День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий

1701

Как пророчески заметил американский философ Джордж Сантаяна: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Тот, кто не учит историю, обречён её повторять».

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.  Это день поминовения всех тех, кто упокоился в безвестных могилах, чьи судьбы были искалечены лагерями, тюрьмами и ссылками. Ужас наказания без преступления довелось испытать миллионам граждан страны Советов. Ведь карательная машина сломала жизни не только самих репрессированных, но и их родных и близких. По решению Политбюро от 5 июля 1937 года жен "врагов народа" заключали в лагеря на срок не менее 5-8 лет, а детей отправляли в лагеря-колонии НКВД или водворяли в детские дома особого режима. Клеймо «врагов народа» легло на целые семьи.

Поэтому, как человек, как гражданин России, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации я не могла не прийти к символу памяти жертв политических репрессий – Соловецкому камню. Нельзя забывать: за период с 1921 по 1953 годы через ГУЛАГ прошло 3.777.380 человек ("Военно-историческй журнал", № 7, 1991 г.), а точное число расстрелянных неизвестно до сих пор. В феврале 1954 года Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко, министр внутренних дел СССР С. Н. Круглов и министр юстиции СССР К.П. Горшенин в докладной записке на имя Хрущева упомянули, что к высшей мере наказания с 1921 по начало 1954 гг. было приговорено в 642.980 чел. В 1956 году комиссия П.Н. Поспелова назвала цифру в 688.503 расстрелянных за тот же период. В 1963 году в докладе комиссии Н.М. Шверника была обозначена другая цифра — 748.146 расстрелянных за период 1935-1953 гг., из них 681.692 — в 1937-38 гг. (в том числе 631.897 по решению внесудебных органов.) В 1988 году в справке КГБ СССР, представленной М.С. Горбачеву было зафиксировано 786. 098 расстрелянных в период 1930-55 гг. В 1992 году выяснилось, что в архиве Министерства безопасности имеются данные о827.995 приговоренных к высшей мере наказания.

За этими сухими цифрами – жизни людей: крестьян, священников, военных, учёных, руководителей предприятий, писателей… Такое стало возможным потому, что, как точно заметил В.В. Путин: «привлекательную на первый взгляд, но пустую на поверку» идею государство поставило выше основных ценностей – человеческой жизни, ценности прав и свобод человека. Ведь одного соблюдения закона недостаточно: Конституцию 1936 года недаром называли одной из самых прогрессивных и демократичных в мире.  Она значительно расширила перечень провозглашаемых прав и свобод. Впервые в Конституции было заявлено о неприкосновенности личности, жилища и охране тайны переписки, что должно было гарантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции могли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Провозглашалась и свобода совести, которая понималась как свобода отправления религиозных культов, при свободе атеистической пропаганды. Что касается политических прав и свобод, то их перечень, зафиксированный в Конституции, вполне соответствовал существовавшим в то время мировым демократическим стандартам: свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, наконец, право объединения в общественные организации, профсоюзы, кооперативные объединения, спортивные, оборонные, культурные, технические и научные общества (ст. 126 Конституции).

В основном законе закреплялась и унифицированная система прокурорских и судебных органов. На основе конституционных норм в августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Система общих судов включала народные суды (первая инстанция), краевые, областные, окружные суды и суд автономной области (вторая инстанция), верховные суды автономных и союзных республик и Верховный суд СССР (высшие инстанции). Суды были выборными и состояли из судей и народных заседателей. Форменная демократия… Однако стоило грянуть Большому Террору, и приговоры начали десятками тысяч штамповать так называемые «особые тройки»: первый секретарь регионального комитета партии, начальник регионального управления внутренних дел и прокурор региона. Разумеется, ни о каком общественном контроле или контроле СМИ и речи не было. Недаром, много позднее, уже в конце 80-х, начальник Первого главного управления КГБ СССР генерал-лейтенант Леонид Владимирович Шебаршин любил повторять: «Права личности у нас надежно защищены. Беззащитна сама личность».

В этом и есть главный вывод «открытого урока у Соловецкого камня»: права и свободы человека – священны, а любые политические процессы в стране должны находиться под постоянным и бдительным контролем гражданского общества. Евгений Евтушенко нашёл для этого очень точные слова:

Не боялись мы строить в метели,

уходить под снарядами в бой,

но боялись порою смертельно

разговаривать сами с собой.

Четверть века назад был принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Он стал актом восстановления справедливости по отношению к миллионам людей.

Помимо этого, в августе 2015 г. правительством РФ утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий и подписан президентский указ о народном сборе средств на создание в Москве мемориала памяти жертвам репрессий. В июне 2016 года Синод РПЦ утвердил тексты молитв о всех невинно убиенных в годы репрессий.

Для тех, кто прошел через все круги лагерного ада, смог выжить, для близких и родственников безвинно погибших дедов и отцов — это день скорби. Для нас, тех, кто родился позднее, — это, пожалуй, один из самых трудных уроков нашей истории.

Ушедший XX век был для нашего Отечества не только столетием великих побед, но и эпохой страшных трагедий. Две революции 1917 года, последовавшая за ними гражданская война 1918-1922 гг. и политические репрессии 1920-1950 гг. принесли немало страданий нашему народу. И хотя мы живём уже в совсем другом обществе, нам, гражданам современной России, необходимо помнить о страшных страницах нашей истории.

Через год на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца будет открыта «Стена скорби» работы скульптора Георгия Франгуляна - ещё один мемориал, напоминающий нам о трагических страницах истории нашей страны ХХ века. Дань памяти всем, кто попал под беспощадное «красное колесо». Тем, кому за давностью лет мы помочь не в силах, но помнить – обязаны. Обязаны во имя погибших, обязаны во имя живущих, обязаны во имя грядущих поколений. Эта память – постоянный экзамен на мудрость и зрелость нашего общества. День скорби и день надежды.

 Нас не сбили и не растлили,

и недаром сейчас во врагах,

победившая страхи Россия,

ещё больший рождает страх.

(Е. Евтушенко)

Уполномоченный по правам человека  в Российской Федерации

Т.Н. Москалькова

Фото: ТАСС

ИСТОЧНИК http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/den_pamjati_zhertv_politicheskikh_repressi