Обзорный отчет по мониторингу условий содержания уязвимых групп в местах принудительного...

Обзорный отчет по мониторингу условий содержания уязвимых групп в местах принудительного содержания Санкт-Петербурга.

1978

Обзорный отчет

по мониторингу условий содержания уязвимых групп в местах принудительного содержания Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Изучение условий содержания уязвимых групп в местах принудительного содержания.
  2. Выявление, анализ проблем пребывания в условиях мест принудительного содержания и практики обращения с уязвимыми группами заключенных (женщин, женщин с детьми, несовершеннолетних, инвалидов, хронических больных) в местах принудительного содержания.

Задачи: В период с 01 июля до 31 октября 2015 года

  1. Провести не менее 10 проверочных визитов (в т.ч. повторных) отделений полиции, ИВС и СИЗО Санкт-Петербурга;
  2. Опросить не менее 20 представителей уязвимых групп, используя анкетные формы, собрать примеры;
  3. Обобщить статистическую информацию и информацию, полученную от администрации, о практике обращения с уязвимыми группами в Санкт-Петербурге;
  4. Подготовить обзорный отчет в соответствии с представленным планом.
  5. Представить отчета до 31 октября 2015 года.
  1. Краткая информация о местах содержания под стражей [1].

В составе УФСИН Санкт-Петербурга находится: 3 следственных изолятора, 3 исправительных колонии, межобластная больница (им. Гааза) и воспитательная колония[2].

  • ФКУ «Следственный изолятор №1» ( «Кресты»)
  • ФКУ «Следственный изолятор №4» («Лебедёвка»)
  • ФКУ «Следственный изолятор №5» (женский)
  • ФКУ «Исправительная колония №5» (общий режим)
  • ФКУ «Исправительная колония №6» (общий режим)
  • ФКУ «Исправительная колония №7» (строго режима)

 

  • ФКУ «Колпинская воспитательная колония»
  • ФК ЛПУ им. Ф.П. Гааза

В ходе мониторинга были отправлены запросы в ГУ МВД по Санкт-Петербургу[3] и письмо-запрос Начальнику ГУФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области[4]. Статистикой по задержанным представителям УГ на основании ответов не располагаю[5].

  1. Анализ практики по условиям содержания и обращения.

За период с 1 июля по 24 октября 2015 года было проведено 18 посещений следственных изоляторов[6], 3 раза - ФК ЛПУ им. Гааза, 1 раз – ПФРСИ ИК №7.

О ходе проверок за  прошедший год Агафоновым Л.В. была составлена аналитическая справка для УПЧ по Санкт-Петербургу А.Шишлову, что отражено в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека за 2014 год[7].

По данным УФСИН в 2014 году в большинстве СИЗО Санкт-Петербурга систематически превышался лимит наполняемости. Это наблюдается по настоящее время.

СИЗО № 1.

СИЗО построено в 1884-1892 годах. Два основных корпуса построены по принципу паноптикума (принцип максимально возможной визуализации и наблюдения) и обеспечивает  максимальную инсоляцию. Тюрьма была построена для одиночного содержания заключенных  и состоит  из 999 камер размером 8 м. кв., исходя из того, что  в то время в тюрьмах Европы было предусмотрено 7 м. кв. на человека. В дальнейшем  к 2 режимным крестообразным 4-этажным корпусам СИЗО был достроен еще один корпус № 9, в котором находилась туберкулезная больница и который  настоящее время закрыт.

В «Крестах», рассчитанном на 1 768 мест, в среднем содержалось 2 170 человек. По состоянию на 1 января 2015 года – 2 295 человек. На октябрь 2015 года содержится около 2 300 человек.

В СИЗО №1 – 28 следственных кабинета. Со слов адвокатов, возникают проблемы для встреч адвокатов с подзащитными. Не хватает выводных; помещения не оборудованы для инвалидов-опорников; нет туалета для заключенных[8].

В отряде  хозяйственно-лагерной обслуги (ХЛО) вместо положенных по штату 228 человек насчитывается 170 человек. Периодически есть проблема с задержкой выдачи питания до 2-х часов

Гражданин Г. взят на контроль летом 2014 после конфликтной ситуации с сотрудниками СИЗО, к которому сотрудниками СИЗО-1 были применены спецсредства, вследствие чего членами ОНК Борисом Пантелеевым и Леонидом Агафоновым, был составлен акт с описанием многочисленных гематом, а материалы отправлены в следственный комитет. Пожизненный инвалид-опорник 3 группы. Были жалобы на то, что ИВС Пушкинского района его не выводили на прогулку. Также он жаловался на то, что содержали его там более 10 суток (перелимит содержания). Помимо этого, арестованный жаловался на то, что по приезде в СИЗО-1 его долго не поднимали из сборного отделения.

Проверка показала, что прогулочные дворики в ИВС Пушкинского района отсутствуют, что противоречит условиям содержания[9]. Гражданин Г. находится у нас на контроле.

Позитивный опыт.

3 февраля 2015 года члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкин А.В., Евдокимова Н.Л. и Полякова Э.М., совместно с членами ОНК СПб Пантелеевым Б.Е. и Агафоновым Л. В.,  начальником УФСИН генерал-майором Потапенко И.В. посетили новые «Кресты» в Колпинском районе Санкт-Петербурга, открытие которого запланировано на ноябрь 2015 года.  Это будет крупнейшая тюрьма Европы.  В СИЗО  будет содержаться под стражей 4 тыс. человек. Численность отряда хозобслуги составит 280 человек. Под  СИЗО построено бомбоубежище на 5 тыс. мест.

Планируются 2 режимных корпуса в 8 этажей, которые имеют  крестообразную планировку. Каждый корпус будет иметь 8 лифтов. Третий режимный корпус на 160 человек  будет предназначен для пожизненно осужденных и помещенных в карцеры.

Отдельные корпуса предназначены для размещения медчасти и администрации СИЗО.  Все корпуса соединены коридорами, зато часть прогулочных двориков будет находиться в торцах зданий, вторая часть традиционно будет находиться на крыше. Двор  СИЗО будет засажен цветами.

Камеры оборудованы одноярусными кроватями. Скамейки и столы новой конструкции удобны для сидения. Камеры имеют специальные гнезда для подключения телевизоров и холодильников, раковины, вешалки, шкафчики для продуктов и посуды, отгороженный от камеры туалет. К сожалению, камеры не оборудованы душевыми кабинками. Решетки на окнах установлены только с внешней стороны, так как противоударные стекла способны  выдержать 50 ударов кувалдой.

Между камерами будут находиться технические помещения. Это затруднит межкамерную связь, а также позволит чинить коммуникации без входа в камеры.

Пост охраны находится в центре креста: в просторной стеклянной будке будет сидеть двое сотрудников. Сюда же на мониторы, установленные на посту, будут выведены камеры видеонаблюдения. Круглые стволы – башня креста будут венчаться девятым этажом, в  котором буду находиться храмы основных религий.

В Новых Крестах будет много нового. Например, в корпусе, где находится КПП, расположится несколько гостиничных номеров, где смогут остановиться прибывшие издалека  родственники заключенных. Потолки в режимных корпусах будут решетчатыми.

Стоит новой тюрьмы - более 12 млрд. руб.[10]

В 2014 году по состоянию здоровья было отказано в приеме в  СИЗО 110 человек, которых в условиях СИЗО лечить было невозможно.

СИЗО № 4 в течение года был переполнен на 4–27%. Лимит наполнения рассчитан на 556 человек, 136 камер. Проблему переполненности СИЗО можно решать, в том числе, путем более широкого применения судами мер пресечения, не связанных с заключением под стражу.

14-летний юноша М. арестован за преступление против половой неприкосновенности. По просьбе матери взят на контроль. Во время обхода в комнате приема передач, поступило обращение матери об отказе со стороны следователя в свидании, а также опасениях в том, что сокамерники применят возмездное сексуальное насилие к ее сыну.

Арестованный М. был вызван на беседу, опрошен на предмет взаимоотношений в камере, нет ли проблем насильственных посягательств. Кроме него в камере содержалось еще двое – один с идентичной статьей, второй – за угон. Было установлено, что передачи делятся между сокамерниками и отношения хорошие. На вопрос, что передать маме, ответил, что скучает.

СИЗО №5 (женский). Лимит – 592 мест. В течение 2014 года была переполняемость. На 13.01.2015 года содержалось 576 человек. Одиночное содержание – 4 чел., с детьми – 14 человек.[11]

Гражданка К., 28-ми лет, во время проведения опроса[12] в ЛПУ им.Гааза, находилась под арестом 11-е сутки. Она сообщила, что из СИЗО-5, после потери сознания во время прогулки, попала в больницу. С ее слов выяснилось, что после задержания оперативные сотрудники били ее по голове, требуя признать вину в совершении преступления.  Арестованная обратилась с просьбой установить контакт с матерью, которая находится в Мурманской области, с целью найти адвоката.

Арестованная была взята на контроль. Родственники найдены, связь поддерживается. Родственники наняли адвоката, статья переквалифицирована на более легкую. Заявление о насилии со стороны полиции испугалась писать.

ФКУ ИК № 7.

4 февраля 2015 года член Совета при Президенте РФ  по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкин А.В. совместно с членами ОНК СПб Пантелеевым Б.Е. и Агафоновым Л.И.,  начальником УФСИН генерал-майором Потапенко И.В., посетили ФКУ ИК №7 г. Санкт- Петербурга.  Участников посещения сопровождал  начальника ИК № 7 Бочков В.П.[13]

Колония образована в 1959 году. Лимит наполнения  учреждения 1510 человек.  ПФРСИ – 76 человек. Фактическое наполнение – 1498 (98 %), ПФРСИ – 50.  Колония предназначена для отбытия наказания на строгом режиме лицами, ранее отбывавшими наказание.

ФК ЛПУ им.Гааза. Лимит – 350 мест. На 17.01.2015 содержалось 273 человека. При этом инфекционное отделение постоянно переполнено более чем в два раза.

В 2014 году в больнице скончалось 98 человек, из которых 82 % были больны  СПИДом.

Освобождено по болезни  из  МОБ  20 человек из 50 представленных.

И  О  попал в больницу им. Гааза из СИЗО-6 Горелово, где ему с 10.03.2015 по 13.04.2015 было отказано в предоставлении инсулина, что, по его мнению, могло привести к смерти. За время нахождения в больнице им. Гааза он четыре раза попадал в реанимацию с гипогликемической комой. Подобранные ему еще на свободе инсулин Хумалог и Лантус в больнице отсутствует, вместо этого колют инсулин отечественных производителей Ринсулин Р и НПХ, который больному не подходит и вызывает аллергические реакции. В связи с этим, медицинский персонал не может сбалансировать нормальный уровень сахара. При всем при этом, он благодарен врачам больницы им. Гааза за помощь и спасение его жизни.

Начальник МСЧ-78 Дамаданов Б.Д. опроверг  жалобы О и утверждает, что заключенному дают диетическое питание, а лечение идет хорошо и препараты подходят. К сожалению, диет в системы ФСИН пока не существует - есть дополнительное питание, а это разные вещи. Поговорив с исполняющим обязанности начальника больницы им. Гааза, выяснилось, что все препараты они получают централизовано, закупая по тендеру. В тюремных больницах нет таких привилегий как в гражданских, где выделяются специальные фонды для закупки необходимых по жизненным показаниям лекарств. У лечебного заведения нет возможности экстренно приобрести лекарство, необходимое для спасения жизни людей.

1.Практика обращения с уязвимыми группами.

1.1.Подростки:

На 22 августа 2015 г. в СИЗО-4 и СИЗО-5 содержалось 36 человек (35 мальчиков и 1 девочка). Возраст опрашиваемых: от 14 до 17 лет.

Опрошены 6 человек[14]: 3 человека под следствием; 3 человека за судом. Продолжительность нахождения в изоляторе: от 2 до 11 месяцев.

Из 6 опрошенных все ответили, что права нарушались: 2 человека – в ОВД, 1 человек – в СИЗО, 3 человека – в ИВС. Из них: в физической и или психической неприкосновенности – 2 человека, адвокатской помощи – 1(детдомовец заявил на непредоставление ему оперативными сотрудниками услуги адвоката, допрос вели без адвоката и законного представителя). Нарушались права медицинской помощи – 1; гигиены в ИВС –1 девушка-подросток; отношений с персоналом – 2 чел., отношений с сокамерниками – 2 чел, этапирования – 2 чел[15].

Из числа опрошенных о нарушении прав других заключенных известно 1 человеку, 2 человека согласны написать об этом или рассказать при встрече с правозащитником, другие от ответа уклонились.

Данные о себе предоставили 3 человека, указав ФИО, возраст, пол; 2 человека сообщили о наличии хронических заболеваний (пиелонефрит и врожденный порок сердца). Жалоб на питание у опрошенных подростков нет.

Опрошена 1 девушка-подросток, которая содержится одна в четырехместной камере СИЗО №5. Отношения с персоналом удовлетворительные, незаконным наказаниям, грубости и проч. не подвергалась. Состояние здоровья в норме, жалоб на доступность медицинской помощи нет. Гигиенические принадлежности,  горячая вода, душ, как и реакция персонала на просьбы – доступно, удовлетворительно. Смена постельного белья в СИЗО, возможность стирать свои вещи (особенно в период менструаций) – есть. Связь с родственниками есть, препятствий не оказывается. Доступность физических упражнений, поддержания здоровья – есть. Девушка не беременна, детей нет.

1.2.Женщины:

В СИЗО № 5 находится 365  женщин, из них опрошены 9 женщин (4 женщины с детьми, 2 беременные, 3 женщины с хроническими заболеваниями).

По результатам опросов в СИЗО-5, проводимых с 1.07 по 24.10.2015 г., возраст опрашиваемых – от 21 до 53 лет. 3 женщины находятся на этапе апелляции, 2 – под судом, 3 – под следствием.

Отмечено нарушение прав в: ОВД – 4 чел., ИВС – 2 чел., СИЗО – 3 чел. Из них: 3 человека отметили нарушения физической и психической неприкосновенности  в ОВД, 1 человек – медицинской помощи, 1 чел. – неполноценность питания, 3 чел. – гигиены, 3 чел. – контакта с семьей, 1 чел. – отношений с персоналом, 2 чел. – отношений с сокамерниками и 2 чел. – этапирования. Нарушений по адвокатской помощи, а также административным мерам не обозначено. Дополнительно было указано на досмотр женщин лицами мужского пола. 5 женщин готовы рассказать о нарушениях правозащитнику, другие 4 женщины – нет.

Двое из опрошенных женщин указали на наличие у них хронических заболеваний –  гепатит С и ВИЧ. Инвалидов среди опрошенных в период мониторинга не было.

У двух женщин (в том числе, в МПС) – по 2 ребенка.

На период проверки возраст детей составил от 9 месяцев до 12 лет. В СИЗО опрашиваемые женщины находятся от 11 дней до 1 года 4 месяцев.

В СИЗО-5 есть два помещения для содержания женщин с детьми и одна камера для содержания беременных. На момент опроса

Женщины сообщили, что отношения в камере – удовлетворительные, однако 2 чел. подтвердили, что есть насилие со стороны сокамерниц. Отношения с персоналом – удовлетворительные. Переполненность камер ни одной из опрошенных не отмечена, однако мест для детских кроватей нет и часть женщин спали с детьми. Была проблема отдельного спального места – 1 беременная женщина занимала второй ярус, в данное время проблема устранена. На период проверок июль-октябрь 2015 г. проблем отдельного спального места из-за отсутствия детских кроватей в СИЗО-5 не было.

Грубого обращения при досмотрах отмечено не было, а содержание в суде – да. Это выражалось в содержании с ребенком длительно в непроветриваемом помещении, в ущемлении физиологических нужд, а именно: не пускали в туалет, отсутствовала возможность теплого питания для ребенка, температурный режим для переодевания ребенка. Жалобы на сотрудников-мужчин в Калининском районном суде.

О состоянии здоровья выяснилось, что больные ВИЧ и гепатитом С женщины содержатся со здоровыми женщинами с детьми. Мед. помощь доступна, но несвоевременна и ненадлежащего качества. Стало известно, что у одной женщины плохое здоровье: перенесла 2 перитонита, гематомы головы, теряет сознание, испытывает головокружения.

Гигиенические принадлежности доступны,  горячая вода и душ  есть, реакция персонала на просьбы – лояльная, устраивает. Выводят мыться 1 раз в неделю. Смена постельного белья в СИЗО – 1 раз в неделю, есть возможность стирать свои вещи; есть стиральная машина у женщин с детьми, и можно стирать в любое время, остальные стираются в банные дни.

При опросе 2 заключенных сообщили, что связь с детьми, находящимися вне СИЗО,  прерывается. Им не сообщают о состоянии здоровья ребенка и где они находятся. У 1 опрошенной нет детей вне СИЗО. У 1 женщины – один ребенок в доме малютки, второй – вместе с ней. Связь с родственниками 4 заключенные поддерживают, у 1  родственники не приезжают; у 1 муж не мог попасть на свидание 3 раза, т.к. перегружена комната для свиданий; остальные 3 не упоминают.

О доступности физических упражнений и поддержания здоровья 8 человек ответили отрицательно, 1 положительно.

Беременные возможности гулять дополнительно (с перерывами) не имеют, это указали все 6 опрошенных. Доп. питание с момента перевода в камеру для беременных получают. Туда входит творог, масло, яйцо, сок, молоко.

Медицинскую помощь, осмотры гинеколога, анализы: 4 чел. ответили «да», 2 – осмотр «да», анализы – «нет». Об обеспечении дородового наблюдения, сдачу анализов и кто проводил консультирование, все женщины ответили по-разному:

  1. скорая помощь проводила консультирование;
  2. врач-гинеколог;
  3. никто не консультировал
  4. на самотеке: анализы не сдавала, консультаций не получала
  5. кровь из вены, моча
  6. осмотр гинеколога.

Связь с отцом ребенка поддерживают 3 женщины; 3- нет. Помощь близких получают 4 чел.; 1 – нет, 1 - редко

Матери-заключенные должны обеспечиваться прогулками без ограничения, однако 2 написали, что гулять не выводят; 1написала, что в зависимости от смены – одни выводят гулять, другие – нет. В одном помещении есть кухня и возможность подогреть-приготовить; во втором помещении заключенным сообщили, что плитка не положена.

По вопросам обеспечения памперсами, одеждой, бельем, пелёнками и игрушками для ребенка со стороны администрации учреждения[16]: 1 ответ – ничего, 1 ответ – предоставляют по заявлению, 1 ответ – сотрудничают со спонсорами, 1 ответ – выдают 1 раз в месяц, и то с руганью.

Дополнительное питание для матери в виде молока, масла, яйца респондентами оценивается как отсутствующее: 3 чел – нет, 1 чел – да.

Питание для искусственного вскармливания обеспечивают: 1 – родственники  и учреждение, 3 – учреждение.

Педиатр осматривает детей раз в неделю. Других специалистов (патронажной сестры, окулиста, отоларинголога, невропатолога) – нет. Прививки не делают (только в роддоме). Проблемы состояния здоровья ребенка и необходимость помощи по уходу испытывает 1 человек; 3 – нет, справляются.

 По родам:

Все заключенные были доставлены в городскую гражданская больницу (им.Боткина или 16-ая городская) от 1 до 12 часов до родов. Доставили: 1 женщину – на «Волге»(на личном транспорте сотрудника учреждения) без наручников; 1 – на «Скорой» в наручниках; 1 – на «Скорой», пристегнув к носилкам; 1 – на «Скорой», не пристегнутая.

Роды проходили: 1 – во время родов не помнит, а до родов была пристегнута к кровати; 1 – в наручниках;  1 – без наручников; 1 – рожала без наручников, потом пристегнули. Жалоб на грубое обращение со стороны конвоя: 4 – нет; медперсонала: 3 – нет, 1 – да.

Самочувствие  после родов: 3 – нормальное, 1 – тяжелое. После родов оставалась в больнице от 2 часов до 1 суток. Ребенка держали в роддоме и привезли матери – от 4 дней до месяца. Все опрошенные женщины испытали психо-эмоциональный дискомфорт, тревогу в связи с разлукой с новорожденным: плохо, очень тяжело, тяжело переживала, ужасно тяжело. Все младенцы родились здоровыми, по доставке в СИЗО также были здоровы.

После родов у одной матери не наладился приток молока – полноценное грудное вскармливание невозможно из-за недостаточности молока (очень мало), у других молоко потеряно из-за раннего этапирования с роддома. Следует учесть, что первородящие женщины нуждаются в консультации специалистов по стимулированию лактации (гигиена груди, обработка молочных желез перед кормлением, сцеживание), о чем заключенным женщинам известно в далеко не полной мере.

В ФКУ СИЗО №5 за 2014 на имя члена ОНК Агафонова Л.В. было получено 9 обращений женщин по вопросам о нарушении прав женщин с малолетними детьми, находящихся в указанном учреждении. Женщины, недавно родившие детей, сообщили, что сразу же после родов они были разлучены со своими новорожденными детьми и направлены из медицинского учреждения обратно в следственный изолятор, без детей. В заявлениях женщин, содержащихся в то время в СИЗО №5, содержались пояснения заявительниц и следующая фактическая информация:

В, родила ребенка 1.06.14, через несколько часов была возвращена в СИ №5, ребенка из роддома привезли через семнадцать дней;

Г, родила ребенка 22.07.14, в тот же день ее привезли обратно в СИ №5, ребенка привезли к матери только через шесть дней;

К, родила ребенка 18.08.14, в тот же день ее привезли обратно в СИ №5, ребенка привезли к матери только через двадцать три дня;

Н, родила ребенка 4.06.14, выписана 8.06.14, ребенок выписан 16.06.14;

С, родила ребенка 28.07.14, выписана 29.07.14, ребенка привезли к матери через пять дней;

Ф, родила ребенка 11.10.13, в тот же день вернули в СИ №5, ребенка привезли к матери через четырнадцать дней;

Ф, родила ребенка 17.07.14, в тот же день привезли обратно в СИ №5, ребенка привезли к матери через пять дней.

Х, родила ребенка 19.03.14, 24.03.14 привезли обратно, ребенок оставался без матери до 28.04.2014

В обращениях отмечено также, что в результате такого раннего отлучения ребенка от матери и женщин «перегорело молоко», в результате чего они были вынуждены перевести новорожденных на искусственное вскармливание.

Таким образом, фактическая информация подтверждает систематический характер практики раннего разлучения матерей, находящихся в принудительном содержании в СИ №5, с новорожденными детьми. ОНК СПб не располагает возможностями привлечения эксперта в области медицины и раннего развития детей, которые могли бы дать экспертное заключение о медицинских последствиях раннего разлучения матери и ребенка на здоровье и развитие новорожденного, но последствия по фактам обращений являются негативными. В Рекомендациях ВОЗ по технологии родовспоможения 1985 года, поддержанных РФ, также указано, что «здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья».

Существующая практика не соответствует также принципу уважения семейной жизни, закрепленному в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в свете толкования этой нормы Европейским Судом по правам человека как недопустимости необоснованного разлучения ребенка с биологическими родителями. Несмотря на то, что разлучение матерей с новорожденными имело кратковременный характер, оно происходило сразу же после рождения, в период, особенно важный как для ребенка, так и для матери[17].

1.3.Хронические больные:

Статистика освобождающихся по болезни из мест лишения свободы, показывает, что государственная политика гуманизации в местах лишения свободы просто провалена. Ежегодно сокращается число освобождаемых от наказания по болезни. Так, в 2006 году было представлено к освобождению по болезни – 2220 человек, из которых был освобожден 61%. В 2009 году из 2776 человек, представленных к освобождению по болезни, было освобождено почти на четверть меньше – 47, 8%. В 2011 году из 3886 человек было освобождено 46, 7 %. Но в 2013 из 3853 представленных к освобождению по постановлению № 54 вышло на свободу всего лишь 28 %, а в 2014 году из 3758 человек лишь 24 %. В больницах УИС умирает 63,7 % от всех хронически больных.

Освобождение по болезни:

Качество медицинской помощи, оказываемой в учреждениях, по-прежнему вызывает тревогу.

Смертность в СИЗО № 1 за 2014 год составила 8 человек, в т.ч. 6 суицидов, 2 обвиняемых скончались от заболеваний (миокардиодистрофия).  При этом большая часть тяжелобольных лиц была направлена в больницу № 1 им.  Ф.П. Гааза.

Для освобождения по болезни были представлены 2 человека, рекомендованных спецмедкомиссией к освобождению, которых суд не освободил. Однако  при беседе с начальником медсчасти СИЗО  выяснилось, что он не знает, сколько и кто был освобожден из числа лиц, поступивших в больницу из СИЗО № 1.

В психиатрическом отделение СИЗО-1,  при заложенном лимите наполнения, норма на одного больного составляет  около  3 кв.м, были случаи  когда больные эпилепсией помещались на  второй ярус кровати. Также  было 6 обращений, о том что люди содержатся в психиатрическом отделении без их согласия. После этого членам ОНК отказывают в посещении психиатрического отделения.

Выявлены проблемы в установлении группы инвалидности. Так, из 20 человек, представленных к инвалидности в 2014 году, инвалидами были признаны только 8 человек,  что составляет менее 0, 5 % от лимита  СИЗО  и менее 0, 2 % от оборота спецконтингента.

В СИЗО № 1 более отсутствовал врач-инфекционист, что было представлено нами в отчете Уполномоченному по правам человека в СПб и отражено в докладе УПЧ за 2014 г. В настоящее время периодически предоставляется услуга-консультация выездного врача. До сих пор возможность заключенным оформить инвалидность затруднена. В сентябре-октябре 2014 проводилась репрезентативная выборка в 36 камерах ФКУ СИЗО №1[18] по вопросам медицинского освидетельствования, лечения и/или наблюдения за больными  [19]. Было установлено, что врач осуществляет обход не чаще, чем 1 раз в 7-10 дней.

В СИЗО №5 из опрошенных 9 женщин находятся 2 женщины с детьми, которые указали на наличие у них хронических заболеваний –  гепатит С и ВИЧ. Проверка показала, что обе женщины содержатся совместно с другими женщинами-заключенными. Лечение не проводится или носит эпизодический характер.

В ИК №7 (ПФРСИ) на момент проверки находился 1 инвалид-опорник[20]. Выявлены многочисленные нарушения администрации колонии в вынесении административных наказаний осужденным, в том числе больным астмой, ВИЧ-инфицированным, хроническим больным. Были решения прокурорских проверок и судов с отменой вышеуказанных наказаний.[21]

Проверка показала, что помещения не оборудованы для нахождения инвалидов. Отсутствуют пандусы, нет перил, дверные проходы недостаточно широки для передвижения на коляске, не оборудованы туалеты и душевые, нет отдельных мест для просушки белья.

Обеспечение особых потребностей, связанными с физическими недостатками в условиях заключения.

В ФК ЛПУ «ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» в инфекционном отделении перелимит больше чем в 2 раза, что создает проблему скученности, увеличивает риск распространения инфекционных заболеваний и их последствий. Кроме этого, в стационаре отсутствует лифт, что осложняет передвижение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ослабленных пациентов. Заформализован процесс вывода больных на прогулку. Для того, чтобы получить разрешение на прогулку, нужно написать заявление на имя начальника учреждения с просьбой разрешить прогулку, завизированное разрешением лечащего врача и оперативного работника. Форма шантажа «гуляешь - значит здоров» имеет место.

В больнице находятся онкологические больные, но врача-онколога нет. Консультации и осмотр осуществляет приходящий врач. Больные, которые получают наркотические анальгетики, этапироваться в другие ИК не могут.

Эффективность диагностики и медицинской помощи по хроническим заболеваниям и физ. недостаткам отсутствует.

В Комитете по здравоохранению отметили, что разлучение детей с матерями производилось в соответствии с указанием администрации СИЗО № 5 о быстром переводе женщин сразу после родов, в то время как состояние новорожденных детей требовало наблюдения за ними. По мнению специалистов Комитета, необходимо отменить ранний перевод женщин из родильного дома в СИЗО при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию. В СИЗО также должны быть оборудованы отделения для совместного пребывания женщин-заключенных и новорожденных в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами[22].

В «Правилах Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила)» указаны особенности, связанные с содержанием беременных женщин и женщин с детьми. Так, Правиле 48 предусматривается, что «женщинам-заключенным не препятствуют заниматься грудным вскармливанием своих детей, если только для этого нет особых противопоказаний медицинского характера»[23]. Раннее разлучение матери и ребенка препятствует грудному вскармливанию, что отмечается в большинстве приложенных обращений.

Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 21.01.2015 г. № 01/19-8886/14-01 дал рекомендации по содержанию и особым условиям для рожениц и кормящих матерей[24].

Возможности самореализации.

Для того, чтобы воспользоваться правом на медицинскую помощь, зачастую приходится пройти сложную процедуру обращений в вышестоящие органы, в том числе и к УПЧ по правам человека, за разрешением. Возможности отсутствуют или ничтожны.

Мониторинг показал, что все уязвимые группы заключенных, на страже интересов которых выступают члены ОНК, оказались беззащитными в условиях несоответствия нормативно-правовой базы и правом на нее реализацию в рамках отечественной пенитенциарной системы. Права согласно конституции есть, Конвенции «прописывают», Декларации «декларируют», а на деле - системой исполнения наказания не предусмотрены ни льготные, ни даже базовые условия содержания довольно большой группы уязвимых заключенных.

Необходимо уточнить, что администрация ИК-7 в нарушение УИК РФ (гл. 3, ст. 23)[25] препятствует конфиденциальному общению членов ОНК с заключенными. Информация по статистике держится администрацией в строгой секретности и членам ОНК не предоставляется.

2. Разделы по условиям содержания в учреждениях:

1.1.полицейские участки. На территории Санкт-Петербурга находится 68 отделов полиции (ОП). Была проведена проверка 4 ОП и составлены 4 опросника по условиям содержания уязвимых групп. Проверялись. Во время проверок в КСЗЛ (комнаты содержания задержанных лиц) не было задержанных.

Лимит учреждений:

в ОП №57 – 2 комнаты на 6 и на 3 чел.

в ОП №78 – 3 комнаты на 2 чел. в каждой

в ОП №43 - 3 комнаты на 2 чел. в каждой

ОП № 52 – 3 комнаты на 2 чел. в каждой

Категории социально-уязвимых групп обычно содержатся как все задержанные, по возможности – отдельно. Исключение составляют беременные женщины и женщины с детьми, которых запрещено помещать в КСЗЛ.  По оборудованию камеры для содержания УГ (уязвимых групп)  не отличаются. Только в ОП-57 – камеры на разное количество человек и отличаются по размерам.

Ведется покамерный учет размера площади камер на человека. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв2.метров[26]. Постельными принадлежностями и матрасами ни в одном ОП не обеспечивают.

Проведена беседа с сотрудниками ОП, которая показала следующее:

Для обеспечения законности о правах задержанных, сотрудник должен знать: 1)Нельзя на подростка надеть наручники. 2) Подросток имеет право требовать присутствия родителей и законных представителей. 3) При административном нарушении задержать на срок не более 3 часов.

Информация о правах и обязанностях несовершеннолетних доводится посредством инспектора по ДН, вызовом его по факту задержания подростка. Информация доводится устно в присутствии законных представителей ребенка. Информирование родственников (попечителей) задержанного несовершеннолетнего осуществляется по телефону, выездами и прочими способами.

Медицинский осмотр несовершеннолетних и женщин при необходимости проводится скорой помощью и  фиксируется в журналах. Беременность женщин определяется визуально или посредством скорой помощи.

Для неэкстренных случаев в ОП есть аптечка; 2) при хронических заболеваниях задержанных учитываются их просьбы на лечебные средства и процедуры в полном объеме.

В комнате административно задержанных есть только обычная скамья (2 скамьи вдоль стен). Есть камеры видеонаблюдения.

Средствами личной гигиены некоторые отделения (со слов персонала) обеспечиваются, но чаще сотрудники покупают гигиенические средства сами.

Подследственных в ОП нет, таковые перевозятся в СИЗО и ИВС, поэтому вопрос помывки исключается.

Письменных ответов от сотрудников ОП не получено, только устные[27].

1.2.ИВС[28]. На территории Санкт-Петербурга находится _______изоляторов временного содержания (ИВС).

Общий лимит Пушкинского ИВС – 26 мест. На период опроса в Пушкинском ИВС содержалось 5 человек, из них: 1 инвалид, женщин нет, несовершеннолетних нет, в суде – 1.

Всего занято 4  камеры, оборудованных камер для УГ нет. Инвалид находился в отдельной камере.

Проведена беседа с сотрудниками ИВС[29], которые показали следующее:

Ведется покамерный учет размера площади камер на человека. Площадь положена 4 м2 на человека[30], постельными принадлежностями обеспечиваются.

Штат персонала полный, включая двух лицензированных фельдшеров. Дежурная смена формируется из мужчин и женщин.

В ИВС обеспечиваются полное обследование на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, включая экспертизу в институте травматологии и ортопедии им.Вредена.

Камер, оборудованных для женщин с детьми, нет. Детей сразу оформляют в приют или дом ребенка. «Для приема в ИВС женщины с детьми в возрасте до трех лет также необходимы свидетельства об их рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность детей, а при отсутствии таких документов – письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в ИВС» [31].

Пандусов нет, туалеты и душевые для инвалидов не оборудованы. Программа индивидуальной реабилитации инвалидов не работает, обеспечения предметами реабилитации и вспомогательными средствами, такими как костыли, трости, корсеты, ортопедическая обувь, инвалидные коляски и др. – нет. Все за свой счет.

Из ответа ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2015 года №109/806 за подписью временно исполняющего обязанности начальника отдела организации охраны конвоирования спецучреждений полиции В.В.Воробьева следует, что камер ИВС, оборудованных для содержания женщин и женщин с детьми, в Санкт-Петербурге отсутствуют.

«В ИВС по МВД России по Петродворцовому району г.СПб имеется камера с оборудованным санузлом для пользования инвалидами-колясочниками. Оборудование камер для содержания указанных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений будет предусмотрено при строительстве и реконструкции ИВС»[32]

Сотрудники Пушкинского ИВС сообщили, что заключены договора с предприятием общественного питания. Калорийность и качество питания хорошее (в том числе, со слов заключенных). Возможно предоставление диетического питания. Стоимость питания не озвучена.

Для перевозки больных и в помощь лицам с физическими недостатками при посадке и транспортировке привлекается скорая помощь. Транспортировка осуществляется на носилках санитарами, при необходимости помогают сотрудники.

Оповещение родственников и опекунов задержанных несовершеннолетних обеспечивается по инициативе сотрудников, чаще по телефону. Подростки из детских домов не попадали.

Случаи отказа в принятии в учреждение по медицинским показаниям неизвестны. Были отказы в принятии в СИЗО из ИВС из-за нестыковки нормативных актов.

Отправлен запрос в ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [33]:

  1. Учетная статистика по задержаниям и заключению под стражу по категориям УГ не ведется.
  2. Количество судебных решений по УГ по изменению меры пресечения на несвязанное с лишением свободы – статистика не ведется.

Ответ на запрос от врио начальника Отдела организации охраны и конвоирования спец учреждений и полиции В.В.Воробьева показал, что статистику по задержанным и заключенным под стражу УГ не ведется[34].

В Пушкинском ИВС объяснили, что осмотр поступивших осуществляется медицинским сотрудником. Осмотр при поступлении в ИВС вне графика дежурства медицинского сотрудника проводится бригадой скорой помощи при необходимости. Все жалобы регистрируются, но журнал регистрации данных показан не был.

Просьбы подследственных на предоставление внеочередной помывки осуществляется по возможности (если согласится сотрудник) Помещения или отведенного места для сушки белья нет.

Выдача средств личной гигиены (в т.ч. памперсов, женских прокладок) осуществляется при наличии.

Основной досуг несовершеннолетних – настольные игры. Специалиста-воспитателя в ИВС нет. Подростковая литература ограничена.

Есть помещения для переговоров с адвокатами, там же проводятся встречи несовершеннолетних с попечителями и законными представителями.

Прогулочного дворика нет и не будет до постройки нового здания ИВС.

Портативного оборудования для оказания экстренной помощи (желудочного зонда с воронкой или шприцем Жане, иммобилизационных шин, инструкции и укладки по синдромной терапии, ненаркотических анальгетиков и местных анестетиков, запаса стерильных хирургических инструментов и перевязочного материала в наличии нет.

1.3.СИЗО-5, СИЗО-4, СИЗО-1 и ИК №7 ПФРС, УГ (уязвимые группы)[35].

На 2 января 2015 в СИЗО №4 находилось 599 человек, из них 40 человек - несовершеннолетних[36].

В СИЗО №5 на 17.10.2015г подготовленных мест для уязвимых групп 420. В период проверок в наличии находились: подростков - 3, женщин - 365, женщин с детьми - 4, беременных женщин - 4, инвалидов – информация скрыта.

В СИЗО №1 находился 1 подросток (15 лет) в психиатрическом отделении.

В ИК №7 (ПФРСИ) на момент проверки находился 1 инвалид-опорник[37].

Назначение и выплата пособий по инвалидности и временной порядок[38], по беременности и родам, единовременного  пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности – процесс застойный и требует тщательной проверки со стороны государственных органов совместно с ОНК. На момент проверок членами ОНК пособия не выплачиваются и не оформляются.

Опрос показал, что при наличии, и с учетом гуманитарной помощи выдача средствами личной гигиены (в т.ч. памперсов, женских прокладок) обеспечивается. Однако системы в организации выдачи нет.

Устные обращения за экстренной медицинской помощью передаются в дежурную часть, вызывают фельдшера и при необходимости вызывают скорую помощь.

Есть лицензия учебного заведения и договор на образовательную услугу.  Предусмотрена ли возможность сдачи ГИА – нет ответа.

Досуг и воспитательная работа с подростками проводится.

Готовят ли сотрудники СИЗО документы для оформления паспорта (в т.ч. для 14-летних); для женщин (обоснование возможности для отложения приговора до достижения ребенком  14 лет) – без ответа

В библиотеке литературы для подростков, инвалидов по зрению нет.

Если женщина-мать этапируется на следственные мероприятия и суд, то детей берут с собой или оставляют детей с другими заключенными. Отдельное детское помещение отсутствует, детское питание - да, средства гигиены для ребенка – если есть в наличии. Игрушки для ребенка какие-то есть. Детские развивающие программы не используются.

Оплата труда заключенным, осуществляющим уход за инвалидом, не практикуется, не оплачивается.

1.4.Условия этапирования.

Из 6 опрошенных подростков ответили, что переполненности автозаков при их этапировании не было. Этапировались: из Сочи в СПб – 1, в суд – 6, в ИВС – 4, в больницу -1. Условия в автозаке: стакан - 5, общая скамья – 1.Перевозилось людей вместе: от 2-х женщин – до 11 человек, в том числе совершеннолетних . Переполненность автозака не отмечена. Находились в дороге – от 1 до 2-х часов. Чувствовали себя в безопасности – 5, 1 человек – отметил угрозу со стороны других заключенных.

При этапировании 2 подростка отметили физические неудобства, такие как твердые скамьи. 3 чел. заявили, что можно улучшить условия этапирования в автозаке, обеспечив кондиционерами и мягкими сиденьями. Медицинская помощь во время этапирования и в камерах при суде не требовалась.

На условия содержания в камерах при суде 5 человек жаловались, 1 – нет. Не устраивала грязь.

Из 16 заключенных-женщин с детьми опрошены 4[39]. Все 9 опрошенных женщин, находясь в заключении, подвергались этапированию на суд, 4 чел. - в другое МПС в своем регионе, 5 человек больницу. Условия в автозаке (стакан - 4, общая скамья - 5), вместе с ними перевозилось от 2 до 18 человек. 3 чел. сообщили о переполненности автозака - 9.10.2014, 19.12.2014, апрель-июнь 2015. В дороге находились от получаса до 3 часов.

Чувствовали ли себя в безопасности 4 чел., остальные испытывали тревогу по ряду причин: а) 9.10.2014 беременную везли с туберкулезным больным; б) боязнь аварии, в) тряска, боязнь выкидыша, г) по условиям в автозаке и состоянию здоровья, д) другие заключенные.

Отмечены физические неудобства: а) теснота в стакане; б) тряска в железном автозаке и возможность удариться головой, в) отсутствие доступа свежего воздуха.

Указали, что можно было улучшить условия этапирования в автозаке 3 чел. Так, с ребенком можно было бы перевозить не на скамье, а в кресле, не пристегивать беременных наручниками к решетке и обеспечить доступ свежего воздуха.

Так, ст. 22.9. «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств[40].

По результатам опроса 3 чел. перевозились в  вагонзаках, наполняемость в купе была от 1 до 7 человек. Перевозились однополые, разновозрастные люди, с педикулезом и прочими заболеваниями. Отдельного спального места и постельных принадлежностей в вагонзаках нет. Если купе было переполнено люди располагались в купе на полу или делали все по очереди (спали по очереди). Кормили сухим пайком, который выдавался в СИЗО перед отправкой, горячей пищи не было; кипяток разрешался 1 раз в 3 часа, в туалет – 1 раз в сутки. Питьевая вода в первом случае была доступна, во втором случае –воду брали с собой в бутылке. Умыться, совершить другие гигиенические процедуры в одном случае можно было, во втором – нет.

Проблема вывода в туалет. В первом случае выводили, но не в нужной степени – 2 раза в день; во втором случае - нет, 1 раз в сутки недостаточно для женщины.

В вагонзаках необходимо улучшать условия.

По поводу отношений с другими этапниками жалоб не было, а с персоналом (конвоем) отмечены напряженные, неуважительные отношения: хамство, оскорбления. В безопасности чувствовал себя 1 чел., второй – нет (кто-то из мужчин-зэков раскачивали вагон).

По времени находились на этапе - 1) 6 и 10 часов; 2) от 10 до 14 дней; за время этапа прошли – 1) 2; 2) 3 пересыльных  тюрем. По условиям содержания в пересыльных тюрьмах одна женщина ответила, что хуже, чем в СИЗО-5; вторая, что во всех по-разному, но лучше – во Владимирском централе.

На условия в камерах при суде жаловались 4 чел. – да, 4 чел. – нет. Не устраивало: долгое, до 6 часов, ожидание; держали в непроветриваемой прокуренной камере; нет приспособлений для пеленания детей - пеленали на обычных лавках; холодно и антисанитария.

На вопрос: можно ли было улучшить условия в камерах при суде, обратится за помощью, 4 чел. считают, что за помощью обратиться можно, но -  никто ничем не помогает. Нужно установить вентиляцию и наладить температурный режим.

Медицинская помощь во время этапирования и в камерах при суде была не нужна -7, одной вызывали скорую помощь дважды.

Дополнительно женщины указали:

  1. грубое унизительное отношение сотрудников к заключенным;
  2. недостаточно памперсов для детей;
  3. нет возможности оставить ребенка под присмотром на время суда;
  4. периодически конвойники отказываются этапировать беременных и женщин с детьми в суды по причине необорудованных заков, отсутствия мед.персонала для сопровождения и удаленности судов.
  5. Плохие условия содержания в Куйбышевском и Невском судах[41].

В качестве примера приведу два случая транспортировки в вагонзаках. Гр. З. (бывшая федеральная судья) возраст 53 года,  в связи с тем, что является бывшим сотрудником, имеющая ряд хронических заболеваний, таких как гипертония  третей степени, энцелофапатия  третей степени и других, имеющая в Санкт-Петербурге престарелую мать 85 лет, не смотря на то, что в главе 11 УИК РФ[42]

Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

Была этапирована из СИЗО-5 Санкт-Петербурга в ИК 18 общего режима Пермский  край г.Кунгур пос. Дальний.

1 июня  2015 года убыла из Санкт-Петербурга, около четырех суток добирались до Ярославля, там была первая пересылка, где пробыла около четырех суток.

Сутки добирались в вагонзаке до Перми, там, в пересылке  находилась около 6 суток.

В вагонзаке добиралась один час до Кунгура, оттуда около часа на автозаке в ИК-18, где имелся локальный сектор  для бывших сотрудников. Прибыла туда 15 июня 2015 года. За время нахождения в пути дважды вызывали скорую помощь с гипертоническим кризом.

29 июня 2015 года была этапирована  из ИК-18 Пермского края в СИЗО-5 Санкт-Петербурга, в автозак идущий в Кунгур было посажено около тридцати заключенных, было жарко и пришлось ехать стоя, так как автозак был переполнен. Бывшие сотрудники и обычные заключенные ехали вместе. Случился еще один приступ гипертонии. Вернулась в СИЗО-5 Санкт-Петербурга 14 июля 2015года.

Другой случай гр. Б., инвалид  второй группы, колясочник, возраст 62 года.  Этапировался из Мордовии в ФК ЛПУ им. Гааза в июне месяце 2015 года. Было сделано четыре пересадки, дорога заняла около месяца. Самостоятельно передвигаться не мог, в вагон заносили на одеяле, памперсы покупал сам, в туалет не выходил, так как они были не оборудованы. Благодарен конвою вагонзаков, что разрешали ставить коляску в тамбуре.

  1. Оценка ограничений и недостатков законодательства (в т.ч. на уровне ведомственных приказов по управлениям МВД и ФСИН региона).

Следует отметить пробелы законодательства по защите материнства и детства. Практика раннего разлучения матери и новорожденного ребенка не имеет рациональных обоснований, является негуманной и наносящей вред как здоровью и развитию детей, так и здоровью и эмоционально-психологическому состоянию женщин после родов, но продолжается на всех уровнях системы.

Такая практика противоречит закрепленному в Конституции РФ принципу защиты материнства и детства[43], принципам семейного законодательства РФ. Такое отношение к новорожденным детям не соответствует обязанности государственных органов во всех своих действиях руководствоваться «наилучшим обеспечением интересов ребенка» (ст. 3 Конвенции о правах ребенка), а также нарушает право ребенка на максимальное здоровое развитие (ст.6) и право не разлучаться со своими родителями (ст.9). [44] Очевидно, что дети женщин, находящихся в принудительном заключении, с самого рождения находятся в трудной жизненной ситуации, вынуждены переносить ограничения, которые объективно накладывает режим принудительного содержания их матерей, поэтому улучшать, насколько это возможно, положение таких детей - обязанность государственных органов.

  1. Выводы и рекомендации по улучшению ситуации:

1.Проблему переполненности СИЗО можно будет частично решить путем ввода в эксплуатацию нового СИЗО в Колпино («Кресты-2»), запланированного на декабрь 2015 года, а также путем более широкого применения судами мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. По данным Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге, за шесть месяцев 2014 года районными судами первой инстанции удовлетворено 2 209 ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, что составляет 89,6% от общего числа ходатайств (2466). Домашний арест применен судами в девяти случаях, залог – в пяти. В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге обращался к председателю Санкт-Петербургского городского суда с просьбой вынести на обсуждение судейского сообщества вопрос применения меры пресечения в виде заключения под стражу в свете практики Европейского суда по правам человека и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 41[45].

2.Необходимо довести численность отряда ХЛО (хозяйственно-лагерной обслуги) до штатной раскадровки по каждому учреждению.

3.Взять вопросы освобождения по болезни[46] под контроль, отслеживать историю лиц, подлежащих освобождению по болезни, подпадающих под постановление Правительства  РФ № 3. Шире практиковать перевод в облегченные условия отбытия наказания людям с ослабленным здоровьем.

4.Определить механизм взаимодействия администраций мест принудительного содержания, медицинских учреждений, органов социального обеспечения и ОНК по вопросам медицинского обслуживания заключенных[47], обеспечения необходимыми лекарственными средствами и вспомогательной медицинской техникой – диагностической и профилактической (например, кварцевые лампы). Следует доукомплектовать штат специалистами наиболее востребованных направлений. Необходимо заключение договоров на оказание медпомощи (вакцинации для всех желающих, а также новорожденных и малолетних детей; онкологические центры, акушерство и гинекология, лаборатории по забору анализов, протезированию, др.). Устранить волокиту с оказанием медпомощи (на глазок определить заболевание невозможно) и воспрепятствование лечению (среди прочего, и платным медицинским услугам), своевременно отправлять для прохождения МСЭК для назначения или подтверждения инвалидности. Взять на контроль качество и своевременность оказания медицинской помощи, в том числе обследование и лечение больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, лиц с ослабленным здоровьем и неясной этимологией заболевания.

5.Предоставить  возможность закупать медицинские препараты ФК ЛПУ им Гааза по жизненным показаниям заключенных.

6.Принять меры к обязательному дооборудованию помещений, предназначенных для УГ - инвалидов, подростков, хронически больных заключенных, матерей с детьми, других уязвимых групп (емкости для питьевой воды, должное оснащение камер, туалетов, душевых, прогулочных двориков. Обеспечить освещенность, кнопки вызова (для лежачих), параметры дверных проемов, пандусы, лифты). Своевременно менять неисправное оборудование: канализационные трубы, лампы, кровати, поручни, матрасы, др.

7.В ИВС выявлены нарушения по соблюдению права содержащихся в ИВС лиц на ежедневную прогулку[48]. Рекомендуется организовать прогулочный дворик.

8.Во всех проверенных ОП отсутствуют спальные места, матрасы и постельное белье; размер скамеек не всегда позволяет использовать их в качестве спальных мест[49]. Многие сотрудники не знают о том, что задержанные более 3-х часов должны обеспечиваться матрасами и спальными принадлежностями.

9.В 2014 году выявлены признаки дискриминации женщин, содержащихся в следственном изоляторе № 5 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, отлученных от новорожденных детей, что привело к невозможности грудного вскармливания[50]. Право женщин на грудное вскармливание детей не должно ограничиваться даже при условии лишения свободы. Более того, недопустимо воспрепятствование получению новорожденным ребенком грудного молока – питания, необходимого для нормального развития.

10.Практика раннего разлучения матери и новорожденного ребенка наносит вред как здоровью и развитию детей, так и здоровью и эмоционально-психологическому состоянию женщин после родов.

11.Изменить практику применения наручников в родильных отделениях

12.По данным УФСИН[51], из 5 женщин и 4 мужчин, ходатайствовавших в 2013–2014 годах о личном участии в судебном заседании, никому такое участие не было обеспечено.Во избежание дискриминации, допущенной в предыдущие годы, необходимо обеспечить доступ к правосудию с правом личного участия в судебном заседании лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, при рассмотрении дел о лишении их родительских прав. Частично (при решении вопросов материального характера) проблема может быть решена путем участия заключенного в судебном заседании через своего представителя. Лишение родительских прав требует личного присутствия заключенного, выразившего желание участвовать в рассмотрении дела, т.к. является гарантией соблюдения прав родителей и детей. Суду важно непосредственно увидеть родителя, оценить его личность.

Одним из путей решения проблемы может быть обеспечение участия заключенного посредством видеоконференцсвязи. По данным УФСИН, в настоящее время указанными системами оснащены лишь следственные изоляторы; исправительные колонии подобной аппаратурой не оборудованы[52].

  1. Для безопасности транспортировки рекомендуется оборудовать надлежащим образом спецтранспорт для перевозки таких категорий УГ как инвалиды, беременные женщины и женщины с детьми[53]. Согласно п. 22.9. «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.

  1. В психиатрическом отделение СИЗО-1 соблюдать норму на одного заключенного не менее 5м2 на человека. По факту переполненности инфекционного отделения ФК ЛПУ «ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» обратиться с рекомендациями к руководству УФСИН об увеличении койко-мест за счет введение новых площадей, а не за счет скученности и уплотнения палат.
  2. Соблюдать право человека на добровольность психиатрической помощи в соответствии со ст. 4 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказаниях»[54] и Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991г. о «Защите психически больных лиц и улучшении психиатрической помощи» [55].
  3. Необходимо совершенствовать механизм обеспечения приватности[56] и предотвращению ситуаций, унижающих достоинство человека в заключении.

Во всех проверенных СИЗО и ИВС санузлы в камерах отделены перегородками высотой 110–150 см, а в некоторых местах (СИЗО-1, например) используют полиэтиленовую пленку в качестве перегородки. Соблюдение требований приватности при оборудовании камер СИЗО и ИВС санитарными узлами предусмотрено действующими нормативными правовыми актами[57], но не конкретизировано. Между тем Европейский комитет по предупреждению пыток и иного бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) по итогам посещения Российской Федерации в 2012 году указал на то, что все санитарные узлы в камерах ИВС «должны быть полностью отгорожены (т.е. до потолка)»[58]. Ситуация не исправлена до сих пор.

17.Необходимо направить обращение в Судебный департамент СПб по поводу содержания в судах.  В судах (в частности, в Куйбышевском и Невском судах) сотрудники конвойной службы допускают грубость. Необходимо максимально сократить время содержания женщин с детьми в конвойном помещении суда после заседания суда для отправки обратно в следственный изолятор. Были случаи задержки отправления УГ в СИЗО из суда до 5 часов. Нарушен температурный режим большинства помещений для содержания подсудимых, что особенно усложняет процесс переодевания малолетних детей. В судах не обеспечивают горячим питанием подсудимых под предлогом отсутствия горячей воды и/или отверстия для выдачи пищи, невозможно подогреть смеси для детей, нет пеленального столика.

18.В СИЗО-1,СИЗО-4 и Сизо-5 недостаточно правовой и наглядной информации. Необходимо обеспечить учреждения необходимым количеством ПВР, Закона «О содержании под стражей», других востребованных нормативных актов, а также инструкций и наглядной информации для родственников. Рекомендуется обновить или создать библиотечные фонды в учреждениях, в том числе, для слепых.

19.С целью улучшения питания и права на самореализацию уязвимых групп (подростков, кормящих матерей, беременных, инвалидов), следует обратить  внимание, что магазины на территориях СИЗО-1, СИЗО-5, СИЗО-4 не располагают широким ассортиментом товаров, цены сильно завышены. Необходимых продуктов питания для УГ (сыры, соки, молочно-кислые продукты, зелень, фрукты) нет. Рекомендуется направить уведомление руководству ГУП «Вологодское» и администрации ФСИН РФ о расширении номенклатуры товара.

20.Для реализации права на свидание – как краткосрочное, так и продолжительное – необходимо увеличить количество комнат свиданий, длительных свиданий, практиковать возможность предоставления контактных  краткосрочных свиданий инвалидам, тяжело больным осужденным, женщинам с детьми, беременным, подросткам.

24 октября 2015 года

Агафонов Л.В., член ОНК Санкт-Петербурга

Приложение 1.

Начальнику ГУ МВД РФ

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

генерал-лейтенанту полиции

Умнову С.П.

Уважаемый Сергей Павлович!

В целях изучения состояния обеспечения прав человека в отношении уязвимых групп граждан, на основании ст. 29 Конституции РФ, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 №76-ФЗ, а также п. 6 ст. 6, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 №8-ФЗ прошу Вас предоставить информацию за периоды январь-декабрь 2014 года и январь-июль 2015 года по количеству:

  1. Зарегистрированных в Книге учета доставленных в дежурные части подразделений полиции по Санкт-Петербургу, из них:
  • несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных,
  • женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  • инвалидов I и II групп.
  1. Содержащихся свыше 3х часов:
  • несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных,
  • женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  • инвалидов I и II групп.
  1. Задержанных по подозрению в совершении преступлений в порядке ст. 91 УПКРФ:
  • несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных,
  • женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  • инвалидов I и II групп.
  1. Лица, в отношении которых в последующем избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с перемещением в ИВС ОВД:
  • Несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных,
  • женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  • инвалидов I и II групп.
  1. Случаев перевода из СИЗО в ИВС в порядке ст. 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 №103-ФЗ;
  • несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных,
  • женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  • инвалидов I и II групп

Прошу также проинформировать, имеются ли в ИВС (если имеются – в каких?) камеры, оборудованные для содержания беременных женщин и женщин с детьми, а также инвалидов-колясочников.

Запланированы ли мероприятия по приведению порядка содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин с детьми, а также инвалидов в соответствие с действующим законодательством?

Ответ прошу направить по адресу электронной почты  abbaat@gmail.com

Зам. председателя ОНК Санкт-Петербурга

Леонид Агафонов

21.09.2015 г

К письму прилагается форма для ответов.

Период времени Период времени
За   2014 год Январь-июль 2015 года
Количество доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России по Санкт-Петербургу
Всего
Несовершеннолетних (всего)
ииз них: мужского пола
женского пола
Женщин (всего)
ииз них: беременных
с детьми до 3-х лет
Инвалидов (всего)
ииз них: I группы
II группы
Содержащихся свыше  3-х часов
Несовершеннолетних (всего)
ииз них: мужского пола
женского пола
Женщин (всего)
ииз них: беременных
с детьми до 3-х лет
Инвалидов (всего)
ииз них: I группы
II группы
Задержанных по подозрению в совершении преступления по ст. 91 УПК РФ
Несовершеннолетних (всего)
ииз них: мужского пола
женского пола
Женщин (всего)
ииз них: беременных
с детьми до 3-х лет
Инвалидов (всего)
ииз них: I группы
II группы
В отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу
Несовершеннолетних (всего)
ииз них: мужского пола
женского пола
Женщин (всего)
ииз них: беременных
с детьми до 3-х лет
Инвалидов (всего)
ииз них: I группы
II группы

Приложение 2.

Член общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

г. Санкт-Петербурга (ОНК СПб) Л. В. АГАФОНОВ

(мандат Общественной палаты  РФ № 1556)

190005, Санкт-Петербург, а/я 57   Телефон – 8-905-212-09-67

E-mail: abbaat@gmail.com.

Начальнику ГУФСИН РФ

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

генерал-майору внутренней службы

Потапенко И.В.

Уважаемый Игорь Васильевич!

В целях изучения состояния обеспечения прав человека в отношении уязвимых групп граждан, на основании ст. 29 Конституции РФ, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 №76-ФЗ, а также п. 6 ст. 6, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 №8-ФЗ прошу Вас предоставить информацию за периоды январь-декабрь 2014 года и январь-июль 2015 года:

  1. Количество содержащихся в СИЗО региона граждан, из них:
  • несовершеннолетних (по полу);
  • женщин, в том числе – беременных, женщин с детьми в возрасте до 3х лет;
  •  инвалидов I, II и III групп;
  • хронически больных (ВИЧ, гепатит, туберкулез).

2. Предусмотрена ли выдача гигиенических средств для женщин, женщин с детьми до 3 лет, беременных женщин, несовершеннолетних девушек (прокладки, тампоны, влажные салфетки, подгузники, другое.)? В каком количестве закуплены указанные гигиенические средства в указанный период времени?

3. Предусмотрена ли выдача витаминов и  специального питания (включая детское) для уязвимых групп населения - женщин с детьми до 3 лет, беременных женщин, несовершеннолетних, инвалидов, хронических больных ВИЧ, гепатит, туберкулез? В каком объеме производились их закупки за указанный период?

4. Как решается вопрос с ребенком при необходимости этапирования женщины, имеющей при себе ребенка, для участия в следственных действиях и судебном разбирательстве?

5. Запланированы ли мероприятия по улучшению условий содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин с детьми, а также инвалидов и хронически больных в соответствие с действующим законодательством?

Прошу также проинформировать, имеются ли в СИЗО (если имеются – в каких?) камеры, оборудованные для содержания беременных женщин и женщин с детьми, а также инвалидов-колясочников.

Ответ прошу направить по адресу электронной почты: abbaat@gmail.com

Заместитель председателя ОНК Санкт-Петербурга

Леонид Агафонов

21.09.2015 г.


[1] Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[2] Официальный сайт УФСИН по Санкт-Петербургу и ЛО. http://78.fsin.su/structure/index.php

[3] Приложение 1. Письмо запрос ГУ МВД по СПб.

[4] Приложение 2. Письмо-запрос УФСИН РФ

[5] Ответ на запрос из ГУ МВД по Санкт-Петербургу и ЛО от 08.10.2015 № 109/806

[6]Приказ Минюста РФ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» № 189 от 14.10.2005 г.

[7] http://ombudsmanspb.ru/files/files/doklad_2014/DOKLAD_2014_site_last.pdf - Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека за 2014 год.

[8] Мониторинг по доступности свиданий адвокатов с подзащитными. 12-14 июля 2015г. Агафонов Л., Пантелеев Б.

[9] Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

[10] См.: Б-0056-15 от 5.02.15 – Справка по итогам посещения. Сост. Бабушкин А.В.

[11] Отчет о посещении членов ОНК Агафонова Л., Пантелеева Б. от 13.01.2015

[12] Посещение ЛПУ им.Гааза от 11.07.2015г.

[13] Б-0056-15 от 5.02.15 – Справка по итогам посещения. Сост. Бабушкин А.В.

[14] Опросы проведены Агафоновым Л.В. и Пантелеевым Б.Е. с 1.06 по 24.10.2015 г.

[15] Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними (Пекинские правила).

[16] Приказ Министерства юстиции России № 125 от 02.08.2005 г. «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний в мирное время»

[17] Конституции Российской Федерации (ст.21, ст.39).

[18] 10-дневный мониторинг по мед.обслуживанию подозреваемых и обвиняемых проводился Пантелеевым Б. и Агафоновым Л.

[19] Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 N 189, п. 127. «Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи».

[20] Федеральный закон  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Конвенция ООН о правах инвалидов. Минимальные стандартные правилах обращения с заключенными

[21] Ленинградская Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. «Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 13.05.2014 г. № 07-30/7-2014».

[22]Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 921 и письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.04.2010 № 15-4/10/2-3204.

[23] Бангкокские правила. Правила приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21.12.2010 № 65/229

[24] Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 21.01.2015 г. № 01/19-8886/14-01

[25] Уголовно-исполнительный кодекс РФ. «Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

Глава 3. Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания».

[26] Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

[27] Посещения членов ОНК: 01.08.2015 –ОП-52; 08.08.2015 – ОП-78; 27.08 – ОП-57; 06.09.2015 – ОП-43

[28] Приказ Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербурга и Ленобласти от 05.11.2003 N 1434 об утверждении Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Главного управления внутренних Санкт-Петербурга и Ленинградской области МВД России.

[29] Посещение членов ОНК Пантелеева Б, Агафонова Л. - 15.07.2015

[30] Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

[31] Приказ МВД от 22 ноября 2005 г. N 950. П.7. «Для приема в ИВС женщины с детьми в возрасте до трех лет также необходимы свидетельства об их рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность детей, а при отсутствии таких документов - письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в ИВС»

[32] Письмо-ответ из ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2015 года №109/806.

  1. Письмо-запрос Начальнику ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенанту полиции Умнову С.П. от 21.09.2015 г.

[34] Письмо-ответ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и ЛО от 08.10.2015 № 109/806

[35] Отправлено письмо-запрос Начальнику ГУФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майору внутренней службы Потапенко И.В. от 21.09.2015 г.

[36] Отчет о посещении членов ОНК Агафонова Л., Пантелеева Б. от 2.01.2015

[37] Федеральный закон  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

[38] Конституция Российской Федерации (ст.21, ст.39)

[39] Опрос проводился членами ОНК в период с 1.07. по 24.10.2015 (см: персональные опросники и сводку).

[40] Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения».

[41] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Всеобщая декларация прав человека (ст.5)

[42] УИК РФ. Статья 73. Места отбывания лишения свободы.

[43] Ст. 38 Конституции РФ.

[44] Ст. 3, 6, 9 Конвенции о правах ребенка.

[45] Доклад Уполномоченного по правам человека за 2014 г

[46] Приказ Минздрава РФ № 346, Минюста РФ № 254 от 28.08.2001 г. «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы»

[47] Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста № 190 от 17.10.2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

[48]  Пункт 11 статьи 17 и статья 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозре- ваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

[49]  В нарушение пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 301.

[50] Раздел 1.1 «Право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и уважение достоинства личности».

[51]  Письмо УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.09.2014 № 65/ТО/3-7849

[52] Доклад Уполномоченного по правам человека за 2014 г

[53] Постановление Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»

[54] Ст. 4 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказаниях» от 02.07.1992 №3185-1.

[55] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N46/119 «Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи» от 17 декабря 1991г.

[56] Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[57]  Пункт 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950

[58] Пункт 51 доклада ЕКПП, опубликованного 17.12.2013, документ CPT/Inf(2013)41, доступен на сайте Совета Европы на английском языке.