Рабочая встреча правозащитников и представителей управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения...

Рабочая встреча правозащитников и представителей управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России 30.09.2015г.

1417

30 сентября 2015 г. в офисе организации «Комитет за гражданские права» состоялась встреча Врип начальника управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России Александра Петровича Приклонского с членами Общественных наблюдательных комиссий из разных регионов России и правозащитниками, занимающимися контролем за оказанием медицинской помощи в местах принудительного содержания.  

 

В мероприятии приняли участие: 

Врип начальника управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России Приклонский А.П. 

Сотрудники управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России.  

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкин А.В. 

Исполнительный директор “Независимой психиатрической ассоциации России” Виноградова Л.Н. 

Председатель ОНК Московской области Морозова Е.А. 

Члены ОНК Московской области: Кравцова Л.И., Тарасов И.И., Гончаренко Т.Г., Дзядко Н.Н.,   

Члены ОНК Москвы Каретникова А.Г., Дубикова Л.Б. 

Председатель ОНК РО, руководитель АНО «Общественный контроль» Петрашис Л.В. 

Член ОНК РО Сокуренко О.В. 

Директор Института прав человека Гефтер В.М.

Зам. директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Сергеев В.М.

 

Александр Приклонский рассказал о состоянии медицинской помощи в учреждениях ФСИН и пояснил, что все медико-санитарные части выведены из подчинения начальников колоний, что сделало их более независимыми. 118 МСЧ получили лицензии на медицинскую, в том числе фармацевтическую деятельность, 98 – на работу с наркотическими и психотропными препаратами. На основании поручения Президента № 2040 медицинскому управлению ФСИН в 2014 году было выделено дополнительно 1 млрд. 700 млн. руб., что позволило существенно укрепить материально-техническую базу, в частности, закупить флюорографы, рентгеновские аппараты, оборудование для наркоза и т.п. Кроме того, на эти средства были закуплены дополнительные лекарственные препараты и сделан запас необходимых медикаментов до октября 2016 года. Подушевой норматив лекарственных средств во ФСИН выше, чем в гражданской медицине, а объем оказываемой медицинской помощи больше в 2,5 раза.  За 7 месяцев (2014-2015 гг.) смертность в учреждениях ФСИН России уменьшилась на 3%, каждый случай становится предметом ведомственного контроля. Александр Приклонский рассказал, что за пять предыдущих лет не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности, а детская (от 0 до 3 лет) – заметно ниже, чем в обществе, хотя многие матери болеют туберкулезом и являются ВИЧ-инфицированными. Он проинформировал о проекте "Проект совместного проживания матери и ребенка", реализуемого в Мордовии и Красноярском крае и о планах по распространению данного опыта по всем регионам РФ. Затронув тему смертности в УИС, Александр Приклонский отметил, что среди причин смертности основными являются ВИЧ (37,2%) и сердечно-сосудистые заболевания (33,8%), хотя от последних осужденные умирают в три раза реже, чем обычные граждане.  Целенаправленная борьба с туберкулезом принесла свои плоды: за последние три года число больных уменьшилось с 28 до 24 тыс., организован высокий уровень контроля на входе, имеются все препараты, обеспеченность койкоместами выше, чем в общественном здравоохранении. Введена интегрированная система информирования о больных туберкулезом при освобождении и многое другое.  

Леонид Петрашис рассказал о проведенном мониторинге качества оказания медицинской помощи в УИС РО с использованием медицинского модуля, разработанного к.м.н. Александром Гончаренко. Он отметил, что областные правозащитники провели 14 проверок качества оказания медицинской помощи в различных учреждениях ГУ ФСИН РФ по РО, совместно с руководством и представителями МСЧ-61 и опросили 129 подозреваемых/осужденных, и, благодаря проведенному исследованию, члены ОНК составили свое мнение  о положении дел в сфере оказания медицинской помощи в УИС РО. Леонид Петрашис пояснил, что одной из наиболее существенных проблем в сфере оказания медицинской помощи спецконтингенту является человеческий фактор – отношение тюремных врачей к подозреваемым/обвиняемым.  

Леонид Петрашис высоко оценил деятельность новой команды МСЧ-61 под руководством майора вн. службы А.А. Ветрова, с приходом которой, многие вопросы в сфере качества оказания медицинской помощи стали разрешаться в оперативном порядке. Председатель ОНК РО отметил, что подход нового руководителя МСЧ-61 («Быть прежде всего врачом, а не сотрудником ИУ») к работе, может являться положительным примером для представителей медицинских частей во всех регионах РФ. 

Также, он рассказал о проблеме лицензирования учреждений ГУ ФСИН РФ по РО в области (отсутствие стационаров во всех учреждениях, кроме МОТБ-19, отсутствие лицензии на фармацевтическую деятельность, профилактическую вакцинацию, деятельность «Дома ребенка», проведения экспертизы временной нетрудоспособности и освидетельствования спецконтингента на предмет наркотического и алкогольного опьянения) и других сложностях в работе МЧ УИС РО. 

 

Анна Каретникова озвучила актуальные проблемы оказания медицинской помощи в учреждениях УИС Москвы:  

 - проблемы АРВТ (ВААРТ) по ВИЧ, в том числе - в связи с санкциями. Обращения по невыдаче ВААРТ, которую нельзя прерывать. 

 -  угроза эпидемий заболеваний в связи с перелимитом.

 - отсутствие лекарственных препаратов в связи с сокращением аптек. 

 -   нехватка и крайне низкие зарплаты фельдшеров, их социальной незащищенности. Особо остро встает вопрос нехватки медперсонала в связи с перелимитом. Медработники в нарушение приказа 640190 не совершают ежедневный обход заключенных, заявления больных скрываются, либо подделываются подписи  о рассмотрении заявлений. 

 - отсутствие необходимого стоматологического оборудования: лечение зубов не производится, только удаление. 

 - отсутствие оборудования, необходимого для инвалидов: лифтов, пандусов, кресел, тросточек, костылей. 

 - сложности применения на практике постановлений Правительства № 3, 54 

 - выдача фиктивных медицинских справок о том, что состояние подозреваемого/обвиняемого удовлетворительное и он может участвовать в судебном процессе, не смотря на возможные последствия ухудшения состояния здоровья при этапировании в суд

 -отсутствие обязанности у руководства СИЗО истребования из муниципальных учреждений здравоохранения выписок о состоянии здоровья заключенных 

 -отказ начальников ФКУ в заверении письменных согласий осужденных и обвиняемых/подозреваемых для получения информации о состоянии их здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения их родственниками, либо членами ОНК.  

 -отсутствие согласованного порядка освидетельствований осужденных при прохождении МСЭ, что приводит к нарушению их прав при установлении и продлении инвалидности. 

 -отсутствие согласованного порядка при направлении осужденных и обвиняемых/подозреваемых в муниципальные учреждения здравоохранения 

 -отсутствие согласованного порядка оказания осужденным и обвиняемым/подозреваемым платных медицинских услуг по желанию в виде посещений их врачом в учреждении УИС, либо вывозе в муниципальные учреждения здравоохранения для прохождения диагностики заболеваний и получения лечения 

 -отсутствие согласованного порядка проведения посещений узкими врачами-специалистами учреждений УИС и сложности конвоирования в муниципальные учреждения здравоохранения (конвой в составе 4 сотрудников УИС) 

 -нарушение правил проведения медосмотров и медицинских манипуляций, нарушение медицинской этики, отказ в выдаче на руки медицинских документов, свидетельствующих о состоянии здоровья осужденных и обвиняемых/подозреваемых. 

 Участники встречи поделились опытом проведения общественного контроля в МПС по соблюдению прав заключенных на получение качественной медицинской помощи и рассказали об имеющихся проблемах в работе МСЧ субъектов. Правозащитники отметили такие проблемы в сфере оказания медицинской помощи, как жалобы осужденных, непредставление им необходимых медицинских препаратов, проблемы в передаче медицинских документов при переводе осуждённого из одного учреждения в другое,  разлучение осужденных-рожениц с новорожденным ребенком через несколько часов после родов; отсутствие условий для инвалидов, (которые зачастую могу рассчитывать только на помощь других заключенных), отсутствие организованного контроля за состоянием здоровья осужденных, объявивших голодовку, увеличенная нагрузка на одного врача, что неизбежно привело к ухудшению качества оказания медицинской помощи, низкая зарплата тюремных медиков, не позволяющая обеспечить достаточный приток кадров из гражданской медицины и выпускников медицинских ВУЗов и другое.  

 Валентин Гефтер предложил регулярно проводить рабочие встречи – совещания правозащитников и сотрудников медицинского управления ФСИН России для повышения уровня взаимодействия и оперативного разрешения имеющихся проблем в сфере оказания качественной медицинской помощи в МПС. 

 Александр Приклонский, в ходе совещания ответил на все интересующие участников мероприятия вопросы и взял под личный контроль проблемы, озвученные правозащитниками из регионов. 

 В завершении рабочей встречи правозащитники поблагодарили Врип начальника управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России Александра Приклонского за открытый и информативный диалог и выразили надежду на продолжение конструктивного взаимодействия в сфере обеспечения подозреваемых/осужденных качественной медицинской помощью, а также было принято решение посетить самые проблемные МЧ в УФСИН РФ по МО совместно с членами комиссии для выявления недостатков и поиска эффективных путей их решения. 

 Так же по материалам совещания было составлено обращение Президенту РФ Путину В.В., подготовленное Бабушкиным А.В., которое будет изложено во время встречи с правозащитниками 01 октября 2015 года – для решения проблем, озвученных присутствующими.