распространялся и на заключенных,
находящихся в ПКТ в качестве безопасного места.

4. Доступность воды в штрафном изоляторе (ШИЗО).

Во всех ШИЗО проведено централизованное холодное водоснабжение, отсутствует централизованное горячее водоснабжение.

Камеры ШИЗО оборудованы бачками для питьевой воды.
На дату посещения заполнены водой в ИК-3, ИК-4, ИК-6.

Отсутствует единообразная практика в предоставление горячей (теплой) воды заключенным, содержащимся в камерах ПКТ, ШИЗО.

В карцере СИЗО-1, в камерах ШИЗО, ПКТ предоставляется по просьбе заключенного в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл;

В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл в камерах ШИЗО теплую воду дают только при предписании врача для приема лекарств.

В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл в камерах ШИЗО горячую (теплую) воду не предоставляют,

В ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл
на дату наблюдения заключенным, содержащимся в камере ШИЗО
и ПКТ в качестве дисциплинарно наказания горячая (теплая)
вода не предоставлялась.

Сотрудники администраций учреждений, в которых осуществляется запрет на пользование горячей (теплой) водой заключенным, находящимся в ШИЗО или ПКТ приводят следующие правовые основания подобного запрета:

ссылки на неустановленную норму неустановленного федерального закона,

отсутствие разрешения предоставления горячей воды в ШИЗО,
а также ПКТ согласно Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом
Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205;

Согласно приказу ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512
«Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы,
и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»
в помещениях ПКТ наличие горячей воды не предусмотрено,
что является основанием запрета на горячую воду заключенным в ПКТ.

Таким образом, установлено, что запрет на предоставление горячей (теплой) воды осужденным, находящихся в штрафных изоляторах в ФКУ ИК-5, ФКУ ИК-6, а также запрет на горячую (теплую) воду в ШИЗО и в ПКТ в ФКУ ИК-7, носит форму наказания для заключенных.

Выводы Уполномоченного и ОНК Республики Марий Эл:

1. Отмечается как положительный момент – доступность
к качественной холодной питьевой воды во всех наблюдаемых учреждениях. Соответствие химического и микробиологического состава холодной питьевой воды требованиям СанПиН;

2. Запрет теплой и горячей воды на предоставление
воды заключенным, находящимся в камерах ШИЗО, ПКТ в ИК-5,
ИК-6, ИК-7 является мерой наказания и нарушает права
заключенных на охрану здоровья и уважение человеческого достоинства и не соответствует требованиям российского законодательства
по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничения, которым подвергаются заключённые
за дисциплинарные нарушения. Данные ограничения носят конкретный, исчерпывающий и временный характер.

Ограничения для заключенных, отбывающих меру взыскания
в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа,
одиночных камерах, единых помещениях камерного типа
и одиночных камерах и сводятся к ограничение права на свободу
и личную неприкосновенность в части различной степени
изоляции осужденных в зависимости от водворения в данные помещения, сокращение времени прогулки, права на образование
в период нахождения в ПКТ в части запрета вывода в образовательные учреждения.

Кроме того статья 118 УПК Российской Федерации осужденным
к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор,
устанавливает запрет свиданий, телефонных разговоров,
приобретение продуктов питания, получение посылок, передач
и бандеролей на время отбывания наказания в штрафных изоляторах.

УПК Российской Федерации, а также Федеральный закон
от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливают обязанность заключенных соблюдать требования гигиены и санитарии.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2005 № 205 развивают вышеназванные положения
УИК Российской Федерации и не вводят иных ограничений прав
для осужденных, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.

Приказ ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» регулирует исключительно вопросы материального обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы. Отсутствие в перечне оборудования в помещениях
штрафного изолятора бачков для воды не может являться ограничением на доступ к воде, включая теплую воду осужденным.

Таким образом, запрет на предоставление воды, включая
горячую (теплую) воду осужденным, отбывающим меру взыскания
в помещениях камерного типа, штрафных изоляторах
не устанавливается ни федеральным законодательством,
регулирующего условия содержания под стражей, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, ни приказами Министерства юстиции Российской Федерации, приказами ФСИН России.

Уполномоченный и ОНК полагают, что запрет на предоставление теплой и горячей воды осужденным, содержащихся в штрафных изоляторах, установленный администрациями ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, ФКУ ИК-7 УФСИН России
по Республике Марий Эл, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл является необоснованным и произвольным, как нарушающим конституционные права осужденных на достоинство, охрану здоровья,
а также уважение частной жизни  и не соответствующим федеральному законодательству.

Рекомендации:

Создать в учреждениях ФСИН по Республике Марий Эл
условия для осужденых, содержащихся в ОСУОН, ШИЗО,
ПКТ при которых теплая и горячая вода будет доступной для них.

Создать условия при которых в ОСУН в ФКУ ИК-7 будет создана возможность для женщин ежедневно пользоваться теплой водой
для гигиенических нужд.

Провести с сотрудниками учреждений ФСИН по Марий Эл просветительскую работу в области необходимости соблюдения основных прав человека, в том числе ознакомление с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.

Уполномоченный по правам

человека в Республике
Марий Эл

И.С.Татаринова

Председатель Общественно-наблюдательной комиссии
Республики Марий Эл

И.В.Протасова