БЛОГИ: А.Бабушкин: Неделя общественного контроля за соблюдением прав человека в приемных г....

БЛОГИ: А.Бабушкин: Неделя общественного контроля за соблюдением прав человека в приемных г. Москвы

758

Краткое наставление по осуществлению общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением прав человека в работе приемной органа власти.

1.              Целью Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением прав человека в приемных органов власти является оказание содействия  органам власти в повышению эффективности приемных по за соблюдению, защите и восстановлению прав человека. Участниками недели являются участники правозащитного движения, имеющие опыт общественного контроля или мониторинговой деятельности. Посещение лицом  приемной, в которой на рассмотрении находится его  обращение либо  с сотрудниками которой у него сложились конфликтные отношения, запрещается.
Подготовка к участию в Неделе общественного контроля.
3.       Такая подготовка  включает в себя:
- внесение общественного инспектора в Реестр общественных инспекторов - Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением прав человека в приемных органов власти;
- выдача общественному инспектору мандата; 
- ознакомление общественного инспектора с распоряжением № 005; 
- изучение общественным инспектором сайта (странички на сайте) приемной  органа власти;
- проверка работы интерактивных фрагментов сайта; 
- проверка работы телефонов, указанных на сайте; 
- изучение положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
- изучение приказа о работе с обращениями граждан  и приеме граждан ведомства, к которому относится приемная;
- изучение  в Интернете отзывов о работе приемной за последние  3 года с целью анализа динамики развития приемной; 
- при  необходимости – связь с лицами, которые анализировали работу приемной в последнее время;  
- изучение графика  работы приемной;
- определение даты посещения приемной;
- установка, что уведомление было получено. 

Уведомление об общественной проверке.

4.              В соответствие с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" Комитет за гражданские  права   выполняет требование закона о том, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.
Копия уведомления органа власти  с указанием  времени и даты уведомления, телефона, по которому было направлено уведомление, ФИО должностного лица выдается на руки общественному инспектору. 

Правовой статус  участников Недели общественного контроля.

5.В соответствие с п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации",  д</span>ля осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться иные организационные структуры общественного контроля.
Оргкомитет по проведению Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти является указанной выше «иной организационной структурой общественного контроля». В соответствие  с главой  2 указанного закона такая структура имеет все полномочия для осуществления  общественного контроля. 
Таким образом участники Недели – общественные инспектора, уполномоченные  на осуществление общественного  контроля Оргкомитетом по проведению Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти.
Следует помнить, что  в соответствие  с ч. 2 ст. 10 212-ФЗ субъекты общественного контроля обязаны: 
1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;
2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Формы  общественного  контроля, используе6мые при проведении недели.

6.При проведении Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти ив качестве основной формы используется форма общшественной проверки. В соответствие с ч. 1 ст. 20 212- ФЗ под общественной проверкой понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами</span>.
В качестве дополнительных форм используются:
-  общественный мониторинг;
- общественная экспертиза. 

Действия в конфликтных ситуациях.

7. Участнику Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти ни в коем случае нельзя провоцировать конфликтные ситуации, например, повышать голос,  допускать оскорбительные высказывания или  необоснованные обобщения,   проявлять неуважение к кому – либо.
Участник общественной проверки должен понимать,  что он пришел не покарать злодеев, а помочь в организации нормальной работы.    
8. При  возникновении конфликтной ситуации надлежит: 
- сообщить об этом диспетчеру Оргкомитета;
- сохранять спокойствие,  самообладание, вежливость, такт, доброжелательность;
- если это уместно, то конфликт следует перевести в шутку;
-по просьбе сотрудников приемной или полиции им надо  подобно разъяснить цели, задачи и формы общественного контроля,  предоставить все  контакты для связи; 
- при  отсутствии взаимопонимания с сотрудником  приемной, следует пригласить вышестоящего руководителя;   
- в случае явного нарушения закона следует вызвать сотрудников полиции, разъяснить им  суть возникших проблем,  попросить принять меры в соответствие с законом.
9. При  возникновении угрозы личной безопасности участнику Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти (например, угрозах расправы, попытках физического воздействия, попытках незаконного задержания и т.д.) общественную  проверку следует немедленно прекратить, уведомив об этом Оргкомитет. 
  
Предмет общественной проверки  в рамках Недели общественного контроля за соблюдением, защитой и восстановлением</span></span> прав человека в приемных органов власти.

10. Предметом общественной  проверки  являются:
10.1. Доступность для инвалидов и иных маломобильных групп населения: 
- наличие парковочных мест для инвалидного транспорта; их доступность ля инвалидов; 
- наличие пандусов для колясок и перил для пожилых граждан; 
- наличие реальной возможности для внеочередного приема инвалида или лица престарелого возраста.
10.2.  Участие  в работе приемной  Общественного Совета при  органе власти:
- наличие  на стенде контактов  и состава Общественного Совета;
- ведут ли члены Общественного Совета самостоятельный прием; 
- ведут ли члены Общественного Совета такой прием совместно с руководителями  соответствующего органа власти. 
10.3. Запись на прием: 
- можно ли записаться на прием по Интернету; 
- можно ли записаться на прием по телефону;     
- есть ли личный  прием  к первому лицу органа власти, его первому заместителю, заместителям; 
- каков срок ожидания приема. 
10.4. Ожидание граждан в приемной: 
- достаточно ли количество мест для посетителей;
- есть ли столики, чтобы посетители могли что – то написать;
- обеспечен ли доступ у туалет; санитарное и эстетическое состояние туалета;
- работает ли в помещении для ожидания посетителей мобильная связь; 
- каков средний срок ожидания посетителей; 
- есть ли доступ посетителей в буфет; 
- имеется ли доступ посетителей к Интернету или wi-fi;
- может ли посетитель  обратиться к сотруднику приемной, чтобы получить значимую для него информацию. 
10.5. Профессиональная культура сотрудников приемной: 
- характеристика деловой атмосферы;  
- вежливость и доброжелательность; 
- доступность для посетителей; 
- наличие бейджиков и ФИО  на кабинетах; 
- реагирование на замечания или пожелания граждан. 
10.6. Наличие Книги жалоб и предложений: 
- существует ли данная Книга;  
- доступна ли она  для посетителей; 
- имеются ли в ней записи;
- качество рассмотрения данных  записей компетентным должностным лицом.
10.7. Достаточность и качество наглядной информации: 
- читаемый характер информации; 
- наличие актуального графика приема; 
- наличие понятной и доступной информации о компетенции и полномочиях органа власти; 
- наличие понятной и доступной информации о компетенции и полномочиях должностных лиц органа власти; 
- наличие  контактов вышестоящих и надзорных организаций; 
- наличие  выдержек из 59-ФЗ и ведомственного нормативно- правового акта о порядке рассмотрения обращений граждан и ведении личного приема. 
10.8. Доступность приема: 
- не сложилась ли системная практика, когда вместо руководителя прием ведет нижестоящее должностное лицо; 
- не прекращается ли прием досрочно; 
- принимаются ли граждане, прибывшие на прием без записи. 
10.9. Прием заявлений: 
- есть ли ящик для приема заявлений, указана ли на ящике периодичность извлечения заявлений; 
-  принимаются ли заявления от заявителей  по принципу «из рук в руки»; 
- выдается ли талон-уведомление или иной аналогичный документ; 
- ставится ли штамп на копии заявления;
10.10. Качество приема: 
- принимаются ли лицом, ведущим прием, решение по существу; 
- какое количество лиц прибыло на прием по ранее поставленному вопросу повторно;  
10.11. Степень удовлетворенности граждан:
- насколько отчетом удовлетворены прибывшие  на прием граждане; 
- каков рейтинг данной приемной в Интернете;
- основные замечания граждан по результатам приема.
10.12. Злоупотребление работников приемной методами административного воздействия: 
- часто ли к посетителям приемной применяется задержание сотрудниками полиции; 
- часто ли к посетителям приемной применятся задержание нарядами скорой психиатрической помощи; 
10.13. Иное: 
- наличие пикетов около приемной; 
- другая значимая информация.  
    
Составление отчета по итогам общественной проверки.

11. Отчет по итогам посещения приемной составляется в 3-дневный срок.
Каждый  участник проверки пишет отчет самостоятельно, после чего старший группы сводит все отчеты воедино и не позднее 5 дней со дня проверки направляет их в Оргкомитет.
Приложение к отчету фото или видео материалов приветствуется.  
12. При  отсутствии отчета рекомендуется придерживаться следующей  формы: 
- констатирующая часть (кто, когда и какую приемную посетил); 
- описательную часть (какие положительные практики,  нарушения и фактические обстоятельства были установлены при  посещении);
-  аналитическую часть (трудности при осуществлении контроля, общая оценка работы приемной, отрицательных и положительных практик);
- рекомендации.
        
Дальнейшая работа над отчетами.
13. По просьбе руководства приемной отчет направляется руководству приемной для устранения недостатков,  направления возражений, обсуждения спорных положений. 
При  поступлении  письменных возражений они  приобщаются к отчету в качестве его неотъемлемой части.  

ИСТОЧНИК http://an-babushkin.livejournal.com/404549.html