Хакасия: Прокуратура спешно выявила недостатки в работе оперотдела взбунтовавшейся колонии

Хакасия: Прокуратура спешно выявила недостатки в работе оперотдела взбунтовавшейся колонии

1851

Нашла свое подтверждение официально версия о том, что оперативный отдел ИК-35 УФСИН по РХ мог сработать лучше и предотвратить бунт. Прокуратурой Хакасии проведена проверка в связи с произошедшими в ночь с 24 на 25 июля 2016 г. в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 35 Управления ФСИН России по Республике Хакасия» массовыми беспорядками.

Напомним, вечером 24 июля в исправительной колонии общего режима вспыхнул бунт.

Группа заключенных, преимущественно мусульман, забаррикадировалась в помещении отряда, разгромила там все: новую мебель, окна, двери и выдвинула ряд требований.

В пять утра ведомственный спецназ взял здание общежития штурмом.

Вскоре последовала череда арестов. Были взяты под стражу шестеро зачинщиков бунта: Шамиль Алиев, Рысбек Сабитов, Юрий Тымтышев, Фархад Ниязов, Арсен Абраамян, Гавруш Тонян. Позже всех был взят под стражу Назир Тхамитлоков.

Все — разные по национальности, но как минимум четверо — одного вероисповедания.

Все отбывали наказание за нетяжкие преступления типа угона или мошенничества. Лишь последний, Тхамитлоков, отбывал в Хакасии срок за то, что в 2014 году был приговорен Баксанским районным судом (Кабардино-Балкария) к одному году и восьми месяцам колонии общего режима за участие в незаконном вооруженном формировании (ч.1, 2 ст. 208 УК РФ).

Немаловажный момент: в Хакасию, по данным СУ СКР по РХ, осужденный был отправлен из Кабардино-Балкарии в ноябре 2014 года, когда приговор вступил в силу. То есть в ИК-35 он провел минимум полтора года, в отличие от остальных зачинщиков, этапированных в республику, как утверждает УФСИН, буквально накануне бунта.

Кстати, на пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента ИА «Хакасия», почему оперативный отдел ничего не сделал для предотвращения бунта, начальник УФСИН по РХ Ярослав Бажан ответил, что осужденные общались на своем языке.

Однако эта версия критики не выдерживает: двое с армянской фамилией разговаривают на языке, принадлежащем к западно-европейской группе. Языки троих бунтарей причисляются к тюркской группе (азербайджанский и киргизский), еще одного — к группе фарси (таджикский). На каком языке разговаривает бунтарь Тхамитлоков, неизвестно, но основной язык Кабардино-Балкарии — это черкесский (северо-западно-кавказский язык).

Понятно, что прокуратура, которая ранее почему-то не выявляла недостатков в деятельности УФСИН республики, после того как гром грянул, перекрестилась и спешно стала раздавать всем сестрам по серьгам:

«По результатам проверки выявлены существенные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих организацию оперативно-розыскной деятельности, воспитательной работы, организацию работы отдела безопасности по профилактике правонарушений осужденных в исправительных учреждениях.

Нарушений прав осужденных на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, а также при привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении, не выявлено. Также не выявлено незаконных фактов применения физической силы и специальных средств к осужденных, недозволенных мер физического и психологического воздействия.

Ослабленный ведомственный контроль со стороны должностных лиц УФСИН России по РХ, начальника учреждения, ответственных заместителей за работой оперативного отдела, отдела безопасности и воспитательного отдела явились причинами совершенного бунта в колонии.

По выявленным нарушениям уголовно-исполнительного законодательства и.о. прокурора республики Андреем Мондохоновым внесено представление начальнику УФСИН России по республике Ярославу Бажану с постановкой вопроса о привлечении к строгой дисциплинарной ответственности начальника учреждения, его заместителей, а также начальников отдела безопасности, оперативного и воспитательного подразделений, других ответственных должностных лиц учреждения и УФСИН России по РХ, допустивших ненадлежащее исполнение обязанностей по профилактике массовых беспорядков.

Рассмотрение представления находится на контроле прокуратуры республики», - сообщается в релизе прокуратуры РХ.

Однако все же странно: почему-то раньше подобных недостатков надзорники не замечали. Наоборот, что ни релиз УФСИН, то дифирамбы в духе: "по результатам прокурорской проверки нарушения законодательства не выявлено".

Неужели, чтобы вскрылись недостатки в работе целой системы, понадобился такой детонатор, как бунт в образцово-показательной колонии? И не пора ли в таком случае проверить саму прокуратуру?

Источник: ИА Хакассия