Не беременна? На мушку!

Не беременна? На мушку!

1366

Новый законопроект разрешает полицейским стрелять в женщин

 

1 июля члены Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции внесли в нижнюю палату парламента масштабные поправки в Закон "О полиции". Депутаты предложили убрать из него все указания на то, что сотрудник полиции сделать "обязан". В случае нарушения прав и свобод гражданина полиция теперь не "обязана" принять меры по их восстановлению. В предложении "сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" слово "обязан" предлагается заменить на "должен".

  • По толпе на поражение

Кроме того, предлагается дать полицейским возможность не представляться перед гражданином, если необходимо незамедлительно пресечь преступление или административное правонарушение или если сотрудникам полиции и иным гражданам грозит опасность. Сейчас обязанность при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, прописана в пятой статье Закона "О полиции".
И это еще не все. Согласно поправкам, если гражданин обратится к полицейскому за помощью, то правоохранитель сможет потребовать назвать фамилию, имя, отчество и показать документы. Ныне, согласно законодательству, "сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса". Согласно поправкам, теперь полицейский не будет обязан это делать.
О главном. Сейчас 23-я статья Закона "О полиции" полностью запрещает сотруднику полиции стрелять в женщин. Теперь же, если поправки примут, разрешат стрелять на поражение в женщин, если те не беременны. Нельзя будет только стрелять в женщин "с видимыми признаками беременности".
Поправки также разрешают полиции открывать огонь в людных местах. Пункт закона о том, что сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, предлагается дополнить фразой "за исключением предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти".
Правку предполагается внести в статью о том, что "сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства". Из нее предполагается исключить фразу "иные обстоятельства" (таким образом, эти самые "иные обстоятельства" сотрудник полиции может использовать в оправдание).
Личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств проводить станет куда легче. Если сейчас это можно сделать при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие и другие запрещенные вещества, то теперь полицейским для досмотра не нужны будут никакие причины - достаточно будет "оснований полагать".
Полиции будут даны полномочия осуществлять розыск лиц, "уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия", а также "лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его".
Полиция получит право вскрывать транспортное средство якобы для спасения жизни граждан. Например, если находящийся в машине человек нуждается в медицинской помощи, либо в машине без присмотра оставлен младенец, либо там заблокировался преступник.

  • Пекутся о нас

Есть, правда, и изменения, которые определяют сферу гражданского контроля над правоохранительными органами. Так, в поправках к закону указано, что результаты мониторинга общественного мнения о деятельности полиции должны регулярно предаваться гласности. Кроме того, расширяется круг лиц, с которыми может связаться задержанный, используя свое право на телефонный разговор. Что касается лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, то полицейские теперь не только должны оказывать им помощь, но и сообщать о произошедшем родственникам.
Из статьи о полномочиях полиции убран пункт о том, что правоохранители могут "производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов".
В прошлый раз масштабные изменения в закон о правоохранительных органах вносились в 2010 году. Тогда проект закона "О полиции", заменивший старый Закон "О милиции", был опубликован в Интернете и собрал более 20 тысяч комментариев.
Некоторая их часть даже была учтена при работе над текстом будущего закона. Гражданским активистам тогда удалось, в частности, пролоббировать поправки о ношении полицейскими нагрудных знаков с индивидуальными номерами, заменить право задержанных на звонок правом на разговор. Тогда же была создана единая федеральная круглосуточная горячая линия по приему жалоб на действия сотрудников полиции.
Глава думского Комитета по безопасности Ирина Яровая прокомментировала инициативу разрешить полиции стрелять в женщин, вызвавшую неоднозначную реакцию в обществе.
По словам депутата, которая числится одним из авторов соответствующего законопроекта, в последнее время женщины нередко становятся участницами преступлений насильственного характера, в том числе террористических актов.
"Поэтому в данном случае речь идет исключительно о мерах обеспечения безопасности общества, жизни и здоровья людей", - сказала Яровая. Депутат отметила, что применение оружия сотрудниками правоохранительных органов остается жестко регламентировано, а за нарушение этого регламента полицейскому грозит уголовная ответственность.
Татьяна ЧИНЯКОВА. 
Фото rio-serov.ru, tarantino.by.

  • Комментарий

Прокомментировал очередной "смелый" законопроект председатель Общественно-наблюдательной комиссии Нижегородской области, кандидат юридических наук Александр ЛИСТКОВ.

  • Начнется произвол

- Предложения группы депутатов Государственной думы РФ о внесении изменений в ФЗ "О полиции" и другие корреспондирующие с ним законодательные акты противоречат нормам Конституции России, существенно ограничивают права граждан, беспредельно расширяют полномочия полиции, - убежден Александр Николаевич.
Напомню, что статья 22 Конституции РФ гарантирует гражданину право на свободу и личную неприкосновенность, а статьи 23 и 25 обязывают госорганы, в том числе полицию, соблюдать право гражданина на неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища против воли проживающего в нем.
Или вот еще. В действующем ФЗ "О полиции" сотрудник полиции во всех ситуациях обращения к гражданину был обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель задержания. Все просто и понятно. Авторы законопроектов предлагают узаконить представление сотрудника полиции гражданину только после пресечения преступления или даже административного правонарушения.
- Хочу заметить "горячим головам", - говорит Александр Листков, - что в соответствии со статьей 49 Конституции РФ человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и вступившим в силу приговором суда. Решение об установлении факта совершения административного правонарушения в настоящее время принимается либо судом, либо уполномоченными на то должностными лицами, а не сотрудником, например, ГИБДД.
Предоставление, по предложению авторов законопроекта, права отдельному дознавателю, например участковому, выполнять следственные действия на практике приведет к бесконтрольным действиям, а как следствие - к грубым нарушениям Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, то есть к нарушениям прав граждан.
Не выдерживают никакой критики, с точки зрения закона, широчайшие полномочия, предоставляемые полиции в части осуществления розыска лиц, утративших связь с родственниками, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его, несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации…
Похоже, авторы законопроекта не только обошли советский Уголовный и Административный кодексы, но и расширили круг граждан, которых можно хватать и доставлять в полицию. Возрождением давно ушедшей в прошлое практики реагирования и принятия жестких мер по доносам граждан реально послужат предоставленное авторами законопроекта право и обязанность полиции "проводить исследования по заявлениям и сообщениям о преступлении". А предложение авторов законопроекта о праве полиции осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если "имеется основание полагать"? Теперь каждый полицейский может придумать для себя основания и произвести незаконные действия. Предоставляемое право вскрытия транспортного средства грубо нарушает право частной собственности, предусмотренное статьей Конституции РФ, и, конечно же, спровоцирует на противоправное поведение оперативных сотрудников полиции. Теперь достаточно будет подбросить подозреваемому наркотики или оружие для "нахождения оснований для возбуждения уголовного дела". А отсюда до незаконного обвинения и приговора - рукой подать.

  • Определить на глазок

Грубо нарушают закрепленное в Конституции РФ, считает правозащитник, право гражданина на неприкосновенность жилища против воли проживающих в нем лиц, предложения авторов законопроекта о проникновении в жилые и иные помещения сотрудников полиции для задержания лиц, совершивших "деяния, содержащие признаки преступления, или скрывающихся с места совершения ими такого деяния". Во-первых, проникновение в жилище граждан, подозреваемых в совершении преступления, производится не иначе как на основании ордера на обыск, выдаваемого судом. Во-вторых, признаки состава преступления устанавливаются как минимум органом дознания или следователем. В-третьих, трудно себе представить, как полицейский, преследующий скрывающегося с места совершения деяния (а это может быть и не преступник), на ходу сможет отличить административное правонарушение, например, мелкое хищение, совершенное путем кражи, от уголовного преступления. Рядовому полицейскому не дано по закону право определять наличие в деяниях признаков состава преступления, то есть относить деяние к преступлению, а не к правонарушению.
- Складывается впечатление, - продолжает Александр Николаевич, - что депутаты - авторы законопроекта, а среди них 9 мужчин и одна женщина, в своем предложении разрешить сотрудникам полиции стрелять на поражение во всех женщин предоставляют любому полицейскому право на глазок определять, беременна женщина или нет. По закону и моему глубокому убеждению, беременность женщины определяют врачи, а не полицейские. Кроме того, у женщин определенного телосложения беременность можно не заметить до полугода. Тем более легко представить себе случаи, когда в результате незаконных, с превышением полномочий, действий полицейского женщина, защищая свою жизнь и здоровье, применяет газовое или травматическое оружие. Получается, что в подобных случаях, по мнению авторов законопроекта, стрельба на поражение женщины со стороны полицейского будет законной и обоснованной. Как говорится, нет слов…

ИСТОЧНИК http://www.nnews.nnov.ru/news/2015/07/10/30538/