Начальник колонии в Челябинской области взыскал с правозащитницы компенсацию за пост в...

Начальник колонии в Челябинской области взыскал с правозащитницы компенсацию за пост в блоге

1065

Ленинский районный суд Челябинска частично удовлетворил иск о защите чести, достоинства и репутации начальника исправительной колонии №1 в Копейске Алексея Титова к члену Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) региона Оксане Труфановой (на фото). За пост в блоге об избиении осужденного, к которому, по сведениям правозащитницы, мог быть причастен г-н Титов, она должна будет выплатить 20 тыс. рублей в счет морального вреда и погасить Титову судебные издержки. Юристы отмечают, что член ОНК вполне имела право публиковать подобные сведения, даже основываясь на слухах.

 

shadow

Согласно решению Ленинского районного суда Челябинска, члену ОНК Оксане Труфановой необходимо опровергнуть опубликованные в ее блоге сведения о начальнике ФКУ ИК-1 Копейска Алексее Титове. Кроме того, правозащитнице предписано выплатить судебные расходы и компенсацию морального вреда в 20 тыс. рублей. Публикация, которая возмутила Титова, была размещена 22 апреля в блоге Труфановой и рассказывала об избиении осужденного в 8-м отряде колонии. В посте была информация о том, что, по сведениям другой активистки ОНК Валерии Приходкиной, начальник колонии мог быть лично причастен к избиению осужденного. 

Изначально в своем исковом заявлении Алексей Титов требовал от Оксаны Труфановой опровержения в блоге, 50 тыс. рублей компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов. Суд согласился почти со всеми требованиями, лишь сократив сумму компенсации. 

«Оксана просто высказала мнение, а не заявляла, что оно точное. Пока, не имея на руках решения суда, я не могу сказать, почему суд пришел к иному выводу», – сказал «НИ» адвокат Андрей Лепехин. Он заметил, что и в практике Верховного суда и Европейского суда по правам человека за мнение не предусмотрено никакой ответственности.

Интересно, что это уже не первое противостояние Оксаны Труфановой и г-на Титова. В 2014 году правозащитнице пришлось отбиваться от иска, в котором было заявлено, что ее публикация в блоге порочит деловую репутацию колонии. Но тогда тот же Ленинский районный суд Челябинска даже не стал рассматривать его иск.

«В данном случае, поскольку речь идет о серьезных нарушениях прав заключенных, у суда должны быть очень веские причины чтобы какие-то санкции наложить на Труфанову», – сказал «НИ» правовой аналитик ассоциации «Агора», специализирующийся в том числе на защите свободы слова, Дамир Гайнутдинов. Он пояснил, что такое должностное лицо, как начальник колонии, в вопросах, касающихся оценки его профессиональной деятельности, должно пользоваться возможностями по защите его чести, достоинства и репутации в гораздо меньшей степени, чем обычные люди. «Даже ЕСПЧ говорил, что общественные деятели вправе в таких ситуациях основываться на слухах, если в общем и целом у них профессиональный подход. Поэтому для Оксаны Труфановой пределы свободы высказывания должны быть шире, а для начальника колонии пределы терпимости – уже», – добавил г-н Гайнутдинов.