Ресоциализация осужденных в Приморском крае — мнение членов ОНК ПК

Ресоциализация осужденных в Приморском крае — мнение членов ОНК ПК

2738

      Проблема преступности и преступлений, а также всего того негативного, что порождает эти явления, волнует мир с незапамятных времен.

 

      В РФ традиционно остро стоит проблема осужденного, его жизни в обществе и в исправительном учреждении. То безразличное отношение к проблемам лиц, осужденных к лишению свободы, которое существовало долгое время, сейчас уже мало кого устраивает.

 

     Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор изменения человеческого поведения и каждый человек по-разному реагируют на этот фактор.

 

      Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования, повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. Вот что ждет человека, впервые попавшего в эту среду.

В это время   происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности. При этом человек находиться постоянно в криминальной, тюремной среде, и где происходит «заражение» так называемой тюремной культурой.

 

    Задача государства и в частности российской УИС состоит в постоянной работе по ресоциализация и социализации осужденных для того чтобы свести к минимуму вред от принудительной изоляции человека и создать условия для успешной адаптации бывших осужденных к жизни в обществе. 

Ресоциализация осужденных и профилактика повторных преступлений.

 

           Под ресоциализацией осужденных надо понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества или проще говоря – это целенаправленный процесс возвращения к жизни в обществе с соблюдением норм права. 

     Работа по ресоциализации должна начинаться с первого дня пребывания осужденной в исправительной колонии и не должна заканчиваться по освобождению осужденных из мест лишения свободы, а требует продолжения еще в течение 1-3 лет: периода, наиболее "опасного" в плане рецидивной преступности.

     К сожалению лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, считаются и воспринимаются обществом как изгои. Это выражается не только в трудностях с нахождением работы, жилья, созданием семьи, но и в общем негативном отношении к таким лицам, как со стороны представителей государственных органов, так и со стороны простых граждан.

      Возврат в общество законопослушных граждан из числа освобождающихся из мест лишения свободы, а также оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, не имеет альтернативы в плане противодействия дальнейшей криминализации общества. Не случайно оказание помощи осужденным в социальной адаптации регламентировано Российским законодательством и является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.

Задачи УИС, гражданских социальных служб и институтов гражданского общества в ресоциализации осужденных.

 

    Основная задачи по ресоциализации осужденных, в период их нахождения в местах принудительного содержания, должна возлагаться  на сотрудников учереждений.

 

Это прежде всего:

 

  • повышение общеобразовательного уровня осужденных;
  • профессиональное обучение и повышение производственной квалификации и после освобождения их трудоустройство, начало которому должно закладываться еще в период отбывания наказания.
  • охрана здоровья, получение надлежащей медицинской помощи для снижения влияния имеющихся заболеваний на возвращение осужденных в общество.
  • нейтрализация негативных явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества.
  • обеспечение и поддержание социально полезных связей, подготовка к освобождению.
  • воспитательная работа в исправительных учреждениях и особая роль психологической службы в вопросах ресоциализации осужденных.

 

В Приморском крае имеется 26 учреждений ФСИН Р.Ф, и в 20 колониях есть средние школы, в которых если брать период с 2011 года по  настоящее время получили среднее образование 2128 осужденных, что свидетельствует о должном внимании во ФСИН Приморского края к вопросам обучения осужденных.

 

Однако по результатам проверок ОНК ПК, нельзя признать эффективным, решение вопроса профессионального образования в учреждениях ФСИН ПК.

 

 Необходимо отметить, что обучение осужденных происходит в большинстве случаев по специальностям, которые не востребованы в гражданской жизни и это не способствует тому, что после освобождения можно будет трудоустроиться на современное предприятие.

Так например в женской колонии   действуют два филиала получения профобразования, обучают поваров и швей, ежегодно получают профессию 160 человек , и если по первой специальности есть еще шанс найти работу на воле , то по второй невозможно, нет на Дальнем Востоке такого количества швейных фабрик или ателье. Поэтому естественно всем женщинам с такой специальностью необходимо снова переучиваться.

 

Так из числа обученных, как говорит статистика , только 18-20 % от общего количества бывают трудоустроены по тем специальностям которые были получены в стенах колонии.

 

Можно говорить о сложностях в местах лишения свободы в развитии производства связанных с отсутствием государственных заказов, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции,  трудности в открытии филиалов по обучению новым профессиям и т.д., но по мнению членов ОНК ПК существуют проблемы в самой УИС, которые препятствуют профессиональному обучению осужденных.

 

Необходимо отметить, что у осужденных нет особой   мотивация, как к получению специальности, так и работе по полученной специальности.

Прежде всего это принцип, к сожалению, установлен  в колониях законодательно , когда трудоустроенные осужденные несут расходы на свое содержание из своей заработной платы и когда неработающие осужденные находятся полностью на государственном обеспечении.

 

Члены ОНК полагают, что этот «перекос» мог бы быть устранен при условии того, что осужденные получали заработную плату соразмерную с той, которую получают работники в гражданских предприятиях при выполнении одинаковой работы.

 

Приведу пример заработной платы осужденных женской колонии Она составляет от 300 до 1000 рублей в месяц! При этом рабочий день этих осужденных порой превышает установленный трудовым законодательством. (Как говориться без комментариев).

 

Существенным фактором ресоциализации осужденных является состояние здоровья, с которым они возвращаются к гражданской жизни.

 

К сожалению, члены комиссии Приморского края на основании осуществленного мониторинга состояния медицинского обеспечения осужденных в 2015 году, констатируют тот факт, что проводимые эксперименты по реформированию тюремной медицины во многом не решили тех задач, которые стояли перед ними и отчасти ухудшили медобеспечение осужденных.

 

Так для примера в той же женской колонии для того, чтобы осужденная женщина могла попасть на прием к узкому специалисту, ей необходимо будет ждать не менее 3-4 лет, когда как мы понимаем , срок заключения многих из них истечет.

 

 

И такая проблема существует не только в женской,  но и в ряде других колонии. Нет не только узких специалистов , нет просто врачей общего профиля (терапевтов) и их должности занимают в лучшем случае фельдшеры.

 

При таком положении дел трудно говорить, что «тюремная» медицина справляется с поставленной перед ней задачей по ресоциализации осужденных, то есть возвращение в общество максимально здоровых людей.  

 

Более-менее справляется УИС с вопросами обеспечения возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей.

 

В подавляющем большинстве исправительных учреждениях созданы условия для общения родственников осужденных. Это возможность проведения краткосрочных свиданий в кафе учреждения, возможность проведения свадебных церемоний в специально обустроенных помещениях и создание надлежащих условий для проведения длительных свиданий.

 

 

Особое внимание члены ОНК при проведении мониторинга реализации мероприятий, направленных на ресоциализацию осужденных, было обращено на вопросы постановки воспитательной работы в исправительных учреждениях и роль психологической службы в вопросах исправления осужденных.

 

Так для примера, проведенная в ноябре месяце 2015 года общественная проверка деятельности психологической службы в этой же  женской колонии показала, что 3-х специалистов-психологов недостаточно на существующее количество осужденных (более  850 человек), при том, что эти же специалисты работают и с сотрудниками колонии.

 

Как показала общественная проверка ОНК, специалисты психологической службы выполняют свои обязанности формально. Согласно представленным нам компьютерным отчетам о проведенных индивидуальных мероприятиях с осужденными работа проводится. При этом опрос осужденных женщин показал, что количество фактических бесед и анкетирований, проводимых психологами колонии, в 5-10 раз меньше, чем это записано в отчетных документах.

 

 

Также члены ОНК пришли к выводу, что деятельность психологической службы в женской колонии не в полной мере направлена на ресоциализацию осужденных, поскольку даже на основании тестирования осужденных женщин не составляется план индивидуальной работы с осужденными и соответственно такая работа не проводится.

 

Более широкий анализ используемых в настоящее время социально-психологических методов и технологий работы с осужденными показывает, что они преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера заключённых (это программы психокоррекции агрессивности, тревожности и т.д.), тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, половозрастные и психологические особенности осужденных, на практике не реализуется.

 

На основании проведенного обобщенного мониторинга члены ОНК пришли к неутешительному выводу о том, что психологическая служба в учреждений ФСИН по Приморскому краю не учит, не готовит осужденных к жизни в обществе, в лучшем случае она учит их жизни в тюрьме. И с этой задачей психологическая служба УИС более-менее справляется.

 

Хочу также остановиться на существующей проблеме УИС, свойственной ей, как, впрочем, и всему нашему обществу, не способствующей   ресоциализации осужденных - это коррупция и мздоимство со стороны работников УИС. Об этом при встречах говорят осужденные, их родственники и свидетельствует статистика возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников УИС.

Причем это не общие слова, так например, совсем недавно сотрудник одного из учреждений Приморского края насильно заставлял осужденного заниматься продажей наркотиков. По просьбе членов ОНК ПК Прокуратура Приморского края  провели проверку и к сожалению факт подтвердился. Сейчас уже бывший сотрудник исправительной колонии дает показания следствию.

 

В поле зрения и мониторинга ОНК также находится деятельность государственных органов, которые в силу своих функциональных обязанностей должны оказывать содействие освободившимся гражданам в адаптации к жизни в обществе и в частности содействовать их трудоустройству.

 

Статистику службы занятости населения Приморского края.

 

 

 

Сведения о трудоустройстве лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
за период с 01 января 2015 г. по 30 ноября 2015 г.

 

 

 

   

 

 


п/п

Показатели

Освобожденные из учреждений, исполняющих наказание

Осужденные без изоляции от общества

Всего

в том числе:

Всего

в т.ч. осужденные к исправительным работам

женщины

несовершеннолетние

1

Обратилось в поисках работы

631

113

2

320

6

2

Признано безработными

332

61

0

136

1

3

Нашли работу (доходное занятие) при содействии ЦЗН

89

14

0

40

2

3.1

из них безработные

64

7

0

23

0

4

Приняли участие в общественных работах

16

4

0

16

0

5

Трудоустроено по программе «Временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите»

48

5

0

10

0

6

Приняли участие в программах социальной адаптации

18

6

0

9

0

7

Получили проф. ориентационные услуги

271

52

1

130

1

8

Направлены на профессиональное обучение

55

11

0

19

0

9

Завершили профессиональное обучение

48

9

0

13

0

9.1

из них трудоустроено

19

4

0

6

0

10

Численность безработных на конец периода

86

23

0

47

0

 

 

Таким образом можно констатировать тот факт, что в  2015г. почти из 4000 освободившихся из мест принудительного содержания только 631 граждан обратились в службу занятости Приморского края в поисках трудоустройства и при этом только 89 из них были трудоустроены. Данные показатели наглядно демонстрируют довольно  низкую эффективность службы занятости в вопросах содействия бывшим осужденным в поиске работы. Можно сделать вывод, что большой контингент освободившихся так и не нашел для себя приемлемую работу и таким образом повысил уровень безработицы, неучтенной официальной статистикой.

 

 

Наглядно о росте рецидива свидетельствует статистика по женским колониям Приморского края «первоходы» и Хабаровского края «рецидивная преступность».

 

Так в 2014 г. в ИК-10 поступило 397 осужденных женщин, освобождены 299;

В 2015 г. в ИК-10 поступило 547 осужденных женщин, освобождены 204;

При этом в Хабаровскую женскую колонию из Приморского края поступили в 2013 г. – 372 повторно осужденные женщины и в 2014 году – 384.

Из этих цифр можно сделать вывод что, женщины которые первый раз попали в колонию и, выйдя из нее на волю с большой вероятность через несколько лет снова попадут в МЛС,

 

Возвращаясь к вопросу ресоциализации освободившихся из заключения необходимо рассмотреть роль центров социального обеспечения населения Приморского края. По информации предоставленной центром в 2015 году к ним за социальной помощью обратились 84 человека освободившиеся из мест принудительного содержания, при том, что общее количество освободившихся не менее 4000 человек.

 

Таким образом ОНК ПК считает, что в Приморском крае к сожалению  не сформирован и не осуществляется государственными органами в должной мере комплексный подход в вопросах ресоциализации граждан, после их освобождения из мест принудительного содержания.

 

 

Также ОНК ПК отмечает незначительную роль институтов гражданского общества в процессе ресоциализации осужденных и освободившихся из заключения. При этом не единичны случае, когда освободившиеся граждане в поисках работы попадают в псевдореабилитационные центры и по сути попадают в их рабство.    

Из приведенного анализа ситуации с ресоциализацией осужденных и освободившихся из мест принудительного содержания в Приморском крае члены ОНК ПК пришли к общему выводу о том, что проблемы в вопросах ресоциализации осужденных имеют системный характер как на стадии их нахождения в местах лишения свободы, так и после освобождения.

 

Решение этих проблем, по мнению членов ОНК ПК должно осуществляться комплексно на уровне государственной власти, органов власти регионов, органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества.

 

При этом основная нагрузка должна ложиться на сотрудников УИС и в частности на психологические службы. Необходимо решить задачи совершенствование работы психологической службы, разработки долгосрочных программ индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции осужденного, осуществление необходимых мер психотерапии, всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, восстановления социально-положительных ценностных ориентаций, организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов осужденного. Без соответствующей работы в отношении данной категории лиц, те после своего освобождения неизбежно превращаются в резерв рецидивной и организованной преступности, что создаёт серьёзную угрозу для законопослушных граждан и в целом для безопасности страны.

Предложения, направленные на совершенствование институтов ресоциализации осужденных.

 

Члены ОНК ПК исходя из результатов мониторинга вопросов ресоциализации осужденных на стадии их нахождения в местах принудительного содержания и после их освобождения предлагают в целях совершенствования института ресоциализации осуществить следующие мероприятия:

1. Принять государственную программу ресоциализации осужденных и адаптации их к возвращению к жизни в обществе:

2. На основании государственной программы ресоциализации осужденных принять в субъектах РФ целевые программы ресоциализации осужденных;

3. Повысить роль психологической службы в ресоциализации осужденных для чего прежде всего расширить штат соответствующих специалистов до количества, позволяющего вести индивидуальную работу с каждым осужденным по индивидуальным планам перевоспитания;

4. В большей степени предоставлять возможность осужденным получать дистанционное высшее образование, в том числе за счет средств государственной поддержки в рамках государственной программы ресоциализации;

5. Внедрить в УИС обучение осужденных современным профессиям, востребованным в обществе;

6. В регионах РФ в рамках государственной программы ресоциализации осужденных открыть реабилитационные центры для освободившихся из мест принудительного содержания;

7. В регионах РФ в рамках государственной программы ресоциализации осужденных внедрить налоговое стимулирование для организаций, которые трудоустраивают на своем производстве граждан после освобождения;

8. В учреждениях ФСИН внедрить постоянную подготовку работников к деятельности по ресоциализации осужденных.

9. Деятельность общественных организаций, направленную на ресоциализацию осужденных законодательно признать социально значимой и приоритетной при государственном и региональном субсидировании их деятельности.

 

 

Председатель ОНК ПК Найдин Владимир