Справка о посещении ФКУ ЛИУ-3 ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области

Справка о посещении ФКУ ЛИУ-3 ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области

1705

СПРАВКА

о посещении места принудительного содержания

Наименование МПС: ФКУ ЛИУ-3 ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области

Дата посещения: 07 апреля 2015 года

Состав рабочей группы ОНК: Буланов А.С., Жукова Л.Н.

Старший группы: Буланов А.С.

Статус посещения:  внеплановое

Повод для посещения:  заявления родственников осужденных

Цель посещения: проверка информации

Дополнительная информация: Сопровождение – заместитель начальника ЛИУ по кадрам и воспитательной работе  Бурлака Игорь Николаевич

Мероприятия, выполненные в ходе посещения. Краткое описание результатов:

1)                Проведена беседа с заместителем начальника ЛИУ по КиВР Бурлака И.Н. ,который сообщил ,что в учреждении обстановка стабильная, в штрафном изоляторе осужденные отсутствуют, жалоб со стороны осужденных не поступает. С осужденными ,прибывшими из ЛИУ-10 ,проведена разъяснительная беседа, вопросы, которые возникали в первое время у данной группы осужденных, по распорядку дня в ЛИУ-3, который отличается от распорядка в ЛИУ-10, после разъяснительной беседы с начальником ЛИУ-3, отпали, осужденные привыкли к установленному нормативными актами распорядку.

2)                Проведена беседа с осужденным Х., 1990 года рождения, который сообщил, что 31 марта 2015 года прибыл в ФКУ ЛИУ-3 из ФКУ ИЗ-52/1, откуда был этапирован из ФКУ ЛИУ-10. Сразу по прибытии Х. был помещен в карантинный отряд ФКУ ЛИУ-3, куда пришел старший дневальный карантинного отряда и предложил находящимся там осужденным повязать красные повязки на рукава, которые, со слов ос. Х., означают сотрудничество с администрацией. Он данную повязку одевать отказался, после чего, со слов ос. Х., в карантинный отряд вошли около 9 неизвестных ему осужденных, завели его в кабинет начальника отряда и там нанесли множественные удары по голове и спине. После этих ударов, со слов, ос. Х., сотрудники администрации ЛИУ-3 видели на нем телесные повреждения и кровь на лице. Со слов ос. Х., после избиения его осужденными, у него имелся кровоподтек под правым глазом и на носу ,а также рассечение на голове слева и царапины на пояснице. Врач его не осматривал, телесные повреждения не фиксировал.  На следующий день, со слов ос. Х., к нему приходил прокурор по надзору, фамилии которого он не знает. Прокурор, со слов ос. Х., зафиксировал на фотоаппарат имевшиеся на нем перечисленные выше телесные повреждения, а сам ос. Х. написал и передал прокурору объяснение по поводу имевшихся у него телесных повреждений, в котором написал, что он сам упал и ударился. На вопрос членов ОНК, почему он не сообщил прокурору ту информацию, которую сообщил членам ОНК о том,что его избили в карантинном отряде осужденные ,ос. Х. сообщил, что опасался за свое здоровье, если сообщит об этом прокурору. Члены ОНК сфотографировали, с письменного разрешения ос. Х., лицо и поясницу, то есть те места, на которые он указаывал, говоря, что там имелись телесные повреждения. На момент осмотра членами ОНК, 07.04.2015 г у ос. Х.  на левой части головы имелась ссадина, на пояснице слегка заметные следы, по которым трудно определить, отчего они образовались. Более никаких телесных повреждений у ос. Х. на момент посещения 07.04.15 г членами ОНК обнаружено не было. На вопрос членов ОНК, почему по прошествии недели не видно кровоподтеков под глазом и на носу, ос. Х. ответить затруднился.  Кроме того, ос. Х. сообщил членам ОНК, что после этапирования его из ФКУ ЛИУ-10, ему не выдавали антиретровирусной терапии, которую он получал в ФКУ ЛИУ-10.

3)                Проведена беседа с осужденным Т., 1974 года рождения, который сообщил, что в ноябре 2014 года прибыл в ФКУ ЛИУ-3 из ФКУ ИК-20, содержится во 2 отряде, работает на швейном производстве по собственному желанию, со слов, на промзоне ему спокойнее, чем в отряде. Со слов ос. Т., сам он из осужденных отрицательной направленности, с администрацией никогда не сотрудничал. На вопрос членов ОНК сообщил, что ситуация в ЛИУ-3 нормальная, по поводу осужденных, прибывающих из ФКУ ЛИУ-10, сообщил, что они постепенно адаптируются, никто на них давление не оказывает, сотрудники администрации проводят с ними беседы воспитательного характера, физическую силу к ним никто не применяет.

4)                Проведена беседа с осужденным В., 1980 года рождения ,который сообщил, что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 из ФКУ ИК-9 25.07.2014 года. Ос. В. предъявил жалобы на то, что в ЛИУ-3 еда плохого качества, администрация заставляет работать осужденных, даже имеющих 1 ГДУ, сообщил, что зимой все осужденные каждый день разгребали снег, по его мнению, в ЛИУ-3 гораздо хуже, чем в ИК-9. Кроме того, ос. В. сообщил членам ОНК, что в карантинном отряде по прибытии ему угрожали применением насилия. Со слов ос. В., в ЛИУ-3 в карантинном отряде на должности старшего дневального состоял некий Рустам, который освободился 01.04.2015 г, он запугивал и издевался над всеми осужденными в карантинном отряде, так  ос. В. слышал от других осужденных, что указанный Рустам махал перед лицом осужденных своим половым органом, угрожая насилием.  Пять дней назад он видел ос. Х. в столовой с синяками, после чего ,со слов ос. В., Х. пропал, В. предположил,  что его «спрятали» в стационар.  Кроме этого, ос. В. сообщил, что в ЛИУ-3 имеется 7-й отряд, куда «для воспитания» помещают осужденных отрицательной направленности, где их оскорбляют «общественники». Ос. В. сообщил, что ос. Х. после карантина поместили в 7 отряд ,а уже потом перевели в стационар. На вопрос членов ОНК, где именно у ос. Х. имелись телесные повреждения, ос. В. сообщил ,что видел у него на голове сзади красные полосы, он предположил ,что эти полосы образовались от машинки, когда ос. Х. брили в карантине, предположил ,что над ним специально издевались до такой степени ,что остались от бритья кровавые полосы. Также он заметил у ос. Х. синяк под глазом и припухлость. Кроме этого ,ос. В. сообщил ,что 25 июля 2014 г его били в карантине осужденные из других отрядов ,заставляли писать явки с повинной, он написал 5 явок. На вопрос членов ОНК, какое развитие событий получили эти явки ,сообщил ,что недавно пришел ответ из органов МВД ,с которым его ознакомили сотрудники оперативного отдела ,где сообщается, что за истечением срока давности в возбуждении уголовных дел отказано. Также ос. В. сообщил ,что в отряде № 1 ,где он содержится, отсутствуют сушилки, в связи с чем осужденные ходят в мокрой одежде и обуви. Еще предъявил жалобы на то ,что в бане имеется 5 леек на 100 с лишним человек, моются осужденные в два захода ,приблизительно по 60 человек, времени на то ,чтобы нормально помыться не хватает. Также жалобы на плохое питание и отсутствие положенной диеты. 26 февраля ,со слов, у него закончился срок лечения, но до настоящего времени его содержат в ЛИУ-3, а фтизиатр не объясняет причины задержки с переводом.

5)                Проведена беседа с осужденным С. ,который написал заявление администрации ФКУ ЛИУ-3 с просьбой вызвать его на беседу ,когда приедут члены ОНК. Ос. С. сообщил ,что в начале марта 2015 года к нему было применено насилие в ФКУ ЛИУ-10 со стороны группы осужденных отрицательной направленности, отбывавших наказание в ЛИУ-10. Со слов ос. С., эти осужденные применяли физическое и психическое давление на многих других осужденных в ЛИУ-10. Кроме того, ос. С. сообщил членам ОНК, что к другим осужденным подходил один из осужденных, говорил, что он от Салова, Мустафаева или Клочкова и просил на номер телефона операторов связи Билайн или Мегафон положить 1 тысячу рублей. Таким образом собирались суммы по 1 тысяче рублей ежемесячно ,приблизительно 200 человек ,со слов ос. С., перечисляли деньги каждый месяц. Кроме того, ос. С. сообщил ,что в ФКУ ЛИУ-3 у него все хорошо, что в этом ИУ физическое насилие не применяется, ему тут нравится.

6)                Проведена беседа с ос. Л., 1988 года рождения, который сообщил ,что находится в ФКУ ЛИУ-3 с 22.04.2014 г, этапирован из ФКУ ИЗ-52/1, где был обнаружен туберкулез. По прибытии, со слов ос. Л., в карантинном отряде после проведения анализов, ему сообщили  медицинские работники ,что он здоров, однако, несмотря на это, 6 месяцев он принимал лекарственные препараты, но принимал выдаваемые ему лекарства не постоянно, время от времени. В последнее время вообще перестал принимать лекарства ,со слов ,чувствует себя хорошо, прибавил в весе ,вместо того ,чтобы худеть. Считает себя здоровым. Также ос. Л. сообщил ,что в отряде не соблюдаются нормы жилой площади ,по ощущениям, осужденным в отряде тесно. Кроме этого, предъявил жалобы на отсутствие диетического питания, положенного в ЛИУ, сообщил ,что яйца давали около трех месяцев назад, молоко выдают по 50 грамм. Также сообщил, что  в отряде отсутствует принудительная вентиляция, что утром в помещении отряда нечем дышать, на окнах очень сильный конденсат, в то же время из окон дует.

7)                Проведена беседа с осужденным Т.,1978 года рождения, который написал заявление сотрудникам администрации с просьбой вызвать его на беседу, когда приедут члены ОНК. Сообщил ,что прибыл из ФКУ ЛИУ-10 в марте 2015 года. Предъявил жалобы на то ,что в карантинном отряде ФКУ ЛИУ-10 в декабре 2014 года к нему применялось насилие осужденными ,отрицательной направленности, а сотрудники администрации ЛИУ-10, со слов ос. Т., скрыли данный инцидент. Сообщил, что осужденные отрицательной направленности ,которые применяли физическое насилие к другим осужденным – это Хрящиков, Мустафаев, Фаризян, Шмонов и еще один осужденный по кличке «Сало» ,который является руководителем этой группы осужденных. На вопрос членов ОНК по поводу помывки в бане, сообщил ,что в банном помещении ЛИУ-3 имеется 6 леек, 12 кранов, все осужденные моются в разное время, разными партиями, все успевают помыться, проблем с помывкой нет. В ФКУ ЛИУ-3 его все устраивает.

8)                Проведена беседа с осужденным Ш., который написал заявление сотрудникам администрации ФКУ ЛИУ-3 с просьбой вызвать его на беседу с членами ОНК. Сообщил, что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 30.03.2015 г из ЛИУ-10. Предъявил жалобы на применение к нему физической силы в ФКУ ЛИУ-10 по прибытии из ФКУ ИЗ-52/1 06.02.2014 г в 11 отряде осужденными отрицательной направленности. Фамилии этих осужденных Шмонов, Васильев, Калядинский. После этого у него были сломаны ребра с правой стороны, ключица и левая рука, на которую ему делали операцию по установлению металлоконструкции. Кроме того, ос. Ш. сообщил ,что осужденные Салов, Иванов, Мустафаев угрожали ему в ФКУ ЛИУ-10, заставляли его помогать им «шатать режим». О применении к нему насилия со стороны указанных осужденных он никому не заявлял.

9)                Проведена беседа с осужденным Д., 1984 года рождения, который сообщил, что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 в августе 2014 года из СИЗО-1, в карантинном отряде по прибытии подвергся избиению. Применили физическую силу ночной и дневной дневальный карантинного отряда и с  ними еще несколько осужденных , которых он не знает. Со слов ос. Д., он взял «красную повязку» у дневального, но тот начал заставлять его ходить строевым шагом длительное время, со слов, почти все дни в карантине, на что он отказался, после чего к нему была применена физическая сила. Также ос. Д. сообщил ,что во втором отряде, где он содержится, обстановка очень нервная, ее специально накаляют осужденные, сотрудничающие с администрацией, они, якобы, специально стравливают осужденных друг с другом, наговаривают осужденным друг на друга. Все это делается, по мнению ос. Д., для того ,чтобы наказать осужденных, «добавить им срок». Также предъявил жалобы на то ,что больные туберкулезом осужденные находятся на улице под дождем около 30 минут в течение проведения каждой проверки. Сообщил, что он уже содержался в ЛИУ-3, был выписан и освободился ,якобы, здоровым, после чего пришел встать на учет в тубдиспансер ,где ему выявили туберкулез, назначили лечение и даже готовили к операции. После чего он вновь попал в места лишения свободы, снова был направлен в ЛИУ-3 ,где ему назначено то же лечение, что и в тубдиспансере системы здравоохранения, только ту дозу препарата ,которую он принимал на свободе в течение трех раз, в ЛИУ-3 дают ему на один прием, соответственно, единоразовая доза приема препарата увеличена в три раза, отчего после приема у него кружится голова. Также предъявляет жалобы на отсутствие диеты.

10)            Проведена беседа с осужденным С., 1985 г рождения, который сообщил ,что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 в сентябре 2013 года из СИЗО-1, болен туберкулезом уже длительное время, неоднократно содержался в ЛИУ-3, посокольку был судим неоднократно. Жалобы на то, что каждый день вне зависимости от времени года и погодных условий (снег ,дождь ,ветер) больные осужденные должны выходить утром на зарядку. На просьбы не выходить на зарядку из-за плохого самочувствия, со слов ос. С., медики ЛИУ-3 и сотрудники администрации не реагируют. Медики дают освобождение от зарядки только при температуре тела у больного выше 38 градусов. Сообщил ,что он является ВИЧ-инфицированным, у него почти всегда держится температура 37, 5, у него слабость и плохое самочувствие почти ежедневно, но при этом медики не делают ему исключений, он также должен ходить на зарядку, несмотря на его жалобы. Сообщил ,что осужденные в ЛИУ-3 работают каждый день, без какого-либо графика или распорядка, просто сотрудник администрации «тыкает» пальцем в первого попавшегося осужденного. Предъявил жалобы на то ,что в отрядах отсутствуют сушилки для одежды и обуви, в связи с чем больные осужденные вынуждены ходить в мокрой одежде и обуви. Сообщил, что его лечение закончено, но его не переводят в другое исправительное учреждение, он находится под наблюдением. За 1 год и 7 месяцев его содержания в ЛИУ-3 анализы на вирусную нагрузку и какие-либо еще брали у него только 2 раза.

11)            Проведена беседа с осужденным Б., 1982 года рождения, который сообщил ,что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 в ноябре 2014 года из ФКУ ИК-20. Предъявил жалобы на то, что при нахождении в карантинном отряде целыми днями больные осужденные вынуждены были находиться на улице, маршировать. Кроме того сообщил, что в карантин приходят осужденные из 7-го отряда и раздают вновь прибывшим «красные повязки», от осужденных ,которые отказываются взять повязку, дневальные требуют написать явку с повинной о совершении какого-либо преступления в то время, когда осужденный находился на свободе, лично он написал две явки ,где признался в краже из магазина двух пачек сигарет, после чего его оставили в покое. Кроме того, со слов ос. Б., у него и других осужденных, эти же осужденные ,которые раздавали красные повязки, вымогали деньги, но лично он отказался перечислять деньги, за что ему ничего не было. Сообщил ,что тех осужденных ,кто перечислил денежные средства ,как того просили указанные осужденные ,не заставляли маршировать и создавали им всяческие улучшенные условия содержания. Жалобы на низкую оплату труда.

12)            Проведена беседа с осужденным П. ,1980 года рождения ,который сообщил ,что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 из ФКУ ИК-7 в ноябре 2014 г. жалобы на то ,что принуждают всех осужденных работать, вне зависимости от возможности ,желания и состояния здоровья. В тоже время сообщил ,что сам он работал по собственному желанию и до тех пор ,пока у него не защемило поясничный нерв ,после чего он обратился к медикам и отказался работать ,за что ему ничего не было. Жалобы на низкий уровень заработной платы.

13)            Проведена беседа с осужденным Ф., 1989 года рождения, который сообщил ,что прибыл в ФКУ ЛИУ-3 23.10.2014 года из ИК-5, в карантинном отряде его избили осужденные, после чего он ходил забинтованный, побои медик ,который накладывал бинты не фиксировал. Со слов, за то ,что он отказывался маршировать ,осужденные из других отрядов приходили в карантин и избивали его каждый день. 7 дней он находился в карантинном отряде, после того ,как его перевели в 1 отряд ,избиения прекратились. Сообщил ,что у него имеется варикозное расширение вен, что в его медицинской карте хирургом написано разрешение на ношение обуви неустановленного образца, но сотрудники администрации на это не обратили внимания и не разрешили ,кроме того ,со слов, там же в медкарте записано хирургом освобождение его от всех работ ,что также не принимается во внимание сотрудниками администрации.

14)            Ос. Б., отряд 1. Прибыл из ЛИУ-10 27.02.15. В отряде 112 человек, комната для принятия пищи маленькая, не успевают попить чаю. При поступлении в карантин осужденные отобрали у него чай и сигареты. Из 22 прибывших 20 человек избили. Называл фамилии других осужденных, к которым применялось насилие. Жалобы не выходят. В отрядах нет сушилок. По магазину претензий нет. Инвалид 2 гр. По туберкулезу. Пенсия 7400. В бане на партию в 35 человек 6 тазиков, 4 лейки и 3 пары кранов. Остальные тазики худые. Зарплата на промзоне 300 рублей.

15)            Осужденный К. Прибыл из ИК-7 в мае 2014. Жалоба на низкую зарплату. Работает в сувенирной мастерской – изготавливают нарды, шкатулки. Освобождается в августе 2015.

16)            Ос. Б., 1 отряд. Прибыл из СИЗО-1 19.03.15. В карантине был избит осужденными. Жалобы на питание – маргарин вместо масла, нет яиц, молоко разбавлено, соки не дают. Высказал опасение, что всех, кто приходил с жалобами, распределят по другим отрядам.

В ходе личного приема получены разрешения на ознакомление с медицинскими документами ряда осужденных.

По окончании приема заместителю начальника ЛИУ по КиВР Бурлака И.Н. было сделано замечание, что в соответствии с п.139 ПВР проверки осужденных в ЛИУ должны проводиться не на плацу, а в пределах локальных участков или в палатах. Поступило возражение, что администрация действует правильно.

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Направить обращение в ГУФСИН о нарушении В ЛИУ-3 п.139 ПВР «Проверки наличия осужденных производятся по изолированным участкам либо палатам путем количественного подсчета и пофамильной переклички не реже двух раз в сутки»
  2. Сделать запрос в ЛИУ-3 об официальном уровне зарплат в ЛИУ-3
3.      Сделать запрос о соблюдении норм питания по Приказу Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125, в том числе с учетом Приложения 4
«Дополнительно к данной норме выдавать на одного человека  в

сутки:

а)  больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении

по  поводу  туберкулеза, дистрофии, язвенной болезни,  авитаминоза,

анемии,  злокачественных новообразований, а также больным СПИДом  и

ВИЧ-инфицированным:  хлеба пшеничного из  муки  2  сорта  -  50  г;

макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса  -  50

г;  мяса птицы - 20 г; молока коровьего - 250 (миллилитров);  соков

плодовых  и ягодных - 100 (миллилитров); масла коровьего  -  20  г;

творога - 50 г;»

  1. Провести дополнительную выездную проверку по вопросу банного обслуживания, обеспеченности сушилками
  2. Направить обращение о проведении проверки на предмет нарушения ст.4 Европейской Конвенции о правах человека в части принудительного привлечения больных к труду.
  3. Направить обращение о проведении проверки по заявлениям о насилии и вымогательстве в карантине и отряде № 7 со стороны осужденных, наделенных администрацией особыми полномочиями
  4. Обратиться в ФКУ МСЧ-52 и Росздравнадзор Нижегородской области по вопросу неоказания медицинской помощи больным туберкулезом во время нахождения в транзите СИЗО-1
  5. Сделать запрос в прокуратуру по надзору о результатах проверки по поводу Х.