Amnesty International предложила заморозить закон «Об иностранных агентах» и выпустила доклад к...

Amnesty International предложила заморозить закон «Об иностранных агентах» и выпустила доклад к годовщине его вступления в силу

1107

Так называемый закон об «иностранных агентах» вступил в силу в ноябре 2012. С тех пор любая некоммерческая организация (НКО), занимающаяся «политической деятельностью» (на практике формулировку трактуют как «оказывающая влияние на политическую деятельность в стране»), финансируемая из-за границы, признается «иностранным агентом». Получив этот статус, НКО попадают в специфическое правовое поле и вскоре прекращают свою деятельность. Правозащитники из Amnesty International проанализировали последствия этого закона для России.

По мнению авторов, сам термин «иностранный агент» несет для деятельности НКО «сковывающий эффект». Хотя российские власти и объявляют этот статус «простой формальностью», на самом деле он моментально переводит организацию в маргинальное поле. Ассоциируясь со  словами «шпион» и «предатель», сам термин «воскрешает в памяти сталинские репрессии, чистки 1930-х и начала 1950-х годов», пробуждая недоверие к организации, которая этот статус носит.

Вот, что говорится в докладе Amnesty International:

  • 148 ОРГАНИЗАЦИЙ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В СПИСОК «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ» ЗА 4 ГОДА.

Среди них, по меньшей мере, 21 экологическая организация; десять НКО, осуществляющих деятельность в сфере содействия развитию науки и образования; шесть просветительских организаций, специализирующихся на сохранении памяти о жертвах сталинских репрессий; один фотоклуб; шесть женских организаций; по меньшей мере, шесть групп по мониторингу. Большую часть из них внесли в список в период с мая 2014 года — с того момента, когда Минюст получил полномочия принудительно вносить организации в список.

Одной из самых известных организаций, пострадавших от принятия закона, был существующий 27 лет информационно-просветительский центр «Мемориал» в Екатеринбурге. Как считает председатель организации Анна Пастухова, неформальной причиной стало участие представителей консульств США и Германии в некоторых мероприятиях «Мемориала», семинарах или показах фильмов, которое «могло вызвать раздражение у властей в Москве».

Кроме того, «иностранным агентом» был объявлен Антидискриминационный центр «Мемориал» в Санкт-Петербурге за независимый доклад «Ромы, мигранты, активисты: жертвы полицейской безнаказанности», представленный в Комитет против пыток ООН в 2012 году (это было расценено как политическая деятельность). Организация закрылась в апреле 2014 года.

  • ТОЛЬКО 19 НКО, ПРИЗНАННЫХ «ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ», УДАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ В СУДЕ, ЧТО ОНИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ИНОСТРАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ РЕЕСТРА

«Однако даже в случае, если организацию исключают из этого списка, ее название по-прежнему фигурирует в нем с пометкой, что она «прекратила выполнять функции иностранного агента», — отмечают правозащитники.

  • 27 ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ» ЗАКРЫЛИСЬ

Комментарии с этой информацией были размещены рядом с названиями организаций в списке Минюста, сохранившихся там даже после ликвидации НКО.

Среди наиболее резонансных случаев — закрытие нижегородского Комитета против пыток. 29 декабря 2014 года Прокуратура Нижегородской области рекомендовала организации добровольно зарегистрироваться в качестве «иностранного агента», чего организация делать отказалась.

Уже спустя две недели Минюст принудительно включил Комитет против пыток в реестр, посчитав основанием постановление прокуратуры. Та, в свою очередь, назвала «участием в политической деятельности» «информирование общества о применении пыток полицией и о малоэффективном расследовании подобных случаев». Именно политика здесь заключается в том, расшифровывают мудрецы-прокуроры, что у общества формируется негативное мнение о государственных органах и их работе. Позднее правозащитники зарегистрировали Комитет по предотвращению пыток — как вновь учреждённую организацию. Спустя год, 14 января 2016 года, ее также включили в реестр «иностранных агентов».

Закрыться пришлось и фонду «Династия», созданному в 2002 году российским бизнесменом Дмитрием Зиминым для поддержки науки и образования в России. Собственные средства, часть из которых хранилась на его счетах за рубежом, Зимин выделял на стипендии и гранты студентам старших курсов, аспирантам и исследователям. В мае 2015 года он был объявлен «иностранным агентом», а в июле Попечительский совет фонда принял решение о его закрытии.

  • РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА В ОТНОШЕНИИ НКО ПРОТИВОРЕЧИТ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ПРОВОЗГЛАШАЮЩЕЙ СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ, АНАЛОГИЧНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, СЧИТАЮТ В AMNESTY.

У России, которая является государством-участником обоих этих международных инструментов, есть обязательства содействовать уважению и соблюдению права на свободу мирных собраний и объединений.

«Закон «об иностранных агентах» используется для подрыва доверия и дискредитации целого ряда эффективных и активных НКО. Он содействует созданию атмосферы подозрительности и нетерпимости, в результате его принятия многие организации, которые внесли значительный вклад в развитие прав человека, гражданского общества и благосостояния граждан, были вынуждены закрыться», — заключили авторы доклада.

Они обратились к российским властям с просьбой отменить закон, а в качестве первого шага, перестать включать в реестр «иностранных агентов» новые организации.

ИСТОЧНИК https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/18/70589-chetyre-goda-kleymu